Трансактный анализ и прогноз общения

Словосочетание «трансактный анализ» дословно озна­чает «анализ взаимодействий». В этом понятии заложены две глубокие идеи:

1. мультипликативная природа общения;

2. разделение процесса общения на элементарные со­ставляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Эти идеи в 60-х годах XX в. выдвинул американский психотерапевт Эрик Берн в 1955 г. Он правильно заметил, что в коммуникациях каждый человек в зависимости от ситуации занимает только одну из трех позиций. Условно их можно назвать Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д).

Родитель(Р) требует, оценивает (осуждает или одобря­ет), учит, руководит, покровительствует. Родитель — право наказывать, догматизм, превосходство.

Девиз — должен, нельзя!

Взрослый(В) рассудителен, умеет работать с инфор­мацией. Взрослый — расчет, контроль, оценка действий, недостаток эмоций и импровизации.

Девиз — целесооб­разно, полезно.

Дитя (Д)— проявление чувств, беспомощность, под­чинение. Дитя — желание, радость, фантазия, активность, доверчивость.

Девиз — хочу, нравится.

В любой ситуации каждая из трех позиций (Р, В, Д) проявляется в той или иной степени. Искусство управления состоит в том, чтобы правильно определить решающую позицию, в соответствии с которой человек действует.

Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника, открыто или скрытно управлять им посредс­твом введения его в соответствующую позицию.

Параллельные трансакции

1. Эффективные коммуникации одного уровня

 
  Трансактный анализ и прогноз общения - student2.ru

Р Р

стимул (вопрос)

В В

ответ

Д Д

Агент Респондент

2. Неэффективные коммуникации полярных уровней

 
  Трансактный анализ и прогноз общения - student2.ru

Р Р

стимул (вопрос)

В В

ответ

Д Д

Агент Респондент

3. Пересекающиеся трансакции

 
  Трансактный анализ и прогноз общения - student2.ru

Р Р

ответ

В В

стимул

Д Д

Агент Респондент

4. Неэффективные коммуникации. Я хочу сделать так, как мне нравится.

5. Неэффективные коммуникации. Нет, так делать нельзя, ты должен сделать по-другому, как надо.

 
  Трансактный анализ и прогноз общения - student2.ru

ответ

Р Р

стимул

В В

Д Д

Агент Респондент

По результатам проведенного нами опроса руководи­телей и специалистов можно составить трансакционный ролевой портрет работников различных категорий персона­ла, уровней управления и должностей, который возможно будет отличаться некоторой условностью и неточностью. Проведенный анализ должен помочь каждому студенту оце­нить как свое поведение в конкретной ситуации с позиций родителя, взрослого и дитя, так и перспективы занятия им руководящих или исполнительских должностей.

В пятой формуле студент должен заменить буквенные индексы а, б, в на количественную оценку в процентах так, чтобы в сумме получились 100%.

Менеджер высшего уровня

60% Р + 40% В

(право наказывать) (контроль)

2. Менеджер среднего уровня

50% Р + 50% В

Менеджер низового уровня

60% В + 40% Р

Специалист

80%В + 20%Д

5. Я = а(Р) + б(В) + в(Д)

где Р — родитель; В — взрослый; Д — ребенок (дитя).

Задание 6.6

Наши рекомендации