Государственное регулирование заработной платы.

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения.

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

- Установление минимального размера заработной платы. Форма государственной защиты и исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников.

- регулирование верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

- защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, то есть увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включенной в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов:

- аккумуляцию денежных средств в государственном бюджете для проведения социальной политики;

- предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;

- финансирование системы социальной защиты, включающей: а) систему социального страхования; б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, то есть безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций.

Поскольку в России государство играет главенствующую роль в экономике и определяет политику оплаты труда миллионов людей, то следует понять, каким образом оно может воздействовать на доходы и заработную плату.

Государственное регулирование оплаты труда, осуществляемое в настоящее время, включает:

- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;

- налоговое регулирование средств оплаты труда организаций, а также доходов физических лиц;

- установление государственных гарантий по оплате труда.

В структуру заработной платы, помимо тарифной части, которая регулируется в зависимости т минимальной зарплаты, входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда.

В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки - ЕТС. ЕТС представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех

категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителей

организаций.

Существует также система надбавок и коэффициентов к заработной плате, укладывающаяся в систему государственного районного регулирования оплаты труда, сформированную еще в условиях плановой экономики.

Эта система

учитывает три фактора:

- различия в потребностях населения, занятого трудом равной тяжести и сложности;

- различия в уровне потребительских цен по районам;

- необходимость привлечения населения в районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы.

Основные факторы находятся под влиянием бюджета прожиточного

минимума, поэтому для совершенствования существующей системы районного регулирования целесообразно разрабатывать 12 - 15 бюджетов, которые дают возможность разделить территорию России на 8 тарифных поясов с поясными коэффициентами от 1,0 до 1,6.

На сегодняшний день в зависимости от степени дискомфортности,

оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска, проживания выделяется 5 зон с коэффициентами увеличения оплаты труда:

- I зона - 1,8 - 2,0;

- II зона - 1,6 - 1,8;

- III зона - 1,4 - 1,6;

- IV зона - 1,15 - 1,4;

- V зона (комфортная) - 1,0.

За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются северные надбавки.

Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный

дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет:

- на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке - 100%;

- в других районах Крайнего Севера - 80%;

- в местностях, приравненных к Крайнему Северу, - 50%;

- на Европейском Севере, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - 30% заработка.

В высокогорных районах установлены коэффициенты за работу в

зависимости от степени понижения трудоспособности работника в диапазоне от

1,0 до 1,4__
Практикум 1

Тест №1. В США зависимость между временными затратами на образование и получаемым впоследствии доходом выглядит следующим образом: двукратное увеличение срока образования по сравнению со средним может привести по окончании обучения к пятикратному увеличению дохода.

Проанализируйте представленное утверждение и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое человеческий капитал?

2. Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал?

Тест №2. Президент компании или известный музыкант могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий во много раз меньше.

Проанализируйте эти различия и сформулируйте ответ на вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы?

Тест №3. Директором ЦРУ в администрации Клинтона был назначен Дж. Вулси, окончивший Стэнфордский университет, учившийся в Оксфорде и защитивший диссертацию по юриспруденции в Йельском университете. Какое влияние оказала такая многоступенчатая система получения образования на возможность занять столь высокий пост?

Практикум 2

Тест №1 "Потребность в достижении успеха"

Вопрос Да Нет
Жизненный успех зависит скорее от случая, чем от расчета      
Жизнь потеряет для меня смысл в случае потери моего любимого занятия    
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат      
Люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми    
Большинство людей живет долгосрочными перспективами, а не близлежащими целями    
В моей жизни больше успехов, чем неудач      
Мне нравятся больше эмоциональные, чем деятельные люди      
Я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы даже в самой обычной работе    
Я могу забыть о мерах предосторожности, если поглощен мыслями об успехе.    
Близкие мне люди считают меня ленивым человеком      
Я считаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам    
Во мне больше терпения, чем способностей      
Мои родители слишком строго контролировали меня до моего совершеннолетия    
Я часто отказываюсь от своих намерений из-за свойственной мне лени, а не из-за сомнения в достижении успеха    
Думаю, что я уверенный в себе человек      
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу      
  Я усердный человек    
Если все идет гладко, моя энергия усиливается      
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных человеческих изобретениях, нежели о происшествиях    
Близкие мне люди обычно не разделяют моих планов      
Мои требования к жизни ниже, чем у моих друзей      
Я считаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей      

Ключ к таблице ответов "Потребность в достижении успеха"

(белое вырезать)

Вопрос Да Нет
Жизненный успех зависит скорее от случая, чем от расчета      
Жизнь потеряет для меня смысл в случае потери моего любимого занятия    
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат      
Люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми    
Большинство людей живет долгосрочными перспективами, а не близлежащими целями    
В моей жизни больше успехов, чем неудач      
Мне нравятся больше эмоциональные, чем деятельные люди      
Я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы даже в самой обычной работе    
Я могу забыть о мерах предосторожности, если поглощен мыслями об успехе.    
Близкие мне люди считают меня ленивым человеком      
Я считаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам    
Во мне больше терпения, чем способностей      
Мои родители слишком строго контролировали меня до моего совершеннолетия    
Я часто отказываюсь от своих намерений из-за свойственной мне лени, а не из-за сомнения в достижении успеха    
Думаю, что я уверенный в себе человек      
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу      
  Я усердный человек    
Если все идет гладко, моя энергия усиливается      
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных человеческих изобретениях, нежели о происшествиях    
Близкие мне люди обычно не разделяют моих планов      
Мои требования к жизни ниже, чем у моих друзей      
Я считаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей      

Трактовка результатов теста "Потребность в достижении успеха"

Посчитать количество видных галочек на ответы

Уровень мотивации достижения успеха:

Низкий - до 11 баллов;

Средний - 12 - 15 баллов;

Высокий - выше 15 баллов.

В случае высокого уровня мотивации вы отличаетесь сильным стремлением к успеху, при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем. По мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.

При среднем уровне мотивации необходимо активизироваться. Работать над собой для того, чтобы преуспеть в жизни. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность.

Если полученные результаты соответствуют низкому уровню стремления к успеху, то лучше не заниматься предпринимательской деятельностью. Это будет трудно для вас. Не отчаивайтесь! Постарайтесь увлечься каким-либо делом и проявить к нему как можно больше интереса.

В этом случае у вас появится шанс достичь профессионального мастерства, а следовательно, достичь успеха.

Тест №2 "Мотивация к успеху"

Вопрос Да Нет
Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время    
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание    
Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю все на карту      
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних    
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой      
В некоторые дни мои успехи ниже средних      
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим      
Я более доброжелателен, чем другие      
Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха    
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха      
Усердие - это не моя основная черта      
Мои достижения в труде не всегда одинаковы      
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят      
Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала      
Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком      
Препятствия делают мои решения более твердыми      
Я честолюбив      
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно      
При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других      
Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас      
Нужно полагаться только на самого себя      
В жизни мало вещей более важных, чем деньги      
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю    
Я менее честолюбив, чем многие другие      

Продолжение теста №2 "Мотивация к успеху"

В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу      
Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие    
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать      
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе      
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим      
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше    
Мои друзья иногда считают меня ленивым      
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег      
Бессмысленно противодействовать воле руководителя      
Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить      
Когда что-то не ладится, я нетерпелив      
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения      
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других людей    
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца      
Я завидую людям, которые не загружены работой      
Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению      
Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер    

Ключ к таблице ответов " Мотивация к успеху " (белое вырезать)

Вопрос Да Нет
Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время    
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание    
Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю все на карту      
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних    
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой      
В некоторые дни мои успехи ниже средних      
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим      
Я более доброжелателен, чем другие      
Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха    
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха      
Усердие - это не моя основная черта      
Мои достижения в труде не всегда одинаковы      
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят      
Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала      
Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком      
Препятствия делают мои решения более твердыми      
Я честолюбив      
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно      
При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других      
Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас      
Нужно полагаться только на самого себя      
В жизни мало вещей более важных, чем деньги      
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю    
Я менее честолюбив, чем многие другие      

Продолжение теста №2 "Мотивация к успеху"

В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу      
Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие    
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать      
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе      
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим      
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше    
Мои друзья иногда считают меня ленивым      
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег      
Бессмысленно противодействовать воле руководителя      
Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить      
Когда что-то не ладится, я нетерпелив      
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения      
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других людей    
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца      
Я завидую людям, которые не загружены работой      
Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению      
Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер    

Подсчитайте сумму набранных баллов.

1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху.

От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к успеху.

От 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к успеху.

Свыше 21 балла - высокий уровень мотивации к успеху.


Используя тест Герцберга, определите свою структуру мотивации и выделите превалирующие факторы удовлетворенности или неудовлетворенности своим трудом.

На каждый вопрос опрашиваемому предоставляется 5 баллов, которые он может распределить между двумя вариантами ответа (5 - 0, 4 - 1, 3 - 2, 2 - 3, 1 - 4, 0 - 5).

По окончании опроса просуммируйте баллы, набранные на ответах,

обозначенных буквами.

Букве А соответствуют финансовые мотивы;

Б - общественное признание;

В - ответственность работы;

Г - отношение с руководством;

Д - карьера, продвижение по службе;

Е - достижение личного успеха;

Ж - содержание работы;

3 - сотрудничество в коллективе.

Результаты теста нагляднее изображать в виде столбиковой диаграммы.

Распределите перечисленные мотивы по группам гигиенических факторов и мотиваторов с обоснованием своего выбора. Определите, факторы какой категории (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом) являются для вас более важными в вашей деятельности.

1. Человеку приходится выбирать между хорошо оплачиваемой работой, но "серой" и незаметной и трудом, связанным с широкой оглаской деятельности и возможным общественным признанием, но "не денежным", даже в перспективе. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
А Для человека всегда важна хорошо оплачиваемая работа
 
Б Каждый человек должен предпочесть общественное признание своих заслуг финансовым успехам

2. Человеку необходимо сделать выбор - остаться в подчинении человека, с которым сложились великолепные отношения, и продолжить выполнять малозначимые поручения или принять предложение перейти на другую, гораздо более ответственную работу в подчинение крайне требовательного руководителя. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
Г Предпочтительны хорошие отношения с руководителем
 
В Лучше, чтобы работа предполагала максимум ответственности

3. Человеку необходимо решить, принять ли предложение о повышении в должности, что связано с потерей комиссионного вознаграждения и означает снижение суммарной оплаты труда. В перспективе возможно повышение оплаты труда, но на данную возможность влияет масса различных факторов. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
Д Для любого главное получить повышение в должности
 
А Важнее всего сохранить высокооплачиваемую работу

4. Человек стоит перед выбором - получить общественное признание, выполнив работу ему не интересную и "пустую", или продолжить скромно выполнять содержательную и интересную себе самому работу. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
Б Человеку важнее получить общественное признание и моральное вознаграждение
 
Ж Лучше делать интересную и значительную, со своей точки зрения, работу

5. Человеку предлагают переход на гораздо более интересную, с его точки зрения, работу, однако при этом необходимо покинуть группу людей, с которыми длительно и комфортно работалось несколько лет. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
З Главное для человека - коллектив, в котором он работает
 
Ж Каждый человек предпочитает всему интересную ему работу

6. Что нужно сделать, для того чтобы побудить человека работать с энтузиазмом - делегировать ему максимум ответственности или очень хорошо заплатить:

 
В Важнейшими предпосылками к активной деятельности является ответственность и возможность принимать ответственные решения.
 
А Лучший стимул в работе - хорошая оплата.

7. Как поступить руководителю для повышения заинтересованности сотрудника в работе - продемонстрировать ему свое расположение или выплатить внеочередную премию:

 
Г Для сотрудника важнее всего внимание и хорошие отношенияс руководителем.
 
А Важнее всего материальное стимулирование

8. Человеку предлагают крайне ответственную, но индивидуальную работу взамен общественно признанной, но не ответственной деятельности. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
В Для любого предпочтительна ответственная работа.
 
Б Для каждого человека в работе главное общественное признание.

9. Эффективная система стимулирования труда должна концентрироваться на признание успехов индивидуально каждого человека или группы сотрудников:

 
Б Обычно человека стимулирует признание значимости его работы.
 
З Для человека важно признание успехов коллектива единомышленников.

10. Человеку необходимо сделать выбор между интересной, но низкооплачиваемой работой и хорошим вознаграждением за неинтересную себе самому работу. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
Ж Человеку предпочтительно делать содержательную работу.
 
А Человеку предпочтительно делать хорошо оплачиваемую работу.

11. Выбирая работу, человек стоит перед альтернативой, сразу получить хорошо оплачиваемую, но не дающую ощущения успешности работу или согласится ощущать себя успешным на скромно оплачиваемой работе. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
А Каждый решит получить высокооплачиваемую работу.
 
Е Более ценно быть успешным в работе.

12. Работая над системой повышения заинтересованности сотрудников в работе, в качестве приоритетной стратегии вы выберете создание команды единомышленников или остановитесь на повышении индивидуальной ответственности сотрудников:

 
З Более всего стимулирует человека то, что он работает в коллективе единомышленников.
 
В Более всего стимулирует индивидуальная ответственность за порученную работу.

13. Человеку необходимо сделать выбор между ответственной, но не предполагающей карьерного роста работой и возможностью сделать легкую карьеру. Какой совет вы дадите в такой ситуации:

 
В Важнее выполнять ответственную работу.
 
Д Каждого больше интересует возможность сделать карьеру.

14. Нет смысла менять работу, дающую человеку чувство успешности, из-за предложения работы, связанной с возможным широким общественным признанием:

 
Е Важнее всего чувство успеха в работе.
 
Б Важнее всего общественное признание.

15. В конфликте коллектива и руководителя необходимо принять одну из сторон:

 
З Поддержка коллег важнее отношений с директором.
 
Г Важнее отношение с руководством, чем поддержка коллег.

16. Нет смысла менять ответственную, но однообразную работу на более содержательную, но не предполагающую принятия важных решений:

 
В Важна ответственная работа, даже если она неинтересна.
 
Ж Каждому важна содержательная, интересная работа.

17. Руководитель пытается присвоить себе заслуги подчиненного, и необходимо принять решение, выносить ли это на общее обсуждение:

 
Г Каждый предпочитает сохранить хорошие отношения с руководством.
 
Б Необходимо получить признание своих заслуг от окружающих.

18. Что чаще вызывает смену работы, то, что нет возможности карьерного роста, или то, что нет возможности реализовать себя и достичь чего- либо:

 
Д Возможность сделать карьеру - важнейший фактор стабильности кадрового состава.
 
Е Возможность личных достижений и самореализации - это то, что долго удерживает человека на рабочем месте.

19. Что более важно для работника в процессе труда в организации- достичь успеха в своей деятельности или сохранить нормальные отношения с руководством, в том случае если одно противоречит другому:

 
Е Важнее достигнуть успеха и самореализоваться, чем иметь хорошие отношения с руководством.
 
Г Важнее иметь хорошие отношения с руководством, чем достигнуть успеха в работе.

20. Что лучше - получить повышение по службе, испортив при этом отношения с руководством, или сохранить хорошие отношения, отказавшись от служебного повышения:

 
Г Лучше иметь хорошие отношения с директором, чем испортить их благодаря повышению по службе.
 
Д Лучше принять повышение по службе, даже если это испортит хорошие отношения с руководителем.

21. Что более важно для работника - продвижение по службе со сменой интересующего его рода занятий или занятие любимым делом без возможности должностного роста:

 
Ж Если человек любит свою работу, он не покинет ее ради возможности продвинуться в должности.
 
Д Каждый предпочтет возможность повышения по службе, даже если придется покинуть интересную работу.

22. Что предпочтительнее для работника - иметь высокооплачиваемую работу или работать с хорошо знакомыми людьми, имея не очень высокую оплату труда:

 
З Лучше работать в знакомом коллективе, даже если работа не очень хорошо оплачивается.
 
А Каждый предпочтет высокооплачиваемую работу, даже если в новом коллективе его не будут принимать благосклонно.

23. Что предпочтительнее - иметь высокую ответственность за порученное дело, без общественного признания или получить моральное удовлетворение и признание окружающих, не выполняя ответственную работу:

 
В Каждый человек предпочтет ответственную работу, даже если она не принесет общественного признания.
 
Е Лучше достичь признания и морального поощрения, чем нести большую личную ответственность.

24. Что лучше для работника - иметь общественное признание в настоящем или возможность должностного роста в будущем, если одно исключает другое:

 
Б Лучше получить общественное признание за выполнение задач в настоящее время, чем получить повышение по должности в будущем.
 
Д Лучше сделать карьеру в перспективе, даже если карьера ограничит возможности признания ваших заслуг.

25. Что предпочтительнее - работать в знакомом коллективе с доброжелательными сослуживцами на той же должности или перейти на работу в другой коллектив, но с повышением по службе:

 
З Каждый предпочтет остаться в знакомом и доброжелательном коллективе, чем принять повышение по должности с переводом.
 
Д Каждый предпочтет повышение по должности, даже если придется расстаться с коллегами.

26. Что лучше для работника - выполнять знакомую рутинную работу без ошибок и неудач или иметь ошибки и промахи при решении сложных, но новых и интересных задач:

 
Е Лучше успешно выполнять знакомую рутинную работу, чем согласиться с возможными неудачами, решая новые, более интересны

Наши рекомендации