Проверка на термическую стойкость шин при токах КЗ
Критерием термической стойкости является конечная температура, которая ограничивается механической прочностью металлов, деформациями частей аппаратов и шин. Для неизолированных медных проводников установлена максимальная температура 300oC, для алюминиевых - 200 oC.
В практических расчетах для определения минимальной величины допустимого сечения по термической стойкости (SТ), пользуются формулой:
(мм2) (9.14)
где: тепловой импульс (интеграл Джоуля), тока КЗ, А,
с - коэффициент, соответствующий разности выделенного тепла в проводнике после КЗ и до него, (справочная величина).
Если расчетная величина минимального сечения допустимого по термической стойкости ST меньше сечения проводника выбранного по допустимому току S, то считается, что шины термически стойкие, т.е. соблюдается условие:
(9.15)
Проверка на электродинамическую стойкость шин к токам КЗ
При КЗ по токоведущим частям проходят токи переходного режима, вызывая сложные динамические усилия в шинных конструкциях. Усилия, действующие на жесткие шины и изоляторы, рассчитываются по наибольшему мгновенному значению тока трехфазного КЗ ( ). Сила действующая на конструкцию определяется по (9.16).
Изгибающий момент, действующий на шину,
, (9.16)
где: f - наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ, Н/М,
l - длина пролета между опорными изоляторами, м,
- коэффициент, зависящий о способа крепления шин на опорных изоляторах (для реальных конструкций =10).
Напряжение в материале шины при воздействии изгибающего момента, МПа,
(9.17)
где: W - момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию момента, см3. Он зависит от размеров и расположения шин.
Шины механически прочны, если
(9.18)
где: допустимое механическое напряжение в материале шины. (справочная величина)
Примеры расчета шин
Однополосные шины
Наибольшее удельное усилие, Н/м,
(9.19)
где: - ударный ток трехфазного КЗ, А;
а - расстояние между фазами, м;
- коэффициент формы (находится по кривым [10]). Если расстояние между фазами значительно больше периметра шин то коэффициент формы .
Многополосные шины
Необходимо учитывать усилия как между фазами, так и между полосами.
Удельное усилие между фазами, Н/м:
(9.20)
Напряжение в материале от взаимодействия фаз, МПа,
, (9.21)
где: W - момент сопротивления пакета шин, см3.
Удельное усилие между полосами, Н/м:
для двуполосных шин:
, (9.22)
для трехполосных шин:
, (9.23)
где: величины, зависящие от коэффициентов формы;
b - толщина шины, м.
Напряжение в материале от взаимодействия полос, МПа,
, (9.24)
где: - расстояние между прокладками, которые укладываются между шинами в пакете, м;
- момент сопротивления одной полосы, см3.
Шины механически прочны, если,
(9.25)
Максимальное расстояние между прокладками, м
(9.26)
Минимальное число прокладок в пролете
(9.27)
где: l - длина пролета.
Шины коробчатого сечения
При жестком соединении швеллеров расчет такой же, как для однополостных
шин, .
При отсутствии жесткого соединения швеллеров расчет такой же, как для двухполостных шин, (при вертикальном расположении ).
Удельное усилие действующее между фазами при отсутствии жесткого соединения швеллеров:
, (9.28)
где: h - высота швеллера, м.
Формулы используются с учетом .
Шины, расположенные по вершинам треугольника
В этом случае силы, действующие на шину от других фаз, сдвинуты в пространстве. Результирующая сила меняется по величине и направлению, создавая растягивающие , изгибающие и сжимающие усилия на изоляторы.
В табл. 9.2 приведены расчетные формулы для определения и сил, действующих на изоляторы для круглых, полых и коробчатых шин, расположенных в вершинах треугольника.
Выбрать сборные шины 10кВ понизительной подстанции 110/10кВ. Номинальная мощность трансформатора МВА; ударный ток трехфазного КЗ на шинах , тепловой импульс . Предполагается, что шины расположены в горизонтальной плоскости, расстояние между фазами , длина пролета l = 1 м.
Сборные шины выбираем по длительно допустимому току. Так как распределение нагрузки по шинам неизвестно, выбор шин производим по току трансформатора:
Принимаем алюминиевые шины прямоугольного сечения (60x6)мм2 = 360мм2.
.
Проверяем шины на термическую стойкость, принимая , справочная величина:
Sт = .
Согласно условию шины термически устойчивы.
Проверка на динамическую стойкость
Удельное усилие принимая
Н/м
Момент сопротивления сечения при расположении шин “плашмя”
Напряжение в материале шины:
МПа
Согласно условию шины динамически устойчивы.
Таблица - 9.2. Расчетные формулы