Расчет показателей эффективности по проекту

Исходными данными для расчета проектируемых величин технико-экономических показателей служат отчетные данные за 2004г. Планируемый объем реализации определяется по формуле:

Уп = Уб + У1 + У2 + У3 + У4

где Уб - объем продукции в базовом периоде;

У1, У2, У3, У4- прирост объема продукции по проектируемым мероприятиям.

В данном случае произошло увеличение объема продукции в результате внедрения мероприятий по проведению рекламной компании, из-за расширения ассортимента, увеличения выпуска продукции и расширения рынка сбыта.

Уп = 45431583 + 1362947 + 2453040 + 952440 + 820800 = 51020810 рублей.

В результате внедрения мероприятий, увеличение численности составило 5 человек, таким образом, в планируемом периоде численность будет 522 человека.

Выработка среднегодовая одного работающего в планируемом периоде составит:

В ср.год.раб. = 51020810 / 522 = 97741 рублей.

Далее произведем расчет показателей по заработной плате. Проектируемый фонд оплаты труда рабочих определяется исходя из его величины в базовом году и изменяется за счет проектируемых мероприятий по формуле:

ФОТр.п. = ФОТр.б. + ФОТр.1 + ФОТр.2 + ФОТр.3,

Где ФОТр.1, ФОТр2, ФОТр3 - изменение ФОТ по проектируемым мероприятиям.

В данном случае произошло увеличение ФОТр. в результате мероприятий по расширению ассортимента, по увеличению объема, по рынку сбыта.

ФОТр.п.= 14265200 + 138960 + 90720 + 68040 = 14562920.

Среднегодовая заработная плата одного работающего (ЗПср.год.раб.) определяется по формуле:

ЗП ср.год.раб. = ФОТр.п./Чр.п.

ЗП ср.год.раб= 14562920 / 522 = 27898 руб.

Себестоимость услуг рассчитаем по формуле:

Сп = Сб + С1 + С2 + С3 + С4,

Проектируемая себестоимость в результате мероприятий:

Сп = 32039323 + 18349 + 3240000 + 900000 + 477360 = 36675032 рублей.

Результат от реализации (Пп) рассчитаем по формуле:

Пп = Уп - Сп.,

Рассчитаем результат от реализации после внедрения мероприятий:

Пп = 51020810 – 36675032 = 14 345 778 рублей.

В результате проектируемых мероприятий прочие операционные доходы увеличатся на сумму сдаваемого в аренду складского помещения.

120 * 680 * 12 = 979 200 рублей

Результаты полученных величин по технике - экономическим показателям после проведения мероприятий представлены в табл.13.

Таблица 13

Расчет показателей эффективности по проекту

Показатели Величина показателей Абсолютное отклонение Темп роста, %
База Проект
Выручка от продаж 112,3
Численность, чел 101,0
Выработка на1 р,коп 111,2
Фонд оплаты труда 102,1
Среднегодовая ЗП одного работника, руб. 101,1
Себестоимость, руб. 114,5
Операционные доходы, руб - -
Валовая прибыль, руб. 123,5
Рентабельность, % 41,8 45,1 3,3 107,9
Затраты на 1 руб, коп. 0,71 0,72 0,01 101,4


Таким образом, в результате проведения мероприятий произошло увеличение выручки от реализации продукции на 12,3 %. Себестоимость реализованной продукции при этом выросла на 14,5 %. В связи с тем, что себестоимость растет большими темпами, чем выручка, происходит рост затрат на один рубль реализации, в данном случае на 1,4 %. При этом результат прибыли от продаж увеличился на 23,5 %. Также увеличивается и рентабельность на 7,9 %, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.

Выводы

Как показало исследование, целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при уста­новлении масштабов производства следует исходить не только из на­роднохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной про­дукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством опреде­ления экономической эффективности производимой продукции.

Данный дипломный проект выполнен на основе экономических показателей ЗАО «Северная звезда», основным видом деятельности которого является производство и реализация керамического кирпича для производства и населения.

В работе проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Северная звезда». Анализ основных технико-экономических показателей предприятия за 2003-2004 годы показал, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 385112 руб. При этом предприятие недостаточно полно использует не только активную, но и пассивную часть основных производственных фондов.

Основную долю в основных средствах занимают машины и оборудование (59,8 % в 2004г.) и здания (32,3 % в 2004г.). Среднегодовая стоимость основных средств сократилась на 44904 руб. или на 0,1 %. Износ основных средств в 2003г. составил 951107 руб., в 2004г. – 95985 руб. Количество оборудования, не введенного в эксплуатацию, уменьшилось в организации с 50 до 40 единиц. У организации имеется потенциальный резерв роста производства продукции за счет увеличения количества действующего оборудования. За 2003 – 2004 гг. произошло снижение среднегодовой стоимости основных средств предприятия на 44904,0 руб., что привело к увеличению фондоотдачи на 0,27 коп., т.е. на 23,3 %.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2004г. составила 100%. В результате анализа выявлено увеличение производительности труда на 25469,1 руб. При этом, за счет сокращения численности персонала, производительность труда увеличилась на 9053,1 руб./чел., за счет роста объема производства продукции производительность труда выросла на 16416 руб./чел.

Анализ себестоимости продукции показал, что в результате снижения материальных затрат на 41,2 %, увеличения затрат на оплату труда на 51,5 %, увеличения амортизации на 0,2 %, в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производственной себестоимости на 15,9 %. В итоге из-за снижения прочих затрат на 39,4 % полная себестоимость снизилась на 17,6 %.

В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям выяснилось, что выручка от продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 8487074 руб., т.е. на 23,0 %. Прибыль предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 15334125 рублей, себестоимость продукции при этом в 2004 году снизилась на 6847051 рублей. Снижение себестоимости в 2004 году привело к росту рентабельности продукции на 46,8 % по сравнению с 2003 годом. В 2004 году затраты на один рубль реализации снизились на 32,4 %, это говорит о том, что по основной деятельности предприятие получило недостаток от выполненных работ, что повлекло за собой увеличение прибыли и рентабельности производства.

В целом показатели финансового состояния предприятия в 2004г. заметно улучшились по сравнению с 2003г., однако требуется разработка дополнительных мероприятий по поддержанию достигнутого уровня и улучшению положения предприятия в будущем.

Для улучшения ситуации на предприятии предложены следующие мероприятия:

1) Мероприятие по проведению рекламной компании

2) Мероприятие по расширению рынка сбыта.

3) Мероприятие по расширению ассортимента выпускаемой продукции.

4) Мероприятие по сдаче складского помещения.

5) Мероприятие по увеличению реализации продукции.

В заключительном разделе работы произведен пересчет технико-экономических показателей в результате внедрения мероприятий. При внедрении вышеперечисленных мероприятий произойдет увеличение объема реализации продукции на 12,3 %, прибыль от продаж увеличится на 23,5 %, при увеличении затрат на производство на 14,5 %. Вследствие данных изменений происходит увеличение рентабельности на 7,9 %, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в настоящее время основной задачей предприятия является не столько наращивание объема производства продукции, сколько улучшение её качества, получения максимальной прибыли для дальнейшего совершенствования технического, технологического и организационного уровня производства.

Список использованной литературы

1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. – 2002. - №6.- С 44-51.

2. Архипов В. Ветошникова Ю. Стратегии выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2004.- № 12.- С139-142.

3. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2003.- №12.- С. 34-47.

4. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2000.-№ 11.- С.34-37.

5. Батлеева А. Динамика портфеля заказов и поведения промышленных предприятий// Вопросы экономики. -2001. -№ 12.- С.125 –137.

6. Бараскина Н.М. Финансовое состояние крупных российских предприятий и возможности их финансового оздоровления // Налоговый вестник – 2001.-№6.- С.18-21.

7. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000.- № 5. - С.3 –17.

8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИФРА-М, 2004 .- 215с.

9. Бурнышев К. Инновации и проблема качества// Вопросы экономики. – 2001.- № 33- С.47.

10. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М.-2005.- 280с.

11. Воронов А. Маркетинговый подход к изучению эффективности производства // Маркетинг.- 2002. - № 6. - С. 32.

12. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2002.- № 10. -С.69-74.

13. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование.- М.: Дело, 2004. – 352с.

14. Дугельский А.П. Реформирование организационных структур производства // ЭКО.- 2001.- №9.- С. 120-134.

15. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия// Финансы. - 2001.- № 4.- С. 15-19.

16. Золотарский.А.З, Шейнман.Е.Ш. Производство керамического кирпича: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. – 264 с.

17. Карулева Е.А. Проблемы выбора диверсификационной стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 4. – с. 18.

18. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде// Финансы и кредит.- 2001.- № 14.- С.29-32.

19. Лиухто К Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффектовность// Вопросы экономики. - 2000.- №1.- С. 120-136.

20. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471с.

21. Матросова Е. Структурные преобразования в промышленности – условия экономического роста// Экономист . - 2000.- №5.- С.17-23.

22. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий// ЭКО. -2002. - № 3. -С.25-38

23. Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения// Экономист. - 2003.- №7.-С.37-43.

24. Прыкин В.Б. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 360 с.

25. Рябинин А. Существенная направленность и эффективность производства// Экономист. - 2001.- №2.-С. 57-63.

26. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.- 693с.

27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.

28. Сайбулатов.С.Ж. Ресурсосберегающая технология керамического кирпича – М.: Стройиздат, 2000. – 248 с.

29. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 304с.

30. Терехов.В.А. Комплексный подход к созданию нового и модернизации действующего производства керамических стеновых материалов // Строительные материалы. – 2003. -№2. – с. 35

31. Удалов Ф.Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятиях// ЭКО.- 2000.- № 12.- С.138-144.

32. Шашуро А. Не всякий рост означает развитие// Экономист. - 2000.-№4- С.28-34.

33. Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- 742с.

34. Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 2000. – 584 с.

35. Экономика строительства / Под. ред.И.С.Степанова. - М.: Юрайт, 2002. – 416с.

36. Экономика предприятия./ Под ред Е.Л. Кантора.- СПБ: Питер, 2002.- 352 с.

Наши рекомендации