Тема 5. Основные функции менеджмента
Задание 5.1
Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу.
№ п/п | Общая функция | Конкретная работа (частные функции) |
Планирование | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Организация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Координация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Мотивация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Контроль | 1.1 1.2 1.3 и т.д. |
Задание 5.2
Предприятие, ранее выпускавшее продукцию оборонного значения, в результате конверсии перешло к выпуску продукции бытового характера, пользующейся определенным спросом на рынках сбыта. Если раньше вся деятельность предприятия осуществлялась в соответствии с достаточно жестким планом, то теперь от разработки планов на предприятии отказались, плановый отдел был расформирован.
На предприятие поступил крупный заказ, требующий подключения практически всех цехов и служб предприятия. Контроль за выполнением заказа взял на себя непосредственно директор предприятия.
Постановка задачи
Определите свое отношение к планированию в условиях рыночной экономики. Как вы относитесь к сложившейся на рассматриваемом нами конверсионном предприятии практике контроля за выполнением заказов?
Задание 5.3
Лакокрасочный завод получил крупный заказ на производство желто-коричневой эмали для покраски полов. Объем поставок превышает обычные поставки, осуществляемые заводом. Разработан план, который предусматривает включение в процесс выполнения заказа цехов, обычно не участвующих в производстве эмалей, т. е. требует организационных изменений.
Постановка задачи
Проанализируйте сложившуюся на заводе ситуацию. Как, по вашему мнению, должна быть организована работа по выполнению поступившего заказа?
Задание 5.4
Департамент администрации города провел конкурсные торги на закупку продукции для нужд города.
Победителем торгов оказалась фирма, предложившая по самым низким ценам продукцию, соответствующую предъявляемым требованиям по качеству.
Однако когда продукция была поставлена городу, оказалось, что ее качество не соответствует предъявляемым требованиям.
Постановка задачи
Проанализируйте положение с поставками продукции городу, сложившееся после проведения администрацией города конкурсных торгов. Какие действия организатора конкурсных торгов могли бы исключить возникновение подобной ситуации?
Задание 5.5
Руководство крупного завода по производству инструментов для машиностроения поставило задачу более широкого проникновения на внешние рынки сбыта. Для этого необходимо было значительно повысить качество производимой продукции.
В то же время закупить новые технологические линии или провести широкомасштабную замену оборудования не представлялось возможным из-за большой дебиторской задолженности (несвоевременной оплаты закупленной продукции предприятиями-потребителями).
Постановка задачи
Какую стратегию более широкого проникновения на рынки сбыта целесообразно использовать заводу? Что можно в сложившейся ситуации порекомендовать руководству завода для решения задачи повышения качества продукции? Какую роль может сыграть дополнительная мотивация работников?
Задание 5.6
Количественная оценка распорядительной деятельности[3]
Характеризуется степенью единства командования, степенью единства распорядительства и степенью выполнения поручений в организации.
1. Степень единства командования Ек ; Ос – количество поручений объекту управления (ОУ) от непосредственного субъекта управления; О-Ос – несанкционированные поручения; О – количество вообще получаемых ОУ- поручений
Ек = (1)
2. Степень единства распорядительства
Ер = (2)
где Ор – количество поручений, не противоречащих друг другу;
О – количество полученных ОУ – поручений.
3. Степень выполнения поручений
Ев = (3)
где Ов – количество выполненных ОУ – поручений;
О – количество полученных ОУ-поручений, измеряется в долях единицы от 1 до 0 (1 – отлично, 0,7 – хорошо, 0,4 – удовлетворительно, 0,3 – плохо).
Задача 1.Работник получает всего 16 поручений в месяц, в том числе 10 поручений от непосредственного линейного руководителя; 13 не противоречащих друг другу поручений; 11 поручений выполнено.
Задача 2.Работник получает О = 12 поручений в неделю, в том числе Ос = 8 поручений от непосредственного субъекта управления, из них Ор = 7 поручений, не противоречащих друг другу, и выполняет 5 поручений Ов = 5.
Задача 3.Работник получает 109 поручений в год, в том числе 65 - несанкционированных поручений, а 44 – от непосредственного линейного руководителя; 53 поручения противоречат друг другу. Из всех поручений выполнено только 22, остальные в полной мере не выполнены.
Постановка задачи.
1. Охарактеризуйте обстановку с распорядительной деятельностью на объекте управления.
2. Рассчитайте степень единства командования, степень единства распорядительства и степень выполнения поручений.
3. Сделайте вывод об уровне эффективности распорядительной деятельности менеджера и сформулируйте практические советы по его повышению.
Задание 5.6
Управленческая ситуация. Руководитель бизнеса торговой фирмы каждый вечер звонит домой управляющему администрацией и просит его срочно еще раз проверить, все ли меры приняты для безопасности супермаркета. Хотя управляющий его заверяет, что он гарантирует принятие всех соответствующих мер, руководитель бизнеса все же настаивает на том, чтобы тот еще раз проверил, повсюду ли выключен свет и закрыт ли магазин.
Через 2 месяца управляющий увольняется, т.к. считает условия работы, при которых он каждый вечер должен идти из дома в магазин, чтобы проверить то, что он уже сделал добросовестно, неприемлемыми. Когда владелец торгового дома спросил руководителя бизнеса о причине увольнения управляющего, тот сослался на жесткость требований к выполнению мер по безопасности дома. Руководитель бизнеса тщательно контролирует эту проблему, однако управляющему администрации это не нравится. Что бы сказал собственник, если бы из-за халатности персонала в магазине произошла кража?
Постановка задачи
1. Если руководителю бизнеса делегировано проведение мероприятий по безопасности, то обязан ли он поступать подобным образом?
2. Почему он вел себя именно так?
Задание 5.7
Содержание работы руководителя по Д.Стокману
Предлагаемый тест используется для закрепления знаний о содержании работы руководителя. Кроме информации о процессе управления, результаты теста содержат косвенную информацию об индивидуальной работе.
Постановка задачи
Поработайте над неизвестным ранее проектом с получением полной ответственности. Предварительной информации по проекту не поступало, потребуется концентрация всех ваших теоретических знаний в области функций управления, а также небольшого опыта менеджерской практики.
Вам предлагается список из 20 направлений менеджерской деятельности (от А до Ф), причем эти направления расположены в произвольном порядке. Ваша задача расположить их в соответствии в той рациональной последовательностью, которой должен будет придерживаться руководитель в своей работе. Вы выполняете тест индивидуально, заполняете в табл. 5.1 графу 2. Данные, полученные по этапу 1, необходимо сравнить с оценкой экспертов по планированию (см. табл.5.1 графа 3) и заполнить графу 4.
1. Планирование | 3. Работа с кадрами |
1. Прогнозировать состояние объекта | 1. Знакомство с ситуацией в фирме |
2. Установить цели | 2. Подбор персонала |
3. Развить стратегии | 3. Обучение персонала |
4. Выделить ресурсы. | 4. Развитие потенциала персонала |
5. Установить методы работы | 5. Мотивирование персонала |
6. Сформировать линию поведения персонала | 6. Координация эффективных действий |
2. Организация | 7. Управление изменениями |
1. Устав организации | 4. Контроль |
2. Организационно-функциональная структура | 1. Система сообщений в фирме |
3. Должностные инструкции | 2. Стандарты выполнения |
4. Описание должности (профессиограмма) | 3. Измерение результатов |
5. Квалификация должностей | 4. Корректировка действий |
5. Вознаграждение и наказание за результаты |
Чтобы облегчить задачу, вы должны знать, что основные функции – планирование, организация, работа с кадрами и контроль – в общем перечне присутствуют и к ним могут относиться нижеприведенные подфункции деятельности менеджера или работы.
При работе в команде необходимо прийти к согласию относительно порядка предпринимаемых действий и заполнить в табл. 5.1 графу 3. После выполнения задания командой ранжирование экспертов по планированию оглашается и производится подсчет разницы между оценкой команды и ранжированием экспертов. В команде может сработать или не сработать принцип синергизма, когда команда в целом работает лучше, чем каждый из ее участников индивидуально.
После выполнения теста производится подсчет очков, причем чем меньше очков, тем выше результат индивидуальной работы по тесту. Преподавателем оглашается оценка по результатам тестирования.
Таблица 5.1 – Содержание работы руководителя
Виды деятельности руководителя | Этап 1 Индивидуальное ранжирование | Этап 2 Ранжирование команды | Этап 3 Ранжирование экспертов по планированию | Этап 4 Разница между этапами 1 и 3 | Этап 5 Разница между этапами 2 и 3 |
А. Нанимать квалифицированных работников на все должности | |||||
Б. Измерять степень продвижения к целям проекта и/или отклонений от них | |||||
В. Определять и анализировать различные задания в соответствии со специальностями для осуществления проекта | |||||
Г. Разрабатывать стратегии (приоритеты, последовательность распределения во времени основных этапов) | |||||
Д. Разрабатывать возможные альтернативные варианты | |||||
Е. Продумывать возможные последствия деятельности каждого специалиста | |||||
Ж. Распределять ответственность, подотчетность, полномочия | |||||
З. Определять цели проекта (желаемые результаты) | |||||
И. Готовить (обучать) кадры в соответствии с новыми обязанностями и полномочиями | |||||
К. Анализировать состояние проекта на настоящее время | |||||
Л. Определять необходимую квалификацию для новых должностей | |||||
М. Корректировать проект (пересмотреть планы) | |||||
Н. Координировать текущую деятельность | |||||
О. Определять размер выделяемых средств (включая бюджет, техническое обеспечение и т.д.) | |||||
П. Сопоставлять качество работы участников с должным уровнем | |||||
Р. Предвидеть негативные последствия каждого предпринятого действия | |||||
С. Определять необходимый уровень качество работы, который будет удовлетворять и самого работника, и его менеджера | |||||
Т. Определять объем, а также сферы взаимодействия, ответственности и полномочия для каждой новой должности | |||||
У. Вырабатывать основной план действий | |||||
Ф. Определять промежуточные пункты подведения результатов | |||||
Всего очков |
Задание 5.8
Начертить план-график и сетевой график открытия предприятия быстрого обслуживания «Русское бистро» на 40 посадочных мест и сравнить их. Перечень этапов и сроки выполнения работ по вводу предприятия размещены в таблице 5.2.
Таблица 5.2 - План открытия ПБО «Русское бистро»
Начальное событие | Завершающее событие | Содержание работы | Продолжительность (дни) | Ответственный |
- | Разработка плана мероприятия | - | ||
Регистрация предприятия через юридическую фирму | ||||
Маркетинг, выбор места | ||||
2,3 | Заключение договора аренды | |||
Регистрация договора аренды | ||||
Разработка и согласование проекта | ||||
Оформление паспорта на рекламу | ||||
Поставка оборудования, мебели и инвентаря | ||||
Проведение строительно-монтажных работ | ||||
Изготовление и монтаж внешних световых вывесок | ||||
8,9 | Доставка и монтаж оборудования, мебели и инвентаря | |||
9,11 | Получение заключений ЦГСЭН, Госпожнадзора. Заключение договоров на вывоз ТБО и др. | |||
5,10,12 | Получение разрешения на торговлю. Открытие предприятия. |
Задание 5.9
Управленческая ситуация. Молодой специалист г-н Хаузен был назначен начальником цеха предприятия. Со всей энергией он отдался решению задач: постоянно вмешивался в работу отдельных подразделений, давал прямые указания бригадам и рабочим, обращался к мастерам, как к приемщикам приказов, которые должны их передавать дальше.
Через некоторое время один из мастеров уволился с обоснованием, что он чувствует себя «мальчиком на побегушках». Вскоре пожаловался другой мастер, что его должность вскоре будет совершенно не нужна, т.к. начальник цеха все делает сам.
Руководство предприятия вынуждено вмешиваться. Начальнику цеха объяснили, что он должен уважать зоны ответственности своих работников. Однако все осталось по-старому. Г-н Хаузен объяснил, что его методы успешны, т.к. возглавляемый им цех выполняет производственные задания. Руководство еще раз указало ему на то, что предприятие заинтересовано в использовании инициативы всех работников. К деятельности г-на Хаузена по вопросу выполнения производственных заданий у него претензий нет, однако из-за его методов руководства уходят способные кадры и большая часть знаний и умений его мастеров остается без применения. С этим руководство согласиться не может.
Хаузен, который позицию руководства рассматривает как необоснованную критику, отвергает упреки и действует по-прежнему.
Когда мастера вновь обращаются к руководству с жалобой, оно решает расстаться с г-ном Хаузеном.
Постановка задачи
Обоснуйте обвинение г-на Хаузена в двойном нарушении своих обязанностей:
а) по отношению к подчиненным;
б) по отношению к руководству.
Задание 5.10
Управленческая ситуация. При посещении цеха директор завода заметил начальнику: «Что-то о вас вообще ничего не слышно». Начальник цеха на это сказал: «Цех работает нормально. Сейчас никаких проблем, которые надо было бы обсудить с вами нет». Директор ответил: «Это удивительно. От ваших коллег нередко я слышу немало интересного. Они часто просят у меня совета».
Начальник цеха из этого заключил, что директор заинтересован в том, чтобы у него спрашивали о решениях, которые он сам прежде принимал в зоне своей ответственности, или, по крайней мере, ставили его в известность заранее. Он стал действовать соответственно и увидел, что поведение директора по отношению к нему, которое ранее ему казалось несколько необычным, полностью изменилось.
Постановка задачи
1. К чему подтолкнул директор начальника цеха?
2. Должен ли хороший директор радоваться тому, что начальник цеха действует самостоятельно? К чему приводит обратная ориентация?
Задание 5.11
Управленческая ситуация. При проведении реконструкции производства мастер Вагнер получил задание перевести 10 своих подчиненных на другую работу. Мастеру это поручение было крайне неприятно. Он не хотел бы, чтобы его люди были в претензии на него, поэтому размышлял, как лучше всего устраниться от этого дела. Наконец нашел выход: он предложил своему начальнику цеха всех своих подчиненных – 20 человек и попросил его выбрать тех десятерых, которые ему покажутся подходящими. Увы, начальник на эту уловку не попался.
Постановка задачи
1. Как вы думаете, какой принцип управления разъяснил при отказе начальник цеха мастеру Вагнеру?
2. Какой теоретический принцип хотел применить мастер Вагнер, обращаясь к начальнику цеха?
3. Почему «хитрый» план мастера потерпел поражение?
Задание 5.12
Управленческая ситуация. Сотрудник отдела социального обеспечение г-н Шеллер, который имеет право самостоятельно предоставлять социальную помощь до 1000 марок, однажды получает заявку руководителя филиала предприятия на социальную помощь в размере 800 марок. Заявка одобрена директором завода.
Поскольку обычно поступают заявки на сумму не выше 500 марок, то сумма в 1000 марок г-ну Шеллеру кажется слишком высокой. Но он не хотел бы ссориться с директором завода, поэтому обращается к своему начальнику и знакомит его с проблемой, «с которой он не знает, что делать»: «Я чувствую себя неловко при мысли, что при одобрении такой заявки практически создается прецедент. Меня беспокоит то, что сумма слишком высока. Во всяком случае, я не хотел принимать решение, не поговорив предварительно с вами».
Начальник дружелюбно ответил: «Вы поступили правильно. Я считаю, что директор слишком щедр и забывает о последствиях, которые возникнут, когда об этом узнает персонал. Согласен с вами, что в данном случае надо быть осторожным».
После этого г-н Шеллер отклонил заявку. Как и следовало ожидать, появилась жалоба. Особенно был возмущен директор, что его согласие просто проигнорировали. Г-н Шелер вежливо объяснил, что решение принято не им, а его начальником.
Постановка задачи
1. Должен ли был начальник отдела соцобеспечения принимать решение по этой заявке?
2. Как согласно теории называется поведение в данной ситуации г-на Шелера?
Задание 5.13
Управленческая ситуация. Руководитель отдела рекламы г-н Хаген получил задание провести рекламу рождественского бизнеса. Тщательно разработанные планы отдельных акций он, человек осторожный, называет «предварительными проектами», которые передает своему шефу через секретаря. Он очень счастлив, когда получает их назад с пометками, и сразу принимается за составление окончательного плана, который снова тем же способом передает своему начальнику. Когда план с замечаниями шефа возвращается к нему, г-н Хаген начинает проводить акции.
Через некоторое время оказывается, что реклама не удалась. Руководителя отдела рекламы шеф призывает к ответу, и тот объясняет: «Вы ведь лично участвовали в рекламной акции, одобрили мои мероприятия и поэтому не можете меня упрекать в чем-либо». При этом он предъявляет проекты с пометками шефа.
Постановка задачи
1. Какую цель преследовал г-н Хаген, когда передавал шефу предварительные наброски проекта?
2. Следовало ли шефу просматривать проекты?
Задание 5.14
Управленческая ситуация. Руководитель отдела г-н Краузе получил задание заниматься рекламациями клиентов и вести с ними переговоры по удовлетворению рекламаций. Для этого ему даны руководством все необходимые полномочия. Однако довольно часто он по телефону просит директора, чтобы он сам принял «особенно трудного» клиента. Г-н Краузе чувствует неуверенность при проведении переговоров. Постоянные его обращения к директору значительно увеличивают нагрузку того, тем не менее, руководитель отдела уверен в том, что его метод переговоров считают таким эффективным и без него не могут обойтись.
Постановка задачи
1. Какое качество демонстрирует г-н Краузе?
2. Что движет директором?
3. Чем воспользовался в своих целях г-н Краузе?
Задание 5.15
Управленческая ситуация. Это был по-настоящему несчастливый день для мастера Дозе. Два его сотрудника сообщили, что они больны. Рано утром один подвернул на лестнице ногу, и его срезу же увезли в больницу, а через два часа другой повредил руку при заточке инструмента. А ведь через три дня должен быть выполнен большой заказ фирмы «Шмидт и К».
С большим трудом мастер перераспределил задания среди оставшихся рабочих и ушел на согласование к конструктору. Когда он вернулся из конструкторского бюро, то увидел, что трое из оставшихся рабочих отсутствуют. Оказалось, что в отсутствие мастера приходил главный инженер предприятия и дал указание трем рабочим немедленно идти вместе с ним на разгрузку вагонов.
Так как мастер Дозе не мог больше увидеть главного инженера, то распоряжение начальства нельзя было отменить. Тем самым становилось невозможным выдержать сроки выполнения заказа фирмы «Шмидт и К».
Постановка задачи
1. Как можно определить сложившуюся ситуацию: «управление мимоходом», «перепрыгивание через ступени иерархии», «нарушение хода работ»?
2. Теряет ли свое значение или становится ненужной иерархия при переходе от авторитарного к демократическому руководству?
Задание 5.16
Директор отдела продажи г-н Фрелих принял на работу нового руководителя отдела рекламы г-на Дикмана. Оценив идеи г-на Дикмана как перспективные, он возлагал на нового сотрудника большие надежды.
К сожалению, при первых же больших рекламных акциях выяснилось, что г-н Дикман ни в формулировках привлекательных рекламных надписей, ни в графическом изображении проспектов не показал изобретательности. И осуществленные им мероприятия не дали существенного результата.
Г-н Фрелих разочарован в новом работнике. Кроме того, он испытывает неловкость перед своими подчиненными: ведь он сам расточал преждевременные похвалы г-ну Дикману. Однако, не желая признаваться в своей ошибке относительно способностей нового руководителя отдела рекламы и стремясь не допустить в дальнейшем подобный просчет, он решает сам активно включиться в рекламное дело, для чего изучает специальную литературу и становится консультантом г-на Дикмана. Это отнимает у него много времени, и ему нередко приходится пренебрегать своими должностными обязанностями.
Постановка задачи
1. Похвальна ли тактика, выбранная г-ном Фрелихом?
2. Как, по Вашему мнению, следует поступить с г-ном Дикманом?
3. В течение какого времени предприятие должно терпеть сотрудника, показавшего себя неспособным к делу?
Задание 5.17
Шеф обсуждает с тремя своими сотрудниками: Мюллером, Леманом и Краузе - жалобу покупателя фирмы N, который недоволен качеством поставленного ему материала, и указывает господам на то, что ситуация должна быть коренным образом исправлена.
Когда через неделю вновь приходит письмо от того же покупателя, который в грубой форме требует реакции на его жалобу, шеф вызывает своих сотрудников еще раз, чтобы определить, кто это дело «упустил».
При этом выясняется следующее. Г-н Мюллер объясняет, что прежде он никогда не имел дело с подобными рекламациями. Он решил, что г-н Леман, обладая широкими профессиональными знаниями в этом вопросе, должен был заняться данным делом. Г-н Леман предположил, что г-н Мюллер, лично знакомый с фирмой N, возьмет это дело в свои руки. Г-н Краузе, посчитав, что оба господина намного дольше его работают на предприятии, решил, что кто-то из них двоих подключится к этому делу.
Постановка задачи
1. Почему ни один из сотрудников не взял на себя ответственность
за упущение в работе?
2. Можно ли считать, что шеф фирмы при делегировании ответственности согласовал зоны компетенции и ответственности?
Перекладывая ответственность друг на друга за неудачу, правильно ли поступают сотрудники?
Задание 5.18
Главный специалист г-н Мейер дает двум руководителям отделок задание - позаботиться о том, чтобы сроки поставок фирме «Хорнеман и К» были выдержаны. Оба активно включаются в дело, причем друг с другом не советуются, так как каждый ведет свою линию по устранению проблем со сроками.
Работники производственного отдела, задерганные разноречивыми указаниями, высказывают свое недовольство г-ну Мейеру, который отчитал обоих. В результате отношения между двумя руководителями отделов испортились.
Постановка задачи
1. Назовите виновников создавшегося положения.
2. Осознал ли свою ошибку г-н Мейер?
3. Что, по Вашему мнению, мешало руководителям отделов согласовать свои действия?
Задание 5.19
Мастер Крайз жалуется, что он целый день без перерыва на ногах. Если бы он сам обо всем не беспокоился, все шло бы наперекосяк. У него нет времени даже для того, чтобы перекусить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вечерами он приходит домой полностью «выжатый».
При анализе деятельности мастера Крайза выяснилось следующее: мастер систематически исключал из поля зрения своих старших рабочих (бригадиров). Указания он давал непосредственно отдельным рабочим и детально проверял выполнение. Если работа была выполнена неудовлетворительно, он тут же вмешивался и начинал лично исправлять ошибку.
Постановка задачи
1. За что мастер Крайз получает зарплату?
2. Каков уровень соответствия его занимаемой должности и каков
он у бригадиров участка?
3. Почему форму организации, при которой вся ответственность
лежит на начальнике, именуют «инфарктной формой организации»?
Задание 5.20
Джон Р. Рокфеллер однажды посетил один из своих многочисленных заводов. Когда он зашел к директору завода в кабинет, тот диктовал письмо. «Не буду ему мешать», — подумал Рокфеллер и стал слушать диктовку. Когда директор закончил и секретарша вышла из комнаты, Рокфеллер сказал: «Я должен Вас немедленно рассчитать, гак как Вы разбазариваете мои деньги».
Как Вы можете это утверждать?! — возмущенно воскликнул директор.
Вы только что диктовали письмо, — ответил Рокфеллер, — что, без сомнения, мог бы выполнить кто-либо из Ваших сотрудников. Но тот, кто получает максимум 3000 долларов в год. Вы получаете в 10 раз больше. Если Вы выполняете работу за своих подчиненных, значит, им плохо справляетесь с собственными обязанностями. В результате деньги, которые я Вам плачу, выбрасываются на ветер.
Постановка задачи
1. Убедительны были бы оправдания директора типа: «Я стараюсь
ничего не упустить из виду, я обязан обо всем ... и т.п.»?
2. Оправданны ли действия директора, если действительно в ею
аппарате некому доверить составление важного письма?
3. На месте Рокфеллера Вы исполнили бы свою угрозу?
Задание 5.21
Ситуация 1. Директор магазина торговой фирмы, который прежде много лет был заведующим секцией мужской одежды, объясняет нынешнему начальнику отдела, что хотел бы лично заниматься вопросами дальнейшего развития секции мужской одежды. По этой причине он организует у себя регулярные совещания работников отдела, на которых должен присутствовать и его нынешний начальник.
Постановка задачи
Похвально ли такое поведение директора?
Ситуация 2. Из наблюдений президента железнодорожной компании: «Многие менеджеры железнодорожных управлений заняты тем, что проверяют билеты, смазывают оси, прочищают паровые свистки и показывают повару вагона-ресторана, как делается салат. И потом еще удивляются, что их дела кончаются провалом».
Постановка задачи
А чем же должны заниматься менеджеры?
Ситуация 3. Г-н Вейс, член правления и руководитель технического ведомства на большом предприятии, ежедневно ставит до 100 подписей, большую часть которых могли бы поставить подчиненные ему руководители производства, так как речь идет о делах, находящихся в их зоне делегирования. Но он не собирается отказываться от этого. Во время подписывания бумаг он часто ведет разговоры с сотрудниками, дружески подчеркивая: «Не беспокойтесь, я, хотя и пишу, слушаю Вас внимательно». Сотрудники называют его «самым дорогим работником ручного труда».
Постановка задачи
1. Попробуйте объяснить поведение г-на Вейса.
2. Общий к трем ситуациям: «Что роднит поведение, стиль управления менеджеров в этих трех примерах?»
Задание 5.22
Г-н Нойман, владелец большой строительной фирмы, в которой на более чем 50 строительных площадках трудятся несколько тысяч рабочих, принципиально оставляет за собой право принимать решения по всем закупкам инструментов.
Однажды, когда к нему пришел посетитель для важного разговора, секретарша попросила его подписать срочную заявку на материалы.
Нойман извинился перед посетителем и подписал требование на тачку стоимостью 170 марок. При этом он пояснил, что требование, к сожалению, нельзя отложить, так как тачка срочно нужна на одной из стройплощадок.
Сделка, которую посетитель хотел заключить с Нойманом, не состоялась. А своим коллегам он сказал, что, наблюдая, как шеф фирмы решает вопрос о каждой тачке, он не может отделаться от мысли, что эта фирма в финансовом отношении не заслуживает доверия.
Постановка задачи
1. Почему г-н Нойман «все берет на себя»? Приветствуете ли Вы такой стиль руководства?
2. К чему привела предельная дотошность Ноймана?
3. Не слишком ли категоричен в своем высказывании посетитель?
4. Попробуйте описать ход мыслей посетителя.
Задание 5.23
В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:
· панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);
· умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию;
· противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
· умение не соглашаться с мнением руководства, сохраняя при этом хорошие отношения с ним;
· склонность к восприятию новых идей и их реализации, способность отличить их от прожектерства;
· способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), избегать опасных для бизнеса ошибок;
· предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правил работы;
· демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом идеи и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на укрепление дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна.
Современный менеджер должен уметь ориентироваться в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям ситуации в процессе управления.
Постановка задачи
1. Согласны ли Вы с положениями, изложенными выше, или у Вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых Вами положений.
2. Чем отличается от идеала Ваша собственная организация мышления? Какие в ней особенности? Какие черты современного мышления менеджера Вы считаете необходимым активно в себе развивать?
Задание 5.24
Фирма «Машинебау» имеет заказ на изготовление более чем 500 специальных редукторов к оговоренному сроку. Производство продукции идет быстрыми темпами. Но у мастера Карга нет для окончательного изготовления шарикоподшипника, на который он неоднократно составлял рекламации. Изготовление в срок редукторов оказывается под вопросом.
Руководитель производства г-н Флотт просит держать его в курсе относительно того, будет ли выполнен в срок этот заказ. Начальник участка г-н Вихтиг уверяет его, что все идет по плану. Ведь ему ничего неизвестно о тех трудностях, с которыми связано изготовление заказа в срок. Как-то мимоходом он спрашивает мастера, как выполняется заказ, и тот отвечает: «Окончательный монтаж задерживается из-за отсутствия подшипников. Я неоднократно делал запрос поставщику, но до сих пор не получено даже извещение об отправке. Изготовление заказало пятницы в любом случае исключено. Но я ничего не могу поделать».
Конечно, все это очень рассердило г-на Вихтинга. Ведь если бы ему сообщили о сложившейся ситуации раньше, он сам включился бы в ее разрешение. Особенно досадно ему то, что он неправильно информировал своего руководителя.
Постановка задачи
1. Обязан ли был мастер Карг информировать г-на Вихтинга о возникшей проблеме?
2. В чем главная ошибка г-на Вихтинга?
Задание 5.25
Руководитель отдела уведомлений одной из бухгалтерий г-н Мейср придерживается похвального принципа составлять каждое уведомление по возможности в более индивидуальной форме. Это значит, что каждое уведомление составляется отдельно и диктуется машинистке
По мере увеличения оборота фирмы объем этой письменной документации также возрастает. Тогда г-н Мейер делает заявку на обеспечение отдела уведомлений новой пишущей машинкой, в большей степени автоматизированной. К заявке он прилагает проекты текстов, уведомлений, которые при сохранении индивидуальной формы могут способствовать автоматизации этой письменной работы. Экономия по времени при этом составит около 40 %.
Постановка задачи
1. Можно ли назвать г-на Мейера менеджером-предпринимателем?
2. Правомерно ли обращение к начальству с предложением о приобретении новой машинки?
3. Использует ли г-н Мейер право консультирования вышестоящего руководителя?
Задание 5.26
С переездом в новое здание управления руководитель производственного отдела г-н Шмидт наряду с новой мебелью вознамерился обзавестись и новой, более целесообразной, удобной регистратурой. Пи ярмарке в Ганновере он видел хорошую картотеку в невысоких деревянны