Тема 8. Философия предприятия.
1. Философия предприятия, ее сущность.
2. Английский и американский опыт философии предприятия.
3. Японский опыт философии предприятия.
1.Философия предприятия – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом предприятия. Это моральный кодекс поведения на предприятии.
Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие предприятия.
Несоблюдение философии предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем возможно и разорение предприятия.
Аргументы «за» необходимость разработки философии предприятия:
- нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны быть строго регламентированы общими для всех принципами;
- на предприятии существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны быстро изучить систему моральных ценностей и требований администрации;
- следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления, чтобы не возникало конфликтов;
- руководители предприятия и менеджеры меняются, но это не должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам.
Аргументы «против» философии:
- неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, не стоит их административно регулировать;
- разработка философии предприятия и ее корректировка отнимает много времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на разработку еще одного нормативного документа;
- людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.
Примерная философия предприятия (внутрифирменные правила и принципы взаимоотношений рабочих и служащих) может быть отражена по следующим направлениям:
1. Цель и задачи предприятия
Цель – обеспечение полного материального благосостояния и всестороннего развития рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции.
Задачи предприятия:
– определение правильной стратегии развития маркетинга предприятия;
- организация эффективной системы управления;
- проведение гуманной социальной политики.
Критерии достижения цели:
-максимизация прибыли;
-снижение себестоимости;
-рост выручки;
-повышение качества продукции;
-снижение текучести кадров;
- максимизация доходов и уровня жизни сотрудников;
-минимизация рабочих мест и числа служащих;
-расширение сфер и видов деятельности.
2. Декларация прав сотрудника
Каждому сотруднику гарантированы следующие права:
-личные и гражданские;
-культурные и социальные;
-на свободный выбор профессии;
-на охрану труда;
-на справедливое вознаграждение;
-на ограничение рабочего времени;
-на отпуск;
-на защиту своих интересов, прав и свобод;
-на образование.
3. Что поощряется и запрещается
4. Деловые и нравственные качества сотрудников
5. Условия труда. Рабочее место
6. Оплата труда
7. Социальные блага и гарантии
8. Увлечения (что поощряется и что не рекомендуется).
2. Английская философия бизнеса основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников на поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.
Например, особенности философии торговой фирмы «Marks & Spencer»:
1. Высокое качество товаров.
2. Высокий уровень организации торговли.
3. Управление на основе теории человеческих отношений.
Фирма устанавливает и поощряет добрые человеческие отношения с персоналом, покупателями, поставщиками и местным населением. Действует принцип: большинству людей можно доверять. Признание этого принципа позволяет отменить множество проверок и уменьшить аппарат контроля.
Английский стиль фирмы проявляется в надежности, доброжелательности, качестве и доверии.
Философские принципы фирмы:
1.Предлагать покупателям избранный ассортимент высококачественных и привлекательных товаров по различным ценам под фирменной маркой.
2.Поощрять изготовителей товаров к применению самых современных эффективных технологий.
3.Совместно с фирмами – изготовителями обеспечивать самые высокие стандарты в области контроля качества товаров.
4.Обеспечивать покупателям комфортные условия в торговых залах магазинов, дружелюбное отношение персонала и высокий уровень обслуживания, в том числе свободный обмен товара и возврат денег.
5.Повышать эффективность ведения дела путем упрощения всех операций и четкой организации работы персонала.
6.Стимулировать добрые человеческие отношения с потребителями, поставщиками, торговым персоналом, а также с населением городов, где располагаются магазины.
Американская философия бизнеса построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокая оплата персонала, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Основные принципы производства у Форда:
1.Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умело.
2.Не обращай внимание на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делами.
3.Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но доходность должна получиться в результате полезной работы, а не лежать в ее основании.
4.Производить – не значит дешего покупать и дорого продавать. Это значит покупать сырье, материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт.
Положения о работе с персоналом:
- обучение непосредственно на рабочих местах;
- высокая минимальная оплата труда;
- персональные надбавки за продолжительность работы в компании;
- создание стимулов к росту уровня жизни – «кто хорошо живет, тот хорошо и работает»;
- участие рабочих в прибылях компании;
- финансирование социального обеспечения;
- снижение текучести рабочих кадров.
3. Японская философия менеджмента основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма.
Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный найм сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
Элементы философии | Принципы, правила, девизы |
1.Японские традиции | Групповой коллективизм и тяга к совместной трудовой деятельности. Подчинение лидеру и уважение к старшему по возрасту. Старший по положению (должности) также старше младшего по возрасту и стажу работы. Поэтому старший наделяется властью. Идеальная модель взаимоотношений по вертикали: младший высказывает знаки благодарности старшему, а старший проникается, ввиду этого, расположением к младшему. Принцип «ринги» - получение согласия на решение вопроса путем опроса нижестоящих работников без созыва заседания. Заповеди самурая: «когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти»; «самурай не может служить двум князьям, как преданная жена не может выйти замуж второй раз». |
2.Корпоративные принципы | Гармония – превыше всего. Преданность идеалам фирмы. Фирменный стиль крупной компании: рабочая одежда, девиз, гимн, флаг. Установление неформальных отношений с подчиненными и рядовыми работниками (общие кафе, большие офисы без кабинетов, экскурсии). Принципы: «нельзя ошибаться в людях», «встревай во все споры жизни». Поговорка: «хороший человек – работающий человек». Патернализм – человеческое отношение к персоналу и воспитание морали, что все члены большой семьи. |
3.Мотивация | Преобладание коллективной (групповой) мотивации над личной отдельного человека. Самоудовлетворение от хорошо исполненной работы. Предоставление займов на жилье и снижение процентных ставок. Продажа потребительских товаров в кредит на льготных условиях. Исключение за грубый поступок из группы (отдела, бригады). Национальный девиз: «труд сейчас – деньги потом». |
4.Оплата труда | Зарплата складывается из трех компонентов: базисная оплата, многочисленные надбавки и бонусы. Равное вознаграждение за результаты труда в группе. Размер зарплаты зависит от возраста, должности (квалификации) и стажа работы. При переходе в другую фирму стаж работы начинается с нуля. Разница в оплате труда президента фирмы и рабочего не превышает 10-ти раз. |
5.Оценка персонала | Изучение биографии и личного дела. Выполнение письменных заданий (проекта, доклада, делового письма). Устные экзамены в форме собеседования и групповых дискуссий. Анкетный опрос для выяснения способностей, опыта работы, развития личности и желаний. Тестирование знаний и умений. Девиз: «заслуги запоминаются, просчеты записываются». |
6.НТП | Закупка в мире и быстрое внедрение существующих открытий и изобретений в Японии. Выполнение НИР по направлениям, обеспечивающим безусловный «прорыв в будущее».Внедрение технологических процессов с минимальными складскими запасами. (на 1 час). Высокий уровень качества продукции: кружки качества, системы контроля, стандарты качества. |
7.Обучение | Общее обязательное обучение в школе (9 классов). Ориентация на развитие памяти (запоминание тысяч иероглифов, до 300 цветов). Высокая интенсивность и продолжительность обучения (12 лет по 240 уч.дней в школе). Развитие трудолюбия и усидчивости, массовая зубрежка в учебных заведениях («развитие выдающихся способностей у ординарных людей»). Жесткая система экзаменов от детского сада до университета. Важная роль производственного обучения на фирмах и в компаниях. Университетский диплом – визитная карточка успешной карьеры. |
8.Расстановка кадров | Пожизненный найм персонала в крупных компаниях. Постоянная ротация персонала со сменой профессии и должностей каждые 3-5 лет. Иерархическое построение группы на основе взаимоотношений «старший-младший».Организация межличностных коммуникаций на основе социально-психологических исследований. Ориентация на небольшие компактные предприятия, где весь персонал работает под одной крышей. |
9.Недостатки | Личный эгоизм, если японец находится вне группы (транспорт, улица, вокзал). Лицемерие, внешне прикрытое вежливостью, очень трудно понять истинную правду. Пренебрежительное отношение мужчин к женщине. Высокий уровень стрессов и психических расстройств – следствие перегрузок японцев. Рекрутство и муштра в обучении. |
Таким образом, общие философские принципы японских компаний:
1.Постановка крупной цели, понятной всем, вплоть до рабочих.
2.Патернализм – воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи.
3.Пожизненный найм служащих, им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.
4.Уважение к старшему по возрасту и по должности, бесприкословное подчинение ему.
5.Отсутствие привилегий для отдельных категорий персонала: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.
6.Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.
Существуют две крайние точки зрения на использование японского опыта в России.
1-я – традиции Японии и России имеют много общего, т.к. еще в прошлом веке это были две феодальные державы, основой государственного устройства которых в течении 7 столетий была монархия. В семье господствовал патриархат, в сельскохозяйственном производстве – общинный принцип, а в моральном облике нации – коллективизм.
2-я – использование опыта невозможно, т.к. такие исконно японские качества, как вежливость, трудолюбие, дисциплинрованность, уважение к старшим, совсем не свойственны россиянам. И на вопрос: можно ли в России организовать производство по японскому образцу? Следует ответ: нет, т.к. у нас очень мало японцев.
Российская философия бизнеса весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия, акционированные на базе государственных, сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма и хозяйственности, повышения уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий сотруднков в новых условиях хозяйствования.
На крупных, эффективно работающих предприятиях есть свои принципы, устои, традиции, работать на таких предприятиях престижно и выгодно.
Предприятия малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления. Растущие фирмы в сфере обращения, в торговле стараются выработать свою философию, завоевывая авторитет, имидж на рынке и расширяя свои сферы влияния.