Деловая игра «Формирование кадровой политики на различных этапах жизненного цикла предприятия»
Выберите сферу деятельности для создания и функционирования нового предприятия с учетом финансово-экономических и политических российских реалий.
Сформулируйте кадровую политику и ее особенности на каждом этапе жизненного цикла предприятия (с учетом расширения объемов и сферы деятельности предприятия) по следующим пунктам:
· цели кадровой политики;
· организационная структура управления;
· корпоративная культура и ее особенности;
· общая характеристика работников (личные и деловые качества, знания, навыки и опыт);
· система оплаты труда;
· численность рабочих групп;
· система мотивации;
· организация процесса повышения квалификации работников и т. п.
Жизненный цикл предприятия включает в себя шесть этапов:
· создание инициативной группы;
· целеполагание;
· разработка структуры и определение функций;
· создание механизма функционирования предприятия;
· завоевание рынка;
· тиражирование проектов.
Менеджеру по персоналу необходимо помнить, что важнейшими факторами успеха и обеспечения конкурентоспособности наукоемких производств являются персонал и система кадрового менеджмента.
Именно квалифицированные кадры определяют уровень технических решений, прогрессивность технологий, производительность и многое другое. Поэтому система кадрового менеджмента должна быть всецело ориентирована на реализацию разработанной кадровой стратегии.
Задание 8.11
Базовые формы нетрадиционного стимулирования труда
Зпл.руков = БДО+П+Л+Пр,
где БДО – базовый должностной оклад; П – премии;, Л – льготы; Пр – привилегии.
Зпл.спец = БДО+ВО+НК+Пинд,
где БДО – базовый должностной оклад; ВО – вилка окладов; НК – надбавки за компенсацию инфляции; Пинд – премирование индивидуального трудового вклада.
Зпл.спец. отдела продаж = БДО+КП,
где БДО – базовый должностной оклад, КП – комиссионные с продаж.
Вподр = СИ+ПП+ДР,
где Вподр – вознаграждение по итогам работы подразделения; СИ – вознаграждение за сокращение издержек производства; ПП – вознаграждение за плановую прибыль; ДР - вознаграждение за достижение результатов работы подразделения.
В фирмы = ПР +ПА,
где В подр — вознаграждение по итогам работы фирмы; ПР — премии по результатам работы:
ПР = ПП+ЭР;
ПП — премии за перевыполнение планов работы;
ЭР — экономия ресурсов;
ПА — приобретение акций работниками фирмы.
Постановка задачи
1. Студентам предлагается обсудить некоторые базовые формулы нетрадиционного стимулирования труда.
2. Студентам предлагается подумать и дополнить данный список другими формулами или зависимостями.
Задача 11.1
Для обсуждения действенности мотиваций и стимулирования труда менеджера самостоятельно решите задачу, руководствуясь такими условиями:
1. Численность работающих на предприятии (списочная) более 10000 человек.
2. Кратность зарплаты руководителя и рабочего 1-го разряда равна 16.
3. Величина тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии на данном предприятии 750 рублей в месяц.
4. Уставный капитал предприятия 1 млн рублей.
5. Менеджер владеет 10 акциями (для упрощения расчетов предположим, что номинальная и рыночная стоимость акции совпадают, дивиденд в течение года не изменяется и составляет 1500 рублей на акцию).
6. Менеджеру ежемесячно выплачивается премия к должностному окладу 100%.
Определить величину годового дохода менеджера, заработную плату и премию за год (до вычета налогов). Суммировать эти показатели и сделать выводы.
Задача 11.2
В апреле 2005 года Семенов Л.О. получил заработную плату 11 240 рублей. Являясь акционером ОАО «Ритм», в этом же месяце он получил дивиденды в размере 5 000 рублей. Кроме того, ежемесячно он получает 1 700 рублей. Определите денежные доходы Семенова Л.О. и реальный доход в апреле 2005 года, если цены выросли по сравнению с мартом текущего года на 5,8%.
Задача 11.3
В июне 2005 года менеджеру по персоналу Степановой К. А. ОАО «Взлет» начислена заработная плата 5 670 рублей. Определите реальную заработную плату, если в июне цены на товары и услуги выросли по сравнению с маем текущего года на 3,4%.
а плановую прибыль; ДР - вознаграждение за достижение результатов работы подразделения.
Задача 11.4
В автомобильном салоне «Гермес» торговые агенты получают фиксированную заработную плату в 2000 рублей за продажу каждого автомобиля, независимо от его марки. В апреле 1999 года работник продал один автомобиль «Рено» и два автомобиля «Нива». Определить заработок торгового агента.
Задача 11.5
Начислить заработную плату помощнику мастера VI разряда отделочного производства, если его часовая тарифная ставка составляет 10 500 рублей, им отработано 173 часа, из которых 50% времени составляет работа в ночное время. В соответствии с коллективным договором, предусмотрена доплата в размере 40% тарифной ставки
Задача 11.6
Двое партнеров по товариществу Семенов и Федоров, договорившись иметь общий счет в банке, с которого будут снимать в течение каждого месяца по определенной постоянной сумме. Рассчитано, что если счетом станет пользоваться только Семенов, то он исчерпает его за год, а если и Семенов, и Федоров вместе – за 8 месяцев. За сколько времени израсходовал бы деньги один Федоров?
Задача 11.7
При найме менеджера на работу в контракте было указано, что за год ему будет оплачиваться зарплата в размере 500 тыс. д. ед. и премия в виде телевизора или другой вещи подобной стоимости, которая выдается авансом в начале года. Менеджер разорвал контракт, проработав 7 месяцев. При увольнении он получил часть стоимости подарка 240 тыс.д. ед. В какую сумму была оценена выданная в начале года премия?
В плане совершенствования практических навыков по решению подобных задач студентам может быть очень полезен материал книги Л.С. Бабыниной «Управление персоналом. Практикум: доходы и заработная плата» (М.: Изд-во «Экзамен», 2003), который подготовлен под эгидой Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Условия задач по стимулированию труда и теоретический материал, необходимый для их решения приводится также в книге О.Н. Волгиной «Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций» под редакцией проф. Ю.Г. Одегова (М.: Изд-во «Экзамен», 2002) [10].
Вопросы для обсуждения
1. Чем принципиально отличается стимулирование труда от мотивации?
2. Каковы основные цели компенсации труда?
3. Какие системы стимулирования труда относят в теории менеджмента к традиционным?
4. Какие системы стимулирования труда относят в теории менеджмента к нетрадиционным?
5. В чем сильные и слабые стороны функционирования системы баллов и разрядов при компенсации труда?
6. Как осуществляется планирование и гибкое регулирование системы льгот и выплат?
7. В чем отличие повременной и сдельной систем оплаты труда?
8. Какие системы групповой оплаты труда по итогам работы фирмы, подразделения, службы, бригады вы знаете?
9. Какие нематериальные аспекты стимулирования труда вы знаете?
10. Каковы современные тенденции в области компенсации труда?
11. Какие парадоксы в стимулировании труда выражены наиболее четко?
Темы рефератов
1. Доходы населения в рыночной экономике.
2. Заработная плата — основной источник доходов работников наемного труда.
3. Формы оплаты труда по конечному результату.
4. Коллективные формы оплаты труда по конечному результату.
5. Сущность процесса стимулирования труда.
6. Материальные, моральные и дисциплинарные меры стимулирования труда.
7. Традиционные системы стимулирования труда.
Задание 8.12
Управленческая ситуация. В 1993 г. корпорация ИБМ, крупнейший в мире производитель компьютерной техники, понесла самые значительные за всю историю существования убытки, которые за 9 месяцев составили 8,3 млрд. долл. Оборот по сравнению в предыдущим годом сократился на 2%.
Биржевая стоимость акций корпорации опустилась до самого низкого уровня – 40 долл.
Все острее стала ощущаться потребность в обновлении системы управления корпорацией.
Перед корпорацией возникла необходимость восстановить доверие потребителей ее продукции и делового мира.
Постановка задачи
1. Оцените трудности, с которыми столкнулась корпорация ИБМ.
2. Что бы вы предложили предпринять в сложившейся управленческой ситуации?
Задание 8.13
Управленческая ситуация. Как известно, началом известной во всем мире корпорации «Сони» послужило создание в 1946 г. небольшой мастерской по переделке радиоприемников. Фирму возглавил Акио Морита и Месару Ибуки.
Решение маркетинговых проблем было поручено А.Морите – электротехнику, прекрасно знавшему технические проблемы и, как казалось, недостаточно знакомому с технологиями продвижения продукции на рынке сбыта.
То, что А.Морита блестяще справился со стоящими перед ним проблемами, сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
Постановка задачи
1. Как, по вашему мнению, влияет личность руководителя на функционирование компании?
2. За счет чего мастерской по переделке приемников удалось стать корпорацией «Сони»?
Задание 8.14
Ситуация 1а. Владельцу дачного участка, занятому постройкой дома, потребовалось оцинкованное железо для крыши. Он обратился на предприятие, торгующее стройматериалами. Нужный материал, и при этом довольно недорогой, на предприятии был. Однако транспорт для перевозки материала предприятие не предоставляло.
Ситуация 16. Организация решила приобрести партию компьютеров последнего поколения в связи с внедрением новых информационных технологий в делопроизводство и повышением требований к качеству и оперативности обработки поступающей информации. Специализированная фирма по продаже компьютеров располагала необходимой партией компьютеров. Однако представитель фирмы отказался назвать точное время доставки товара.
Ситуация 1в. Работник частной фирмы 3 года копил деньги для хорошего подарка жене к юбилею. Он решил подарить жене норковую шубу и отправился за покупкой в один из центральных меховых магазинов столицы.
В магазине, который за день продает не один десяток шуб, отнеслись к нему, как к обычному покупателю, для которого покупка шубы достаточно привычное и будничное дело.
Постановка задачи
Оцените подход к обслуживанию клиентов на предприятиях, о которых идет речь в упомянутых выше ситуациях. Спрогнозируйте дальнейшее поведение клиента.
Задание 8.15
В одном из коммерческих банков, ориентированных на работу с частными вкладами населения, анализ работы операционисток показал различное понимание ими установок и задач.
Так, одна часть операционисток делала основной упор на привлечение новых клиентов, другая — на расширение набора услуг для постоянных клиентов, некоторые из них вообще не ставили в своей работе никаких конкретных целей, помимо непосредственного обслуживания клиентов.
Постановка задачи
Проанализируйте и оцените ситуацию, сложившуюся в операционном зале коммерческого банка. Что следует предпринять руководству банка?
Задание 8.16
На территории пансионата была обнаружена скважина с минеральной водой. руководство пансионата решило рассмотреть вопрос о возможности создания производства по добыче, розливу в бутылки и реализации минеральной воды. Однако, прежде чем принять решение о целесообразности организации производства минеральной воды, руководство пансионата решило провести маркетинговые исследования возможных рынков сбыта, их емкости, ожидаемой цены на минеральную воду, которая может поставляться пансионатом.
Постановка задачи
1. Правильное ли решение о проведении маркетинговых исследований было принято руководством пансионата?
2. Как правильно перед маркетинговой службой должна быть поставлена задача о проведении маркетингового исследования?
Задание 8.17
В одном из крупных супермаркетов руководство организовало тренинг персонала, занятого непосредственной работой с покупателями. При этом основное внимание было обращено на обучение:
· Умению взаимодействовать с разными типами клиентов;
· Умению вести себя с клиентом в конфликтной ситуации;
· Умению понимать, чего ждет клиент от персонала супермаркета;
· Стандартам качественного обслуживания покупателей;
· Навыкам выстраивания отношений с клиентом.
Руководство посчитало, что оно потратило средства на обучение персонала, приглашенные специалисты обучили работников необходимым навыкам и умению и на этом его функции выполнены.
Постановка задачи
1. Правильно ли, по вашему мнению, была составлена программа тренинга для персонала супермаркета?
2. Одинаково ли отношение к проведенному тренингу со стороны руководства супермаркета и персонала?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беляев В.И. Практика менеджмента: учеб.пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1999.
- Виханский О.С. и др. Менеджмент. Учебник. М.- Высшая школа, 1993.
- Дафт Р.Я. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997.
- Левина С.Ш. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Литвак Б.Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Дело, 2005.
- Лукичева Л.И. Управление организацией: учеб.пособие /под ред. Ю.П. Анискина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006.
- Малюк В.И. Менеджмент? Деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум. – М.: КНОРУС, 2009.
- Менеджмент. Практикум: учеб.пособие / под ред. Л.В.Ивановой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
- Основы менеджмента: учеб.пособие / под ред. В.И.Королева. – М.: Магистр, 2008.
- Практикум по менеджменту: Конкретные ситуации, задачи и курсовые проекты: Учеб.пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001.
[1] Левина С.Ш. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
[2] Лукичева Л.И. Управление организацией. Учебное пособие – М.: Омега-Л, 2006 с.79-82.
[3] Источник: С.Ш.Левина. Практикум по курсу «Менеджмент». Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 - 320 с.