Тема 8. Философия предприятия.

1. Философия предприятия, ее сущность.

2. Английский и американский опыт философии предприятия.

3. Японский опыт философии предприятия.

1.Философия предприятия – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия. Это моральный кодекс поведения на предприятии.

Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие предприятия.

Несоблюдение философии предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем возможно и разорение предприятия.

Аргументы «за» необходимость разработки философии предприятия:

- нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны быть строго регламентированы общими для всех принципами;

- на предприятии существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны быстро изучить систему моральных ценностей и требований администрации;

- следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления, чтобы не возникало конфликтов;

- руководители предприятия и менеджеры меняются, но это не должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам.

Аргументы «против» философии:

- неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, не стоит их административно регулировать;

- разработка философии предприятия и ее корректировка отнимает много времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на разработку еще одного нормативного документа;

- людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.

Примерная философия предприятия (внутрифирменные правила и принципы взаимоотношений рабочих и служащих) может быть отражена по следующим направлениям:

1. Цель и задачи предприятия

Цель – обеспечение полного материального благосостояния и всестороннего развития рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции.

Задачи предприятия:

– определение правильной стратегии развития маркетинга предприятия;

- организация эффективной системы управления;

- проведение гуманной социальной политики.

Критерии достижения цели:

-максимизация прибыли;

-снижение себестоимости;

-рост выручки;

-повышение качества продукции;

-снижение текучести кадров;

- максимизация доходов и уровня жизни сотрудников;

-минимизация рабочих мест и числа служащих;

-расширение сфер и видов деятельности.

2. Декларация прав сотрудника

Каждому сотруднику гарантированы следующие права:

-личные и гражданские;

-культурные и социальные;

-на свободный выбор профессии;

-на охрану труда;

-на справедливое вознаграждение;

-на ограничение рабочего времени;

-на отпуск;

-на защиту своих интересов, прав и свобод;

-на образование.

3. Что поощряется и запрещается

4. Деловые и нравственные качества сотрудников

5. Условия труда. Рабочее место

6. Оплата труда

7. Социальные блага и гарантии

8. Увлечения (что поощряется и что не рекомендуется).

2. Английская философия бизнеса основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников на поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.

Например, особенности философии торговой фирмы «Marks & Spencer»:

1. Высокое качество товаров.

2. Высокий уровень организации торговли.

3. Управление на основе теории человеческих отношений.

Фирма устанавливает и поощряет добрые человеческие отношения с персоналом, покупателями, поставщиками и местным населением. Действует принцип: большинству людей можно доверять. Признание этого принципа позволяет отменить множество проверок и уменьшить аппарат контроля.

Английский стиль фирмы проявляется в надежности, доброжелательности, качестве и доверии.

Философские принципы фирмы:

1.Предлагать покупателям избранный ассортимент высококачественных и привлекательных товаров по различным ценам под фирменной маркой.

2.Поощрять изготовителей товаров к применению самых современных эффективных технологий.

3.Совместно с фирмами – изготовителями обеспечивать самые высокие стандарты в области контроля качества товаров.

4.Обеспечивать покупателям комфортные условия в торговых залах магазинов, дружелюбное отношение персонала и высокий уровень обслуживания, в том числе свободный обмен товара и возврат денег.

5.Повышать эффективность ведения дела путем упрощения всех операций и четкой организации работы персонала.

6.Стимулировать добрые человеческие отношения с потребителями, поставщиками, торговым персоналом, а также с населением городов, где располагаются магазины.

Американская философия бизнеса построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокая оплата персонала, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.

Основные принципы производства у Форда:

1.Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умело.

2.Не обращай внимание на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делами.

3.Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но доходность должна получиться в результате полезной работы, а не лежать в ее основании.

4.Производить – не значит дешего покупать и дорого продавать. Это значит покупать сырье, материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт.

Положения о работе с персоналом:

- обучение непосредственно на рабочих местах;

- высокая минимальная оплата труда;

- персональные надбавки за продолжительность работы в компании;

- создание стимулов к росту уровня жизни – «кто хорошо живет, тот хорошо и работает»;

- участие рабочих в прибылях компании;

- финансирование социального обеспечения;

- снижение текучести рабочих кадров.

3. Японская философия менеджмента основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма.

Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный найм сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.

Элементы философии Принципы, правила, девизы
1.Японские традиции Групповой коллективизм и тяга к совместной трудовой деятельности. Подчинение лидеру и уважение к старшему по возрасту. Старший по положению (должности) также старше младшего по возрасту и стажу работы. Поэтому старший наделяется властью. Идеальная модель взаимоотношений по вертикали: младший высказывает знаки благодарности старшему, а старший проникается, ввиду этого, расположением к младшему. Принцип «ринги» - получение согласия на решение вопроса путем опроса нижестоящих работников без созыва заседания. Заповеди самурая: «когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти»; «самурай не может служить двум князьям, как преданная жена не может выйти замуж второй раз».
2.Корпоративные принципы Гармония – превыше всего. Преданность идеалам фирмы. Фирменный стиль крупной компании: рабочая одежда, девиз, гимн, флаг. Установление неформальных отношений с подчиненными и рядовыми работниками (общие кафе, большие офисы без кабинетов, экскурсии). Принципы: «нельзя ошибаться в людях», «встревай во все споры жизни». Поговорка: «хороший человек – работающий человек». Патернализм – человеческое отношение к персоналу и воспитание морали, что все члены большой семьи.
3.Мотивация Преобладание коллективной (групповой) мотивации над личной отдельного человека. Самоудовлетворение от хорошо исполненной работы. Предоставление займов на жилье и снижение процентных ставок. Продажа потребительских товаров в кредит на льготных условиях. Исключение за грубый поступок из группы (отдела, бригады). Национальный девиз: «труд сейчас – деньги потом».
4.Оплата труда Зарплата складывается из трех компонентов: базисная оплата, многочисленные надбавки и бонусы. Равное вознаграждение за результаты труда в группе. Размер зарплаты зависит от возраста, должности (квалификации) и стажа работы. При переходе в другую фирму стаж работы начинается с нуля. Разница в оплате труда президента фирмы и рабочего не превышает 10-ти раз.
5.Оценка персонала Изучение биографии и личного дела. Выполнение письменных заданий (проекта, доклада, делового письма). Устные экзамены в форме собеседования и групповых дискуссий. Анкетный опрос для выяснения способностей, опыта работы, развития личности и желаний. Тестирование знаний и умений. Девиз: «заслуги запоминаются, просчеты записываются».
6.НТП Закупка в мире и быстрое внедрение существующих открытий и изобретений в Японии. Выполнение НИР по направлениям, обеспечивающим безусловный «прорыв в будущее».Внедрение технологических процессов с минимальными складскими запасами. (на 1 час). Высокий уровень качества продукции: кружки качества, системы контроля, стандарты качества.
7.Обучение Общее обязательное обучение в школе (9 классов). Ориентация на развитие памяти (запоминание тысяч иероглифов, до 300 цветов). Высокая интенсивность и продолжительность обучения (12 лет по 240 уч.дней в школе). Развитие трудолюбия и усидчивости, массовая зубрежка в учебных заведениях («развитие выдающихся способностей у ординарных людей»). Жесткая система экзаменов от детского сада до университета. Важная роль производственного обучения на фирмах и в компаниях. Университетский диплом – визитная карточка успешной карьеры.
8.Расстановка кадров Пожизненный найм персонала в крупных компаниях. Постоянная ротация персонала со сменой профессии и должностей каждые 3-5 лет. Иерархическое построение группы на основе взаимоотношений «старший-младший».Организация межличностных коммуникаций на основе социально-психологических исследований. Ориентация на небольшие компактные предприятия, где весь персонал работает под одной крышей.
9.Недостатки Личный эгоизм, если японец находится вне группы (транспорт, улица, вокзал). Лицемерие, внешне прикрытое вежливостью, очень трудно понять истинную правду. Пренебрежительное отношение мужчин к женщине. Высокий уровень стрессов и психических расстройств – следствие перегрузок японцев. Рекрутство и муштра в обучении.

Таким образом, общие философские принципы японских компаний:

1.Постановка крупной цели, понятной всем, вплоть до рабочих.

2.Патернализм – воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи.

3.Пожизненный найм служащих, им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.

4.Уважение к старшему по возрасту и по должности, бесприкословное подчинение ему.

5.Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.

6.Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.

Существуют две крайние точки зрения на использование японского опыта в России.

1-я – традиции Японии и России имеют много общего, т.к. еще в прошлом веке это были две феодальные державы, основой государственного устройства которых в течении 7 столетий была монархия. В семье господствовал патриархат, в сельскохозяйственном производстве – общинный принцип, а в моральном облике нации – коллективизм.

2-я – использование опыта невозможно, т.к. такие исконно японские качества, как вежливость, трудолюбие, дисциплинрованность, уважение к старшим, совсем не свойственны россиянам. И на вопрос: можно ли в России организовать производство по японскому образцу? Следует ответ: нет, т.к. у нас очень мало японцев.

Российская философия бизнеса весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия, акционированные на базе государственных, сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма и хозяйственности, повышения уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий сотруднков в новых условиях хозяйствования.

На крупных, эффективно работающих предприятиях есть свои принципы, устои, традиции, работать на таких предприятиях престижно и выгодно.

Предприятия малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления. Растущие фирмы в сфере обращения, в торговле стараются выработать свою философию, завоевывая авторитет, имидж на рынке и расширяя свои сферы влияния.

Наши рекомендации