Территориальный аспект и уровни туристского проектирования.
Пространственный подход к организации и развитию туристской деятельности в равной степени сочетает в себе географические, экономические, социальные и экологические подходы. Применение пространственного аспекта развития туризма, предполагает изучение региональных туристских систем, процессов управления туристской территорией, особенностей потребительского поведения туристов, а также специфики туристско-рекреационной инфраструктуры и ресурсной базы туристской деятельности.
Пространственное освоение туристской территории можно представить фазами:
Первая фаза освоения «Начальная» - на этом этапе территория только открывается для туристов, которые, как и местное население имеют весьма смутные представления о выгодах и пользах, которые можно получить. Появляются первые туристские предприятия, места отдыха и досуга.
Вторая фаза освоения «Промежуточная» - на этом этапе туристское пространство активно заполняется туристским объектами, выделяется целая группа (ядро) объектов, повышается осведомленность туристов. Растет популярность территории, увеличиваются туристские потоки и растут доходы от туристской деятельности.
Третья фаза освоения «Зрелая» - на этом этапе формируется зрелое туристское пространство, характеризующееся развитой инфраструктурой, уникальными туристскими ресурсами, хорошей транспортной доступностью и высоким качеством туристского обслуживания.
Каждая из представленных фаз требует грамотного и эффективного туристского планирования, позволяющего сформировать стратегические региональные программы развития туристской территории, построенные на постоянном мониторинге и оценке состояния туристско-рекреационных систем. Стратегическое планирование развития туристской деятельности, в данном случае выступает инструментом сбалансированного регионального развития, предупреждая наступление нежелательных сценариев развития (разрушение экологических систем, культурную деградацию территории и пр.)
Туристское планирование и проектирование как самостоятельные виды деятельности сформировались в Западной Европе в начале 60-х годов ХХ века. Пионерами в этих отраслях стали развитые европейские страны: Франция, Германия, Италия, Великобритания, Испания и др. Туризм и рекреация в экономике европейских стран всегда занимали значимые позиции. В дальнейшем европейские принципы и основы турпроектирования стали развивать Канада, Турция, Египет, Таиланд, страны Ближнего Востока и пр. В нашей стране туристское планирование и проектирование не имело самостоятельной основы, а курортные города проектировались в рамках общепринятых норм проектирования городов, сельских и городских поселений.
Планирование в туризме всегда носит территориальную привязку, но с учетом специфических особенностей туризма и рекреации и значительно отличается от территорий, не связанных с туристской деятельностью. Так как наличие туристских и рекреационных ресурсов ставит при проектировании задачу их рационального и бережного природопользования и активизирует такие важные понятия как: пропускной потенциал, туристско-рекреационная емкость, антропогенная нагрузка, техногенная нагрузка, предельная нагрузка.
Сущность туристского проектирования предполагает создание на территории условий для развития туризма, что должно стать важной частью территориальной туристской стратегии и политики. Все действия и процессы турпроектирования и планирования должны согласовываться и не идти в разрез с Концепцией устойчивого развития территориальных систем, в основе которой формируются принципы экологической, экономической и социальной устойчивости туристских территорий.
Туристское проектирование фактически представляет собой сложный многоуровневый комплекс действий, охватывающий собой деятельность всех субъектов туристской деятельности, начиная с низового звена - туристского предприятия и заканчивая крупными международными туристским организациями. В этой связи процессы турпроектирования охватывают все уровни организации туристских систем: международный, национальный, региональный и местный.
На международном уровне планируются комплексные международные туристские маршруты, транспортные потоки, международные маркетинговые стратегии и программы и рекламные компании. Здесь в качестве субъектов планирования выступают Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная туристская организация (ЮНВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council - WTTC), Международная организация гражданской авиации (ИКАО)[1], Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. В качестве примера может выступить международный туристский маршрут «Великий шелковый путь», общей протяженностью около 10 тысяч километров тысячи лет соединяющий Китай со Средиземноморьем. По прогнозу ЮНЕСКО, к 2020 году Великий шелковый путь посетит примерно треть всех туристов мира. А также разрабатываемый новый международный маршрут «Великий чайный путь», проходящий по десяткам городов России, Монголии и Китая.
На национальном уровне туристское проектирование охватывает развитие туризма в отдельных регионах страны и выражается в форме национальной туристской политики, которую формируют органы государственной власти. В частности, Правительство РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), и др.
За последнее десятилетие в российской туристской практике предпринималось ряд пространственных подходов к организации туристской деятельности. К ним можно отнести выделение особых экономических зон с (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа и кластерный подход.
В частности, были разработаны проекты семи особых экономических зон, туристско-рекреационного типа:
1. Особая экономическая зона в Калининградской области.
2. Особая экономическая зона в Краснодарском крае
3. Особая экономическая зона в Ставропольском крае
4. Особая экономическая зона в Алтайском крае
5. Особая экономическая зона в Республике Алтай
6. Особая экономическая зона в Республике Бурятия
7. Особая экономическая зона в Иркутской области
Изучение результатов создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа показало, что только четвертая часть из созданных зон доказала свою жизнеспособность на практике, так как ни одна из самых успешных территориальных моделей не является идеальной, кроме того решение одних проблем как правило инициирует создание новых, которые тоже необходимо решать.
Каждый субъект РФ планирует и проектирует свою туристскую деятельность в рамках региональных туристских администраций. Основным инструментом этой деятельности является методика программно-целевого планирования, которая позволяет формировать региональные программы и концепции развития регионов и отдельных отраслей деятельности, в частности туризма и рекреации. В частности, Федеральная целевая программа (ФЦП) «Юг России», Концепция развития туризма в Алтайском крае «Алтайтуризм», «Основные направления развития туризма в Ярославской области и др.
На местномуровне туристско-рекреационное проектирование и планирование отличается высокой степенью детализации и в основном использует документы, регулирующие вопросы землепользования и прокладки коммуникаций, так как именно местные органы самоуправления отвечают за территориальное (картографическое) размещение объектов туризма и рекреации: гостиниц, кафе, ресторанов, парков-аттракционов и пр.
Городское планирование и проектирование имеет достаточно глубокие корни, но свой современный аспект оно приобрело в XVIII веке в Великобритании. В России цивилизованное градостроительство начинает свой путь с основания Санкт-Петербурга. Местный уровень проектирования также предполагает проектирование в рамках отдельного участка, т.е. учитывая ландшафт местности. В настоящее время такой подход определяется как дизайн городской среды и ландшафтный дизайн. Примером этого уровня проектирования является проектирование ландшафтных объектов (парк «Царицыно» в Москве).