Трансактный анализ и прогноз общения
Словосочетание «трансактный анализ» дословно означает «анализ взаимодействий». В этом понятии заложены две глубокие идеи:
1. мультипликативная природа общения;
2. разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.
Эти идеи в 60-х годах XX в. выдвинул американский психотерапевт Эрик Берн в 1955 г. Он правильно заметил, что в коммуникациях каждый человек в зависимости от ситуации занимает только одну из трех позиций. Условно их можно назвать Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д).
Родитель(Р) требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует. Родитель — право наказывать, догматизм, превосходство.
Девиз — должен, нельзя!
Взрослый(В) рассудителен, умеет работать с информацией. Взрослый — расчет, контроль, оценка действий, недостаток эмоций и импровизации.
Девиз — целесообразно, полезно.
Дитя (Д)— проявление чувств, беспомощность, подчинение. Дитя — желание, радость, фантазия, активность, доверчивость.
Девиз — хочу, нравится.
В любой ситуации каждая из трех позиций (Р, В, Д) проявляется в той или иной степени. Искусство управления состоит в том, чтобы правильно определить решающую позицию, в соответствии с которой человек действует.
Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника, открыто или скрытно управлять им посредством введения его в соответствующую позицию.
Параллельные трансакции
1. Эффективные коммуникации одного уровня
Р Р
стимул (вопрос)
В В
ответ
Д Д
Агент Респондент
2. Неэффективные коммуникации полярных уровней
Р Р
стимул (вопрос)
В В
ответ
Д Д
Агент Респондент
3. Пересекающиеся трансакции
Р Р
ответ
В В
стимул
Д Д
Агент Респондент
4. Неэффективные коммуникации. Я хочу сделать так, как мне нравится.
5. Неэффективные коммуникации. Нет, так делать нельзя, ты должен сделать по-другому, как надо.
ответ
Р Р
стимул
В В
Д Д
Агент Респондент
По результатам проведенного нами опроса руководителей и специалистов можно составить трансакционный ролевой портрет работников различных категорий персонала, уровней управления и должностей, который возможно будет отличаться некоторой условностью и неточностью. Проведенный анализ должен помочь каждому студенту оценить как свое поведение в конкретной ситуации с позиций родителя, взрослого и дитя, так и перспективы занятия им руководящих или исполнительских должностей.
В пятой формуле студент должен заменить буквенные индексы а, б, в на количественную оценку в процентах так, чтобы в сумме получились 100%.
Менеджер высшего уровня
60% Р + 40% В
(право наказывать) (контроль)
2. Менеджер среднего уровня
50% Р + 50% В
Менеджер низового уровня
60% В + 40% Р
Специалист
80%В + 20%Д
5. Я = а(Р) + б(В) + в(Д)
где Р — родитель; В — взрослый; Д — ребенок (дитя).
Задание 6.6