Тема 7. Моделирование процессов управления и принятие управленческих решений

Задание 7.1

В организации приобрели персональные компьютеры типа IBM. Молодые менеджеры видят перспективу их применения при компьютерном имитационном моделировании. Руководители старой закалки в условиях административно-командной системы настроены скептически:

· Зачем нам все эти компьютерные игры? Моделирование реальных процессов в управлении почти невозможно. Для хранения информации это чрезмерно дорогое приобретение. Когда имеешь достаточный опыт, то необходимая информация хранится в голове. В управлении силен ситуационный фактор, и, сделав акцент на количественные модели, можно только ухудшить результаты работы.

Молодой менеджер Сидоренков возражает традицион­ному мнению:

· В голове много данных об объекте управления не удержишь, а тем более не проанализируешь. Соста­вить грамотный прогноз без техники нельзя. Работа с компьютерной моделью не только увлекательна, но и полезна. Компьютер должен использоваться как по­мощник в работе, но управлять моделью и принимать решения буду я сам.

Постановка задачи

1. Каково примерное соотношение в управлении моде­лируемых и не моделируемых реальных процессов?

2. В чем полезность и какова сфера применения имита­ционного компьютерного моделирования?

3. Чью точку зрения на моделирование реальных про­цессов из ситуации 7.1 поддерживаете вы лично?

Задание 7.2

В перерыве проблемного совещания руководители частной фирмы обсуждают проблему слабого использования моделей на практике.

Руководитель фирмы считает, что основная причина связана с тем, что работники не знают, как применить ре­зультаты моделирования и боятся этот метод применять (это страх пользователей).

Главный инженер видит основную причину в другом: «Неизвестны положительные результаты внедрения по­добных моделей, и поэтому велико сопротивление персо­нала».

Главный бухгалтер фирмы находит другое объяснение: «Моделирование очень дорого, иногда дороже реального процесса, и в экономическом плане они (модели) себя не оправдывают».

Постановка задачи

1. Как вы оцениваете практику применения моделей в управлении?

2. Аргументы кого из спорящих кажутся вам более убедительными?

Задание 7.3

В системе подготовки отечественных руководителей строительного производства по западным технологиям обсуждается проблема моделирования ре­альных процессов. Тренер-консультант задает слушателям вопрос:

· Принимаете ли вы лично участие в проектировании моделей реального процесса?

Отвечают три наиболее активных слушателя:

· Нет, ни я, ни другие линейные руководители в построении модели не участвуют. Соответствующая модель создается специалистами функциональных служб организации без учета наших предложений.

Слово берет начальник отдела частной фирмы:

· В нашей фирме эффективность моделирования высока, так как разработчики модели привлекают будущих пользователей к постановке задачи, установлению областей и границ требуемой информации, получа­емой из модели.

Дополняет последнее рассуждение начальник участка предприятия строительной индустрии:

· Это правильное, но ограниченное решение. Необходи­мо обучать руководителей и специалистов постоянной работе с моделью на стадии ее функционирования.

Постановка задачи

1. Оцените степень участия пользователей в разработке моделей реальных процессов.

2. Как повысить эффективность модели на стадии ее функционирования?

3. Какие службы являются проектировщиками, а какие — пользователями моделей?

Задание 7.4

Моделирование посещений стадиона.

Управляющая делами стадиона приняла ряд решений по проведению мероприятий с учетом его вероятной посеща­емости. Именно она отвечает за решение об открытии оп­ределенного числа киосков на стадионе и вызове на работу необходимого количества продавцов и дежурных.

Когда ожидаемая посещаемость завышалась, тогда оказывалось чересчур много лишних работников, а также запасов, что вело к неоправданным издержкам. Если она занижалась, то посетители ощущали недостаточный уровень сервиса, а стадион недополучал прибыль.

Управляющая задумалась: «Что делать?»

Сначала она обзванивала руководителей спортивных программ и развлекательных групп, занятых в предстоящем мероприятии, и просила их дать свои прогнозы. На это ухо­дило много времени, прогнозы были субъективными и, как правило, неточными, часто в сторону завышения.

На втором этапе работы управляющая рассматривала объективные методы моделирования, изучала по старому учебнику по управлению операциями разделы «Прогно­зирование», «Моделирование». Для себя она сделала два вывода: а) выбранная методика не должна зависеть от самого события; б) метод должен учитывать информа­цию самую свежую, которая поступила лишь за сутки до мероприятия, а именно: число проданных билетов за сутки до игры; погоду для открытого стадиона; рейтинг игроков и т.д.

Постановка задачи

1. Какие опасности вы видите в применении субъектив­ных оценок при моделировании реальных процессов?

2. Как вы считаете, почему реально действует тенден­ция завышения или занижения ожидаемой посещаемости стадиона?

3. Что можно посоветовать управляющей для подготов­ки точного прогноза посещаемости стадиона?

Задание 7.5

В школе бизнеса лектор знакомит слу­шателей с важнейшей темой теории менеджмента — «Мо­делирование реальных процессов».

Просит слушателей группы из числа руководителей, повышающих свою квалификацию, дать оценку моделиро­ванию и определить его цель и результаты.

Начальник планового отдела фирмы говорит:

· Цель моделирования — упростить реальный процесс управления, определить, сколько именно показателей работы фирмы в действительности находятся под кон­тролем руководителя, а сколько—зависят от капризов рыночной экономики.

Начальник сметного отдела фирмы уточняет:

· Моделирование делает любой управленческий процесс и прогноз более детализированными и точными, так как идет тщательный отбор входящей информации, экономится время руководителя. Только на этой осно­ве можно прогнозировать финансовые и оперативные результаты деятельности на далекую перспективу, с учетом разных экономических обстоятельств.

Постановка задачи

1. Согласны ли вы с определением «цели моделирова­ния»? Что вы можете добавить?

2. Какие основные задачи решает моделирование ре­альных процессов?

3. Руководителям какого уровня управления — вы­сшего, среднего, низшего — помогает знание результатов моделирования и в какой степени?

4. Руководителям каких полномочий — линейных или функциональных — помогает использование результатов моделирования и в какой степени?

Задание 7.6

Наши рекомендации