Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как особые субъекты хозяйствования.

Включение Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в число участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, закрепленных в ст.2 ГК и прежде всего принципа равенства участников отношений. Названные субъекты отличаются от граждан и юридических лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в предполагаемой хозяйственной деятельности и позволяет характеризовать их как особые субъекты хозяйствования.

Республика Беларусь является суверенным государством, его органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует деятельность субъектов хозяйствования, упорядочивая ее. Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в хозяйственные отношения с другими субъектами хозяйствования. Принцип равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством властных полномочий при осуществлении им своей правосубъектности.

Правосубъектность государства как и иных субъектов хозяйствования определяется право- и дееспособностью.

Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах народа. По сути, правоспособность государства и административно-территориальных единиц не может совпадать ни с правоспособностью граждан, ни с правоспособностью юридических лиц. В ст.124 ГК записано, что к таким субъектам как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.

Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Это вытекает из ст.125 ГК, согласно которой от имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На республиканском уровне в отношения, регулируемые гражданским законодательством могут вступать как представительные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Национальное собрание, Президент, Правительство, Министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права органы местного управления и самоуправления, действующие в рамах компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.

Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Чаще всего в отношении государства действуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти или их структурные подразделения, уполномоченные осуществлять специальные функции в определенной сфере деятельности. Так, Министерство финансов, действуя на основе Положения об этом министерстве, утвержденном Советом Министров, в установленном порядке вкладывает денежные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдает ссуды юридическим лицам и т.д.

Широкий круг полномочий по участию в гражданском обороте предоставляет органам местного самоуправления, действующим от имени административно-территориальных единиц, Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь, принятый 04.01.2010 г., действующий в редакции Закона от 04.01.2016 г..

Местные советы, их исполнительные комитеты вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение или пользование, сдавать их в аренду, продавать, а также перераспределять на договорной основе сформированную коммунальную собственность.

Наряду с изложенным порядком участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п.3 ст.125 ГК от имени РБ и административно-территориальных единиц, по их специальному поручению, в гражданском обороте могут выступать государственные органы, органы местного управления, а также юридические лица, граждане. В таких случаях выступление от имени РБ и административно-территориальных единиц может опираться на специальный нормативный акт, регламентирующий такую возможность. Так, в Постановлении Совета Министров РБ от 16.05.2008 г. № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам!, установлено, что представитель государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, осуществляет свою деятельность в органах управления, указанных юридических лиц в соответствии с названным Положением, иным законодательством РБ, должностными обязанностями или заключенным с ним гражданско-правовым договором. В этом Положении определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними соответствующих договоров (от имени государства договоры заключает орган, осуществляющий владельческий надзор), порядок осуществления представителем государства возложенных на него полномочий, регламентированы вопросы ответственности представителей государства.

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность. Однако это не исключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов хозяйствования в области предпринимательской и иной деятельности. Как собственники своего имущества, государственные образования — Республика Беларусь и административно-территориальные единицы — обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности и в обязательственных отношениях. Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью. Ряд примеров (в отношении полномочий Мингосимущества, Минфина) приведены выше. Но существует и множество иных случаев участия в гражданском обороте. Государство может осуществлять финансирование и кредитование определенных отраслей, организаций различных форм собственности, физических лиц. От имени государства договоры заключает Министерство финансов. Как участник сделки государство выступает при выпуске различных государственных ценных бумаг. Государство гарантирует сохранность денежных вкладов, внесенных гражданами в Сберегательный банк, а также сохранность средств в иностранной валюте, находящихся во вкладах в уполномоченных банках Республики Беларусь. Государству принадлежит и исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая реализуется республиканскими органами государственного управления, а также юридическими лицами государственной формы собственности в установленном порядке.

Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст.243 ГК), конфискуемое (ст.244 ГК), национализируемое имущество (ст.245 ГК). Государство может стать стороной в следке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд административно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст.240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст.241 ГК). В соответствии со ст. 239 ГК Республики Беларусь и ее административно-территориальные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказалось, а административно-территориальные единицы также собственниками бесхозяйной недвижимой вещи (ст.226 ГК). К административно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст.1039 ГК).

При определенных условиях в собственность государства может перейти и имущество, переданное по недействительной сделке (см. § 12 гл.12).

Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальные единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в договоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответственность.

По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (п.2 ст.120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).

Признание государства субъектом ответственности предусмотрено в ст.15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа управления и местного самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующим административно-территориальным образованием. Гражданский Кодекс закрепляет и еще один случай ответственности государства. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст. 245 ГК).

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, за исключением имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.

В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст.125 ГК, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота. От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Но обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступают Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей. Торговые представительства являются органами Республики Беларусь, осуществляющими за границей полномочия государства, и могут совершать от имени Республики Беларусь сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач. По обязательствам торговых представительств, действующих от имени государства, ответственность несет Республика Беларусь. Торговое представительство не отвечает по обязательствам субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а последние не отвечают по обязательствам торговых представительств.

Следует подчеркнуть, что применительно к внешнеторговому обороту положение о равноправном характере участия государства в гражданских правоотношениях имеет свои особенности. Во внутреннем гражданском обороте возможные споры контрагентов, в том числе и государства (в лице уполномоченного органа), подлежат юрисдикции общих или хозяйственных судов. Однако во внешнем обороте участие государства как партнера по сделке не влечет автоматической возможности привлечения его к имущественной ответственности в иностранном суде, поскольку этим бы нарушался суверенитет государства. Наличие общепризнанного в мировой практике иммунитета суверенного государства вызывает необходимость при установлении ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом обращаться к специальным законодательным актам, что предусмотрено в ст.127 ГК.

Таким образом, как субъекты хозяйствования Республика Беларусь и административно-территориальные единицы наделены признаками, свойственными другим субъектам хозяйствования: обладают правосубъектностью, имеют на праве собственности обособленное имущество, являющееся материальной предпосылкой хозяйствования, через государственные органы и органы местного управления и самоуправления, а также специально уполномоченных лиц выступают в гражданском обороте; обращаются в суд за защитой прав при их нарушении, несут самостоятельную имущественную ответственность по обязательства и т.д.

Вместе с тем как субъекты хозяйствования государство и административно-территориальные единицы имеют свои особенности, главной из которых является преобладание в их компетенции властных полномочий, регулирующих, контролирующих и возможность воздействия на хозяйственную деятельность, в т.ч. с помощью актов юридической силы. Кроме того, государство не нуждается в легитимации подобно другим субъектам хозяйствования.

Наши рекомендации