Последовательность процесса разработки.
Проект обычно развивается во времени и в рамках определенных этапов. При этом на каждом этапе формируется содержательная часть проекта. Традиционные проекты развиваются последовательно, а нетрадиционные носят спонтанный характер, так как логическая последовательность шагов в них неочевидна.
Вывод:
Проектирование – это деятельность, ограниченная во времени и направленная на достижение поставленных целей.
Цель проекта – создание нового (оригинального или уникального) продукта или услуги в рамках выделенных ресурсов и в определенные сроки.
Туристско-рекреационное проектирование (ТРП) -это самостоятельное направление проектной деятельности в сфере туризма и рекреации, которое с одной стороны обладает всеми ключевыми признаками проектирования, а с другой отличается ярко выраженной спецификой характерной для этой сферы.
В зарубежной практике туристско-рекреационное проектирование получило название туристского инжиниринга.
Инжиниринг (от англ. engineering) – инженерно-консультационные услуги или работы, которые имеют исследовательский, проектно-конструкторский или расчетно-аналитический характер. Инжиниринговые процессы направлены на создание объектов и систем на базе научных знаний и производственного потенциала.
Система туристского инжиниринга имеет много общего с туристско-рекреационным проектированием, но в определенной степени решает более узкий круг задач технико-технологического характера, в отличии от ТРП, которое в том числе направлено и на гуманитарное проектирование.
В этой связи, следует подчеркнуть, что проектирование как процесс характеризуется нацеленностью на появление чего-то принципиально нового в будущем. Неоднозначность и сложность проектирования как деятельности предполагает наличие его отдельных видов:
Техническое проектирование – деятельность, организованная посредством решения задач по имеющимся прототипам и аналогам (например, решение определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработке технологических проектов). Обоснованием такого проекта служат существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления производственных технологий (примером может служить – СНиП – строительные нормы и правила и иные технико-технологические нормативы.).
Гуманитарное проектирование – деятельность, базирующаяся на проблемной организации человеческого мышления, когда результат проектного решения наперед неизвестен и зависит целого ряда субъективных факторов, что требует проверки проекта на фактическую реализуемость. Отправной точкой гуманитарного проектирования является креативная идея разработчика, на которой выстраивается образ будущего продукта.
Втуристско-рекреационном проектировании ключевую роль выполняет гуманитарное проектирование, как деятельность по построению несуществующего объекта (туристского продукта/услуги) или обустройству места (пространства) по замыслу разработчика.
Гуманитарное проектирование фактически является идеологией туристской деятельности и во многом определяет вектор его развития.
Основные этапы гуманитарного проектирования:
1. Вычленение и формулирование проблемы, определение проектной идеи.
На первом этапе гуманитарного проектирования необходимо глубоко изучить проблему и найти оригинальные пути ее решения в форме ключевой (проектной) идеи.
2. Последовательная разработка проектного замысла.
Разработка проектного замысла включает не только описание и обоснование проектной идеи, но и технологию создания проектной базы, включающей методы, технологии и приемы, которые следует применять.
3. Реализация проекта.
Реализация проекта есть доведения замысла до проекта, как готового продукта, представляющего собой согласованный план действий и бюджет, обоснованный разработанной сметой расходов на реализацию плана (программы).
В системе гуманитарного проектирования именно разработка креативной идеи имеет решающее значение, так как в информационном обществе значимость творческого подхода в решении проблемы исключительно высока.