Тема 7. Моделирование процессов управления и принятие управленческих решений
Задание 7.1
В организации приобрели персональные компьютеры типа IBM. Молодые менеджеры видят перспективу их применения при компьютерном имитационном моделировании. Руководители старой закалки в условиях административно-командной системы настроены скептически:
· Зачем нам все эти компьютерные игры? Моделирование реальных процессов в управлении почти невозможно. Для хранения информации это чрезмерно дорогое приобретение. Когда имеешь достаточный опыт, то необходимая информация хранится в голове. В управлении силен ситуационный фактор, и, сделав акцент на количественные модели, можно только ухудшить результаты работы.
Молодой менеджер Сидоренков возражает традиционному мнению:
· В голове много данных об объекте управления не удержишь, а тем более не проанализируешь. Составить грамотный прогноз без техники нельзя. Работа с компьютерной моделью не только увлекательна, но и полезна. Компьютер должен использоваться как помощник в работе, но управлять моделью и принимать решения буду я сам.
Постановка задачи
1. Каково примерное соотношение в управлении моделируемых и не моделируемых реальных процессов?
2. В чем полезность и какова сфера применения имитационного компьютерного моделирования?
3. Чью точку зрения на моделирование реальных процессов из ситуации 7.1 поддерживаете вы лично?
Задание 7.2
В перерыве проблемного совещания руководители частной фирмы обсуждают проблему слабого использования моделей на практике.
Руководитель фирмы считает, что основная причина связана с тем, что работники не знают, как применить результаты моделирования и боятся этот метод применять (это страх пользователей).
Главный инженер видит основную причину в другом: «Неизвестны положительные результаты внедрения подобных моделей, и поэтому велико сопротивление персонала».
Главный бухгалтер фирмы находит другое объяснение: «Моделирование очень дорого, иногда дороже реального процесса, и в экономическом плане они (модели) себя не оправдывают».
Постановка задачи
1. Как вы оцениваете практику применения моделей в управлении?
2. Аргументы кого из спорящих кажутся вам более убедительными?
Задание 7.3
В системе подготовки отечественных руководителей строительного производства по западным технологиям обсуждается проблема моделирования реальных процессов. Тренер-консультант задает слушателям вопрос:
· Принимаете ли вы лично участие в проектировании моделей реального процесса?
Отвечают три наиболее активных слушателя:
· Нет, ни я, ни другие линейные руководители в построении модели не участвуют. Соответствующая модель создается специалистами функциональных служб организации без учета наших предложений.
Слово берет начальник отдела частной фирмы:
· В нашей фирме эффективность моделирования высока, так как разработчики модели привлекают будущих пользователей к постановке задачи, установлению областей и границ требуемой информации, получаемой из модели.
Дополняет последнее рассуждение начальник участка предприятия строительной индустрии:
· Это правильное, но ограниченное решение. Необходимо обучать руководителей и специалистов постоянной работе с моделью на стадии ее функционирования.
Постановка задачи
1. Оцените степень участия пользователей в разработке моделей реальных процессов.
2. Как повысить эффективность модели на стадии ее функционирования?
3. Какие службы являются проектировщиками, а какие — пользователями моделей?
Задание 7.4
Моделирование посещений стадиона.
Управляющая делами стадиона приняла ряд решений по проведению мероприятий с учетом его вероятной посещаемости. Именно она отвечает за решение об открытии определенного числа киосков на стадионе и вызове на работу необходимого количества продавцов и дежурных.
Когда ожидаемая посещаемость завышалась, тогда оказывалось чересчур много лишних работников, а также запасов, что вело к неоправданным издержкам. Если она занижалась, то посетители ощущали недостаточный уровень сервиса, а стадион недополучал прибыль.
Управляющая задумалась: «Что делать?»
Сначала она обзванивала руководителей спортивных программ и развлекательных групп, занятых в предстоящем мероприятии, и просила их дать свои прогнозы. На это уходило много времени, прогнозы были субъективными и, как правило, неточными, часто в сторону завышения.
На втором этапе работы управляющая рассматривала объективные методы моделирования, изучала по старому учебнику по управлению операциями разделы «Прогнозирование», «Моделирование». Для себя она сделала два вывода: а) выбранная методика не должна зависеть от самого события; б) метод должен учитывать информацию самую свежую, которая поступила лишь за сутки до мероприятия, а именно: число проданных билетов за сутки до игры; погоду для открытого стадиона; рейтинг игроков и т.д.
Постановка задачи
1. Какие опасности вы видите в применении субъективных оценок при моделировании реальных процессов?
2. Как вы считаете, почему реально действует тенденция завышения или занижения ожидаемой посещаемости стадиона?
3. Что можно посоветовать управляющей для подготовки точного прогноза посещаемости стадиона?
Задание 7.5
В школе бизнеса лектор знакомит слушателей с важнейшей темой теории менеджмента — «Моделирование реальных процессов».
Просит слушателей группы из числа руководителей, повышающих свою квалификацию, дать оценку моделированию и определить его цель и результаты.
Начальник планового отдела фирмы говорит:
· Цель моделирования — упростить реальный процесс управления, определить, сколько именно показателей работы фирмы в действительности находятся под контролем руководителя, а сколько—зависят от капризов рыночной экономики.
Начальник сметного отдела фирмы уточняет:
· Моделирование делает любой управленческий процесс и прогноз более детализированными и точными, так как идет тщательный отбор входящей информации, экономится время руководителя. Только на этой основе можно прогнозировать финансовые и оперативные результаты деятельности на далекую перспективу, с учетом разных экономических обстоятельств.
Постановка задачи
1. Согласны ли вы с определением «цели моделирования»? Что вы можете добавить?
2. Какие основные задачи решает моделирование реальных процессов?
3. Руководителям какого уровня управления — высшего, среднего, низшего — помогает знание результатов моделирования и в какой степени?
4. Руководителям каких полномочий — линейных или функциональных — помогает использование результатов моделирования и в какой степени?
Задание 7.6