Основные подходы к организационному проектированию
Структурный подход – характеризуется разделением предприятия на структурные элементы (производственные подразделения).
Организация производства – это пространственно- временная структура предприятия (рабочей силы, подразделений, средств производства) и их взаимодействия для достижения количественных и качественных целей туристской компании.
Различают общую и производственную структуру предприятия:
Производственная – производственные подразделения и службы предприятия, к ним относят подразделения по производству и реализации туристских продуктов и услуг (отдел продаж туристских продуктов по разным географическим направлениям и видам отдыха).
Общая – подразделения и службы не связанные с производством туристских продуктов и услуг (финансовый отдел, отдел маркетинга, секретариат и пр.).
Организационное проектирование структуры состоит из разделов:
1. Формирование идеи проекта на основе стратегии организации.
2. Формирование производственной структуры организации;
3. Формирование организационной структуры управления организацией;
4. Подбор персонала.
Содержание процесса организационного проектирования:
1. Подбор персонала проводится с учетом видов деятельности, количества подразделений, производственных участков, рабочих мест, принимая во внимание профессии, квалификацию, специализацию работающих.
2. Определение потребности в материальных ресурсов (нормы и нормативы, объемы, затраты, сроки выполнения работ и пр.).
3. Финансовое обеспечение деятельности организации, включая финансовые источники, средства, финансовые потоки.
4. Информационное обеспечение управления.
5. Взаимодействие структур организации.
Этапы организационного проектирования:
1.Формирование идеи на основе исследовательского процесса.
2. Системный анализ деловых процессов.
3. Разработка производственной структуры (подразделений).
4. Разработка организационной структуры управления.
5. Разработка положений о подразделениях, должностных инструкций.
6. Разработка норм и нормативов.
7. Подбор персонала и комплектование штата организации.
8. Расчет потребностей в различных видах ресурсов.
9. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и его согласование
Проектирование производственных процессов.
Определить в полной мере всю систему процессов туристского предприятия достаточно сложно, однако можно выделить три основные группы процессов:
Сквозные процессы – проходят через несколько подразделений или всю организацию (межфункциональные процессы)
Процессы подразделений (подпроцессы) они ограничены рамками одного подразделения (внутрифункциональные процессы)
Операции (функции) самого нижнего уровня, как правило, на уровне исполнителей.
Характеристика процессов:
Производственный (деловой, бизнес – процесс) – основа деятельности предприятия или организации, представляет собой совокупность отдельных операций и процессов труда, направленных на изготовление продукции, предоставлению услуг, выполнению работ.
Принято выделять по смысловому производственному значению два основных типа процессов: технологический процесс, трудовой процесс.
Технологический процесс - это основная часть производственного процесса, состоящий из целого ряда производственных операций, выполняемых в определенной последовательности. Расчлененность технологического процесса на отдельные операции зависит от ряда факторов: объем работы, производственных мощностей, оборудования рабочих мест и пр. Для упорядочения технологического процесса разрабатываются специальные инструктивные документы (технологические карты, схемы, методические руководства и пр.)
Трудовой процесс – это совокупность действий, выполняемых исполнителем в процессе выполнения определенных видов работ (функций). Содержание и структура трудового процесса зависят от сложности производственного задания, применяемой техники и технологий.
Проектирование организационной структуры туристского предприятия.
Проектирование организационной структуры предприятия – важнейшая часть организационного проектирования, так как организационная структура формирует основу управленческой деятельности.
Организационная структура – совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений.
Под организационной структурой принято понимать состав отделов, служб, подразделений в аппарате управления, системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, базой для построения оргструктуры управления является общая организационная структура всего производства. Организационное проектирование необходимо для обеспечения высокого уровня организованности деятельности предприятия.
Принято выделять уровни организованности деятельности: высокий, средний, низкий.
Уровень организованности зависит, прежде всего, от стадии жизненного цикла на котором находится предприятие, а также от культуры управления, степени инновационной активности отрасли и пр.
Признаки высокого уровня организованности: деятельность предприятия спроектирована, нацелена, регламентирована, снабжена необходимыми регламентами и инструктивными документами.
Типы организационной структуры (базовые типы)
· Линейные
· Функциональные
· Дивизиональные
· Адаптивные
Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность структуры (число уровней управления) организационной структуры, является:
- масштабы производства и объемы продаж;
- ассортимент производимых продуктов и услуг;
- уровень специализации и кооперациитруда;
- степень развития инфраструктуры региона;
- степень интегрированности предприятия во внешние бизнес-структуры и пр. Охарактеризуем основные типы организационных структур, применяемых при проектировании туристских предприятий/организаций в таблице 1
Таблица 1.
Характеристика и типов структур организации
Тип структуры | Характеристика |
Линейная | Планирование работ и контроль за их выполнением осуществляется по вертикали от руководителя к подразделениям. |
Функциональная | Планирование работ и контроль за их выполнением осуществляется функциональными подразделениями, работы выполняются в рамках закрепленных функций. |
Линейно-функциональная | Планирование работ осуществляют функциональные подразделения, работы выполняют производственные подразделения, все подразделения подчинены руководителю. |
Матричная | К линейно-функциональной структуре добавляются менеджеры по проектам, которые отвечают за новизну и конкурентоспособность производства |
Бригадная | Выделяются бригады из 10-15 человек, в нее входят разные специалисты способные выполнять комплексную производственную задачу и назначается бригадир. |
Дивизиональная | Выделяются производственные дивизионы по типам продукции\услуг, характерна для крупных концернов и производственных объединений |
Структура организации в зависимости от вышеуказанных факторов, может быть: линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной и проблемно-целевой (проектной).
В современных условиях возникает необходимость формирования проблемно-целевых структур предприятия, которая должна быть построена на основе дерева целей предприятия:
1 уровень дерева целей (основные цели, сформированные по основным направлениям деятельности) – определяется число заместителей руководителя – по маркетингу, сбыту, финансам и пр.
2 уровень дерева целей (формирование подразделений по выполнению конкретных функций) – формирование отделов.
3 уровень дерева целей - ориентация на конкретные задачи, построение структур с учетом видов продукции, отдельных типов рынка или регионов.