Взгляды экономистов на место потребителя в рыночной системе.
Экономическую концепцию по потребителя как субъекта рыночных отношений считают составной микроэкономики, она объясняет формирование спроса, раскрывает его структуру, динамику, взаимосвязь с ценовой политикой. Существенный вклад в ее обработки сделали экономисты ХIХ-XX вв. Г. Госсен, Э. Энгель, К.Менгер, в. Джевойс и др.
Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать (купить) и использовать товары (работу, услугу) исключительно для личных нужд, не связанных с получением прибыли.
Права потребителя определено нормами потребительского права. Потребительское право - отрасль права, которая представляет собой совокупность положений и норм, направленных на защиту потребителей на рынке товаров и услуг. Защита прав потребителей осуществляют специальные правовые учреждения (например, федеральная комиссия по торговле в США, министерство по делам потребителей во Франции), а также ассоциации, организации потребителей, комитеты и др. В Украине права потребителей и порядок их защиты определено Конституцией. В статье 42 Конституции Украины записано: "Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности гражданских организаций потребителей".
Потребитель как субъект рыночных отношений - это человек, который стремится максимального удовлетворения потребностей путем потребления полезных качеств экономических благ и услуг с учетом существующих ограничений в доходах и ценах. В основе решения этих и других вопросов лежат стимулы - побудительные мотивы, обусловленные совокупностью внешних и внутренних факторов. Внешние факторы формирует хозяйственная среда, основными параметрами которого является рыночная конъюнктура, инновационная политика производителя, система ценообразования и др. К внутренним факторам относятся первичные мотивы, желание покупателей и тому подобное. Совокупность внутренних и внешних факторов и приводит побуждение потребителей. Каждый из них может, во-первых, принять решение о покупке того или иного блага; во-вторых, заняться дополнительными поисками или сбором дополнительной информации; в-третьих, отказаться вообще от идеи приобретения.
Следует отметить, что к середине 70-х годов XX в. потребители мало влияли на характер предпринимательской деятельности. Это было время, когда спрос превышал предложение, поэтому потребности потребителей предприниматели зачастую не принимали во внимание. Но с середины 70-х годов все в корне изменилось.
Если раньше предприниматели преимущественно воспринимали потребителей как некую массу, которая должна платить управленческие расходы, выступать в роли субъекта в процессе распределения предпринимательской деятельности, то теперь предпринимателям пришлось сконцентрировать все свое внимание на потребностях потребителя. Главная задача, стоит перед предпринимателями - найти ответ на следующие вопросы: почему потребитель пытается приобрести этот товар, а не другой; почему он считает престижем иметь именно этот товар; почему потребитель изменил свое мнение по тому или иному экономического блага?
Современная теория, определяя место потребителя в системе рыночных отношений, считает главным понимание интересов и умение предпринимателя удовлетворить его потребности. Наряду с решением задач эффективного управления, использованием ограниченных ресурсов потребности потребителя стали приоритетными в предпринимательской деятельности, ключевыми параметрами в обеспечении успеха любого вида бизнеса.
7. Проблема богатства и бедности.
Неравенство в обществе привлекало внимание ученых еще задолго до Адама Смита. Главным критерием неравенства является богатство, деньги. Остальные – власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов – тесно с ним связаны. Из-за неравенства отношения людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения жизни бедных, усиления давления на них. Римские цезари подкармливали плебс. Стремление к равенству, которому сопутствовало "подтягивание" жизни бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала осуществляться социальная политика.
Эта политика позволяет нейтрализовать недовольство бедственным положением, реально помогает людям и создает видимость стремления к равенству. Проведение социальной политики выявило особую категорию "паразитов", готовых жить на пособие всю жизнь. Поэтому проведению социальной политики на Западе сопутствует поддерживаемая религией политика внушения неуважения к паразитарному существованию.
Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные - несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Порогом бедности считается возможность потратить в день менее $ 4. Диапазон отношения к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к применению социальных программ склонны, большей частью, богатые страны и богатые люди. В бедных странах с большим количеством нуворишей отношение к беднякам презрительное и беспощадное.
Вальтер Ойкен выдвинул концепцию социально обоснованной экономической политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов, эта проблема превращается в нервный узел экономического регулирования. Основной момент здесь – интерес не к абсолютному равенству, а принцип "живи и дай жить другим". Каждый человек и социальная группа имеют конечный предел потребностей (или медленно растущий, что равнозначно в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.
В процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. Социальные программы должны быть максимально гибкими и адаптированными к национальным особенностям стран.
Проблема бедности в экономической психологии Запада рассматривается как самостоятельная проблема
Бедность определяется, как неспособность поддерживать минимальный уровень жизни. Существуют различные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы ее причин:
- индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных);
- структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество и экономические силы);
- фаталистические (причина бедности – удача и судьба).
Именно исследование личности бедных людей, по мнению ученых, является одним из главных вкладов психологии в смягчение остроты проблемы бедности. Личностные теории бедности предоставляют разноречивый материал, однако авторы отдельных публикаций и обзоров выделяют все же некоторые "константы" психологического портрета людей, которые демонстрируют объективную или субъективно переживаемую бедность (человек воспринимает себя как бедного). Рассмотрим эти устойчивые характеристики бедных.
Значительно меньше внимания учеными уделялось проблемам психологии богатства. Обозначим некоторые из них. Помимо исследований отношения к богатым и этики богатства предпринимались попытки выявить личностные проблемы, связанные с богатством. Так, внезапные изменения благосостояния (выигрыши, наследование) часто связаны с разрушительными последствиями в отношении социальной идентификации (отражением себя как представителя другого слоя), с проблемами перехода к другим ценностям, интересам, нормам и моделям поведения. Адаптация к богатству нередко сопровождается обострением личностных проблем в связи с изменением образа жизни (финансовая безопасность, увеличение времени досуга).