Государственное регулирование заработной платы.
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1. Регулирование доходов населения.
2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов предполагает:
- Установление минимального размера заработной платы. Форма государственной защиты и исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников.
- регулирование верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
- защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, то есть увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включенной в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов:
- аккумуляцию денежных средств в государственном бюджете для проведения социальной политики;
- предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;
- финансирование системы социальной защиты, включающей: а) систему социального страхования; б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, то есть безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций.
Поскольку в России государство играет главенствующую роль в экономике и определяет политику оплаты труда миллионов людей, то следует понять, каким образом оно может воздействовать на доходы и заработную плату.
Государственное регулирование оплаты труда, осуществляемое в настоящее время, включает:
- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
- налоговое регулирование средств оплаты труда организаций, а также доходов физических лиц;
- установление государственных гарантий по оплате труда.
В структуру заработной платы, помимо тарифной части, которая регулируется в зависимости т минимальной зарплаты, входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда.
В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки - ЕТС. ЕТС представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех
категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителей
организаций.
Существует также система надбавок и коэффициентов к заработной плате, укладывающаяся в систему государственного районного регулирования оплаты труда, сформированную еще в условиях плановой экономики.
Эта система
учитывает три фактора:
- различия в потребностях населения, занятого трудом равной тяжести и сложности;
- различия в уровне потребительских цен по районам;
- необходимость привлечения населения в районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы.
Основные факторы находятся под влиянием бюджета прожиточного
минимума, поэтому для совершенствования существующей системы районного регулирования целесообразно разрабатывать 12 - 15 бюджетов, которые дают возможность разделить территорию России на 8 тарифных поясов с поясными коэффициентами от 1,0 до 1,6.
На сегодняшний день в зависимости от степени дискомфортности,
оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска, проживания выделяется 5 зон с коэффициентами увеличения оплаты труда:
- I зона - 1,8 - 2,0;
- II зона - 1,6 - 1,8;
- III зона - 1,4 - 1,6;
- IV зона - 1,15 - 1,4;
- V зона (комфортная) - 1,0.
За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются северные надбавки.
Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный
дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет:
- на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке - 100%;
- в других районах Крайнего Севера - 80%;
- в местностях, приравненных к Крайнему Северу, - 50%;
- на Европейском Севере, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - 30% заработка.
В высокогорных районах установлены коэффициенты за работу в
зависимости от степени понижения трудоспособности работника в диапазоне от
1,0 до 1,4__
Практикум 1
Тест №1. В США зависимость между временными затратами на образование и получаемым впоследствии доходом выглядит следующим образом: двукратное увеличение срока образования по сравнению со средним может привести по окончании обучения к пятикратному увеличению дохода.
Проанализируйте представленное утверждение и сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1. Что такое человеческий капитал?
2. Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал?
Тест №2. Президент компании или известный музыкант могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий во много раз меньше.
Проанализируйте эти различия и сформулируйте ответ на вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы?
Тест №3. Директором ЦРУ в администрации Клинтона был назначен Дж. Вулси, окончивший Стэнфордский университет, учившийся в Оксфорде и защитивший диссертацию по юриспруденции в Йельском университете. Какое влияние оказала такая многоступенчатая система получения образования на возможность занять столь высокий пост?
Практикум 2
Тест №1 "Потребность в достижении успеха"
№ | Вопрос | Да | Нет |
Жизненный успех зависит скорее от случая, чем от расчета | |||
Жизнь потеряет для меня смысл в случае потери моего любимого занятия | |||
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат | |||
Люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми | |||
Большинство людей живет долгосрочными перспективами, а не близлежащими целями | |||
В моей жизни больше успехов, чем неудач | |||
Мне нравятся больше эмоциональные, чем деятельные люди | |||
Я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы даже в самой обычной работе | |||
Я могу забыть о мерах предосторожности, если поглощен мыслями об успехе. | |||
Близкие мне люди считают меня ленивым человеком | |||
Я считаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам | |||
Во мне больше терпения, чем способностей | |||
Мои родители слишком строго контролировали меня до моего совершеннолетия | |||
Я часто отказываюсь от своих намерений из-за свойственной мне лени, а не из-за сомнения в достижении успеха | |||
Думаю, что я уверенный в себе человек | |||
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу | |||
Я усердный человек | |||
Если все идет гладко, моя энергия усиливается | |||
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных человеческих изобретениях, нежели о происшествиях | |||
Близкие мне люди обычно не разделяют моих планов | |||
Мои требования к жизни ниже, чем у моих друзей | |||
Я считаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей |
Ключ к таблице ответов "Потребность в достижении успеха"
(белое вырезать)
№ | Вопрос | Да | Нет |
Жизненный успех зависит скорее от случая, чем от расчета | |||
Жизнь потеряет для меня смысл в случае потери моего любимого занятия | |||
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат | |||
Люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими людьми | |||
Большинство людей живет долгосрочными перспективами, а не близлежащими целями | |||
В моей жизни больше успехов, чем неудач | |||
Мне нравятся больше эмоциональные, чем деятельные люди | |||
Я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы даже в самой обычной работе | |||
Я могу забыть о мерах предосторожности, если поглощен мыслями об успехе. | |||
Близкие мне люди считают меня ленивым человеком | |||
Я считаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам | |||
Во мне больше терпения, чем способностей | |||
Мои родители слишком строго контролировали меня до моего совершеннолетия | |||
Я часто отказываюсь от своих намерений из-за свойственной мне лени, а не из-за сомнения в достижении успеха | |||
Думаю, что я уверенный в себе человек | |||
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу | |||
Я усердный человек | |||
Если все идет гладко, моя энергия усиливается | |||
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных человеческих изобретениях, нежели о происшествиях | |||
Близкие мне люди обычно не разделяют моих планов | |||
Мои требования к жизни ниже, чем у моих друзей | |||
Я считаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей |
Трактовка результатов теста "Потребность в достижении успеха"
Посчитать количество видных галочек на ответы
Уровень мотивации достижения успеха:
Низкий - до 11 баллов;
Средний - 12 - 15 баллов;
Высокий - выше 15 баллов.
В случае высокого уровня мотивации вы отличаетесь сильным стремлением к успеху, при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем. По мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.
При среднем уровне мотивации необходимо активизироваться. Работать над собой для того, чтобы преуспеть в жизни. Вырабатывать в себе уверенность и целеустремленность.
Если полученные результаты соответствуют низкому уровню стремления к успеху, то лучше не заниматься предпринимательской деятельностью. Это будет трудно для вас. Не отчаивайтесь! Постарайтесь увлечься каким-либо делом и проявить к нему как можно больше интереса.
В этом случае у вас появится шанс достичь профессионального мастерства, а следовательно, достичь успеха.
Тест №2 "Мотивация к успеху"
№ | Вопрос | Да | Нет |
Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время | |||
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание | |||
Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю все на карту | |||
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних | |||
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой | |||
В некоторые дни мои успехи ниже средних | |||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | |||
Я более доброжелателен, чем другие | |||
Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха | |||
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха | |||
Усердие - это не моя основная черта | |||
Мои достижения в труде не всегда одинаковы | |||
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят | |||
Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала | |||
Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком | |||
Препятствия делают мои решения более твердыми | |||
Я честолюбив | |||
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно | |||
При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других | |||
Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас | |||
Нужно полагаться только на самого себя | |||
В жизни мало вещей более важных, чем деньги | |||
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю | |||
Я менее честолюбив, чем многие другие |
Продолжение теста №2 "Мотивация к успеху"
В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу | |||
Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие | |||
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать | |||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | |||
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим | |||
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше | |||
Мои друзья иногда считают меня ленивым | |||
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег | |||
Бессмысленно противодействовать воле руководителя | |||
Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить | |||
Когда что-то не ладится, я нетерпелив | |||
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения | |||
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других людей | |||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | |||
Я завидую людям, которые не загружены работой | |||
Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению | |||
Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер |
Ключ к таблице ответов " Мотивация к успеху " (белое вырезать)
№ | Вопрос | Да | Нет |
Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время | |||
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание | |||
Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю все на карту | |||
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних | |||
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой | |||
В некоторые дни мои успехи ниже средних | |||
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим | |||
Я более доброжелателен, чем другие | |||
Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха | |||
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха | |||
Усердие - это не моя основная черта | |||
Мои достижения в труде не всегда одинаковы | |||
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят | |||
Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала | |||
Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком | |||
Препятствия делают мои решения более твердыми | |||
Я честолюбив | |||
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно | |||
При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других | |||
Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас | |||
Нужно полагаться только на самого себя | |||
В жизни мало вещей более важных, чем деньги | |||
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю | |||
Я менее честолюбив, чем многие другие |
Продолжение теста №2 "Мотивация к успеху"
В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу | |||
Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие | |||
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать | |||
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе | |||
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим | |||
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше | |||
Мои друзья иногда считают меня ленивым | |||
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег | |||
Бессмысленно противодействовать воле руководителя | |||
Иногда не знаешь, какую работу придется выполнить | |||
Когда что-то не ладится, я нетерпелив | |||
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения | |||
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других людей | |||
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца | |||
Я завидую людям, которые не загружены работой | |||
Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению | |||
Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер |
Подсчитайте сумму набранных баллов.
1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху.
От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к успеху.
От 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к успеху.
Свыше 21 балла - высокий уровень мотивации к успеху.
Используя тест Герцберга, определите свою структуру мотивации и выделите превалирующие факторы удовлетворенности или неудовлетворенности своим трудом.
На каждый вопрос опрашиваемому предоставляется 5 баллов, которые он может распределить между двумя вариантами ответа (5 - 0, 4 - 1, 3 - 2, 2 - 3, 1 - 4, 0 - 5).
По окончании опроса просуммируйте баллы, набранные на ответах,
обозначенных буквами.
Букве А соответствуют финансовые мотивы;
Б - общественное признание;
В - ответственность работы;
Г - отношение с руководством;
Д - карьера, продвижение по службе;
Е - достижение личного успеха;
Ж - содержание работы;
3 - сотрудничество в коллективе.
Результаты теста нагляднее изображать в виде столбиковой диаграммы.
Распределите перечисленные мотивы по группам гигиенических факторов и мотиваторов с обоснованием своего выбора. Определите, факторы какой категории (удовлетворенность или неудовлетворенность трудом) являются для вас более важными в вашей деятельности.
1. Человеку приходится выбирать между хорошо оплачиваемой работой, но "серой" и незаметной и трудом, связанным с широкой оглаской деятельности и возможным общественным признанием, но "не денежным", даже в перспективе. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| А Для человека всегда важна хорошо оплачиваемая работа | |
| Б Каждый человек должен предпочесть общественное признание своих заслуг финансовым успехам |
2. Человеку необходимо сделать выбор - остаться в подчинении человека, с которым сложились великолепные отношения, и продолжить выполнять малозначимые поручения или принять предложение перейти на другую, гораздо более ответственную работу в подчинение крайне требовательного руководителя. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| Г Предпочтительны хорошие отношения с руководителем | |
| В Лучше, чтобы работа предполагала максимум ответственности |
3. Человеку необходимо решить, принять ли предложение о повышении в должности, что связано с потерей комиссионного вознаграждения и означает снижение суммарной оплаты труда. В перспективе возможно повышение оплаты труда, но на данную возможность влияет масса различных факторов. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| Д Для любого главное получить повышение в должности | |
| А Важнее всего сохранить высокооплачиваемую работу |
4. Человек стоит перед выбором - получить общественное признание, выполнив работу ему не интересную и "пустую", или продолжить скромно выполнять содержательную и интересную себе самому работу. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| Б Человеку важнее получить общественное признание и моральное вознаграждение | |
| Ж Лучше делать интересную и значительную, со своей точки зрения, работу |
5. Человеку предлагают переход на гораздо более интересную, с его точки зрения, работу, однако при этом необходимо покинуть группу людей, с которыми длительно и комфортно работалось несколько лет. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| З Главное для человека - коллектив, в котором он работает | |
| Ж Каждый человек предпочитает всему интересную ему работу |
6. Что нужно сделать, для того чтобы побудить человека работать с энтузиазмом - делегировать ему максимум ответственности или очень хорошо заплатить:
| В Важнейшими предпосылками к активной деятельности является ответственность и возможность принимать ответственные решения. | |
| А Лучший стимул в работе - хорошая оплата. |
7. Как поступить руководителю для повышения заинтересованности сотрудника в работе - продемонстрировать ему свое расположение или выплатить внеочередную премию:
| Г Для сотрудника важнее всего внимание и хорошие отношенияс руководителем. | |
| А Важнее всего материальное стимулирование |
8. Человеку предлагают крайне ответственную, но индивидуальную работу взамен общественно признанной, но не ответственной деятельности. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| В Для любого предпочтительна ответственная работа. | |
| Б Для каждого человека в работе главное общественное признание. |
9. Эффективная система стимулирования труда должна концентрироваться на признание успехов индивидуально каждого человека или группы сотрудников:
| Б Обычно человека стимулирует признание значимости его работы. | |
| З Для человека важно признание успехов коллектива единомышленников. |
10. Человеку необходимо сделать выбор между интересной, но низкооплачиваемой работой и хорошим вознаграждением за неинтересную себе самому работу. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| Ж Человеку предпочтительно делать содержательную работу. | |
| А Человеку предпочтительно делать хорошо оплачиваемую работу. |
11. Выбирая работу, человек стоит перед альтернативой, сразу получить хорошо оплачиваемую, но не дающую ощущения успешности работу или согласится ощущать себя успешным на скромно оплачиваемой работе. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| А Каждый решит получить высокооплачиваемую работу. | |
| Е Более ценно быть успешным в работе. |
12. Работая над системой повышения заинтересованности сотрудников в работе, в качестве приоритетной стратегии вы выберете создание команды единомышленников или остановитесь на повышении индивидуальной ответственности сотрудников:
| З Более всего стимулирует человека то, что он работает в коллективе единомышленников. | |
| В Более всего стимулирует индивидуальная ответственность за порученную работу. |
13. Человеку необходимо сделать выбор между ответственной, но не предполагающей карьерного роста работой и возможностью сделать легкую карьеру. Какой совет вы дадите в такой ситуации:
| В Важнее выполнять ответственную работу. | |
| Д Каждого больше интересует возможность сделать карьеру. |
14. Нет смысла менять работу, дающую человеку чувство успешности, из-за предложения работы, связанной с возможным широким общественным признанием:
| Е Важнее всего чувство успеха в работе. | |
| Б Важнее всего общественное признание. |
15. В конфликте коллектива и руководителя необходимо принять одну из сторон:
| З Поддержка коллег важнее отношений с директором. | |
| Г Важнее отношение с руководством, чем поддержка коллег. |
16. Нет смысла менять ответственную, но однообразную работу на более содержательную, но не предполагающую принятия важных решений:
| В Важна ответственная работа, даже если она неинтересна. | |
| Ж Каждому важна содержательная, интересная работа. |
17. Руководитель пытается присвоить себе заслуги подчиненного, и необходимо принять решение, выносить ли это на общее обсуждение:
| Г Каждый предпочитает сохранить хорошие отношения с руководством. | |
| Б Необходимо получить признание своих заслуг от окружающих. |
18. Что чаще вызывает смену работы, то, что нет возможности карьерного роста, или то, что нет возможности реализовать себя и достичь чего- либо:
| Д Возможность сделать карьеру - важнейший фактор стабильности кадрового состава. | |
| Е Возможность личных достижений и самореализации - это то, что долго удерживает человека на рабочем месте. |
19. Что более важно для работника в процессе труда в организации- достичь успеха в своей деятельности или сохранить нормальные отношения с руководством, в том случае если одно противоречит другому:
| Е Важнее достигнуть успеха и самореализоваться, чем иметь хорошие отношения с руководством. | |
| Г Важнее иметь хорошие отношения с руководством, чем достигнуть успеха в работе. |
20. Что лучше - получить повышение по службе, испортив при этом отношения с руководством, или сохранить хорошие отношения, отказавшись от служебного повышения:
| Г Лучше иметь хорошие отношения с директором, чем испортить их благодаря повышению по службе. | |
| Д Лучше принять повышение по службе, даже если это испортит хорошие отношения с руководителем. |
21. Что более важно для работника - продвижение по службе со сменой интересующего его рода занятий или занятие любимым делом без возможности должностного роста:
| Ж Если человек любит свою работу, он не покинет ее ради возможности продвинуться в должности. | |
| Д Каждый предпочтет возможность повышения по службе, даже если придется покинуть интересную работу. |
22. Что предпочтительнее для работника - иметь высокооплачиваемую работу или работать с хорошо знакомыми людьми, имея не очень высокую оплату труда:
| З Лучше работать в знакомом коллективе, даже если работа не очень хорошо оплачивается. | |
| А Каждый предпочтет высокооплачиваемую работу, даже если в новом коллективе его не будут принимать благосклонно. |
23. Что предпочтительнее - иметь высокую ответственность за порученное дело, без общественного признания или получить моральное удовлетворение и признание окружающих, не выполняя ответственную работу:
| В Каждый человек предпочтет ответственную работу, даже если она не принесет общественного признания. | |
| Е Лучше достичь признания и морального поощрения, чем нести большую личную ответственность. |
24. Что лучше для работника - иметь общественное признание в настоящем или возможность должностного роста в будущем, если одно исключает другое:
| Б Лучше получить общественное признание за выполнение задач в настоящее время, чем получить повышение по должности в будущем. | |
| Д Лучше сделать карьеру в перспективе, даже если карьера ограничит возможности признания ваших заслуг. |
25. Что предпочтительнее - работать в знакомом коллективе с доброжелательными сослуживцами на той же должности или перейти на работу в другой коллектив, но с повышением по службе:
| З Каждый предпочтет остаться в знакомом и доброжелательном коллективе, чем принять повышение по должности с переводом. | |
| Д Каждый предпочтет повышение по должности, даже если придется расстаться с коллегами. |
26. Что лучше для работника - выполнять знакомую рутинную работу без ошибок и неудач или иметь ошибки и промахи при решении сложных, но новых и интересных задач:
| Е Лучше успешно выполнять знакомую рутинную работу, чем согласиться с возможными неудачами, решая новые, более интересны Наши рекомендации
|