Вопрос 5. Виды прибыли и взаимосвязь между ними.
Многочисленные исследования, посвященные раскрытию экономического содержания, функций прибыли, позволили выделить два основных подхода: экономический и бухгалтерский.
В соответствии с первым подходом под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом существует множество разночтений в понимании того, как рассчитывать экономическую стоимость. Можно выделить ряд основных точек зрения:
· экономическая прибыль – разница между рентабельностью вложенного капитала и его средневзвешенной стоимостью:
· экономическая прибыль – разница между величиной чистой прибыли и величиной вложенного капитала, умноженной на его средневзвешенную стоимость:
В соответствии со вторым подходом под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, рассчитанная в соответствии с правилами бухгалтерского учета как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде, и отражаемая в отчете о прибылях и убытках.
Определение бухгалтерской прибыли основано на двух главных концепциях:
· концепции сохранения капитала;
· концепции наращения капитала.
В мировой практике доминирует концепция сохранения капитала, согласно которой бухгалтерская прибыль – прирост собственного капитала в течение отчетного периода, что характеризует улучшение благосостояния собственников предприятия. Согласно данной концепции выручка от продаж и другие доходы предприятия могут быть признаны только вследствие увеличения какого–либо актива или уменьшения какого либо обязательства, соответственно, расходы не могут быть признаны, если они не вызваны уменьшением активов или увеличением обязательств. Таким образом, бухгалтерская прибыль представляет собой увеличение ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, убыток – их уменьшение.
Согласно концепции наращения капитала бухгалтерская прибыль – разница между доходами и расходами предприятия, которая является результатом их корректного разнесения по соответствующим отчетным периодам. Доходы и расходы будущих периодов будут признаны активами или пассивами вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущих приток или отток ресурсов.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках выделяются следующие виды бухгалтерской прибыли:
· Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) – Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, а также косвенные общепроизводственные расходы.
Валовая прибыль является показателем результативности работы производственных подразделений предприятия.
· Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.
Прибыль от продаж есть показатель результативности основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
· Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы.
Прибыль до налогообложения это показатель результативности всей хозяйственной деятельности предприятия.
· Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения ± Отложенные налоговые активы – Отложенные налоговые обязательства – Текущий налог на прибыль.
Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от категории заинтересованных лиц.
· Собственникам предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций.
· Кредиторам важна общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов – прибыль от продаж (брутто–прибыль), поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал.
· Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов – прибыль до налогообложения, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.
Отличие бухгалтерской прибыли от экономической заключается в том, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех обязательств предприятия, а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат упущенных возможностей
Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил предприятию свой капитал.
Отсутствие экономической прибыли свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов, «проедании» предоставленного капитала и может стать причиной перетока капитала в другие сферы.
На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. По сути это вся совокупность факторов, оказывающих влияние на финансово–хозяйственную деятельность предприятия. Существуют различные подходы к классификации факторов. Однако, для целей анализа финансовых результатов деятельности предприятия целесообразно выделять внешние и внутренние факторы. В их состав входят факторы, которые могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние.
Поскольку прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятии, отражающим качество его бизнеса, понятие «качество прибыли» должно содержательно раскрывать особенности ее формирования за счет различных источников.
Высокое качество прибыли характеризуется:
· ростом объема выпуска продукции;
· снижением операционных затрат;
· другими источниками, полученными преимущественно за счет интенсивных факторов.
Низкое качество прибыли характеризуется:
· ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях, в частности за счет монопольно высоких цен;
· несоответствием цены и качества продукции, что приводит к получению «незаработанной» прибыли. Зачастую в основе этого лежит недобросовестная конкуренция.
Вопрос 6. Планирование, распределение и использование прибыли.
Планирование прибыли на предприятии осуществляется раздельно по видам:
· от реализации товарной продукции;
· от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· от реализации основных средств и другого имущества;
· от внереализационных операций.
При этом могут использоваться различные методы.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них – метод прямого счета и аналитический.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях и наиболее точен. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
, где
Ред – цена за единицу продукции за вычетом НДС и акцизов;
Cед – полная себестоимость единицы продукции;
q – объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2. Исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно (как правило, методом прямого счета).
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, услуг непромышленного характера и т.д.) планируется методом прямого счета. При незначительной доле этой продукции прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного предприятия.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет чистой прибыли, оставшейся после расчета с собственниками.
Распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль представляет собой многоцелевой источник финансирования потребностей предприятия. При распределении чистой прибыли необходимо обеспечить оптимальное соотношение между капитализируемой и потребляемой ее частями.
Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность предприятия за счет собственных источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы предприятия, связанные с привлечением дополнительных заемных источников, выпуском новых акций; сохраняется, при прочих равных условиях действующая система управления, поскольку состав собственников и доли их участия в капитале не изменяются и др.