Расчет показателей эффективности по проекту
Исходными данными для расчета проектируемых величин технико-экономических показателей служат отчетные данные за 2004г. Планируемый объем реализации определяется по формуле:
Уп = Уб + У1 + У2 + У3 + У4
где Уб - объем продукции в базовом периоде;
У1, У2, У3, У4- прирост объема продукции по проектируемым мероприятиям.
В данном случае произошло увеличение объема продукции в результате внедрения мероприятий по проведению рекламной компании, из-за расширения ассортимента, увеличения выпуска продукции и расширения рынка сбыта.
Уп = 45431583 + 1362947 + 2453040 + 952440 + 820800 = 51020810 рублей.
В результате внедрения мероприятий, увеличение численности составило 5 человек, таким образом, в планируемом периоде численность будет 522 человека.
Выработка среднегодовая одного работающего в планируемом периоде составит:
В ср.год.раб. = 51020810 / 522 = 97741 рублей.
Далее произведем расчет показателей по заработной плате. Проектируемый фонд оплаты труда рабочих определяется исходя из его величины в базовом году и изменяется за счет проектируемых мероприятий по формуле:
ФОТр.п. = ФОТр.б. + ФОТр.1 + ФОТр.2 + ФОТр.3,
Где ФОТр.1, ФОТр2, ФОТр3 - изменение ФОТ по проектируемым мероприятиям.
В данном случае произошло увеличение ФОТр. в результате мероприятий по расширению ассортимента, по увеличению объема, по рынку сбыта.
ФОТр.п.= 14265200 + 138960 + 90720 + 68040 = 14562920.
Среднегодовая заработная плата одного работающего (ЗПср.год.раб.) определяется по формуле:
ЗП ср.год.раб. = ФОТр.п./Чр.п.
ЗП ср.год.раб= 14562920 / 522 = 27898 руб.
Себестоимость услуг рассчитаем по формуле:
Сп = Сб + С1 + С2 + С3 + С4,
Проектируемая себестоимость в результате мероприятий:
Сп = 32039323 + 18349 + 3240000 + 900000 + 477360 = 36675032 рублей.
Результат от реализации (Пп) рассчитаем по формуле:
Пп = Уп - Сп.,
Рассчитаем результат от реализации после внедрения мероприятий:
Пп = 51020810 – 36675032 = 14 345 778 рублей.
В результате проектируемых мероприятий прочие операционные доходы увеличатся на сумму сдаваемого в аренду складского помещения.
120 * 680 * 12 = 979 200 рублей
Результаты полученных величин по технике - экономическим показателям после проведения мероприятий представлены в табл.13.
Таблица 13
Расчет показателей эффективности по проекту
Показатели | Величина показателей | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |
База | Проект | |||
Выручка от продаж | 112,3 | |||
Численность, чел | 101,0 | |||
Выработка на1 р,коп | 111,2 | |||
Фонд оплаты труда | 102,1 | |||
Среднегодовая ЗП одного работника, руб. | 101,1 | |||
Себестоимость, руб. | 114,5 | |||
Операционные доходы, руб | - | - | ||
Валовая прибыль, руб. | 123,5 | |||
Рентабельность, % | 41,8 | 45,1 | 3,3 | 107,9 |
Затраты на 1 руб, коп. | 0,71 | 0,72 | 0,01 | 101,4 |
Таким образом, в результате проведения мероприятий произошло увеличение выручки от реализации продукции на 12,3 %. Себестоимость реализованной продукции при этом выросла на 14,5 %. В связи с тем, что себестоимость растет большими темпами, чем выручка, происходит рост затрат на один рубль реализации, в данном случае на 1,4 %. При этом результат прибыли от продаж увеличился на 23,5 %. Также увеличивается и рентабельность на 7,9 %, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.
Выводы
Как показало исследование, целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.
Данный дипломный проект выполнен на основе экономических показателей ЗАО «Северная звезда», основным видом деятельности которого является производство и реализация керамического кирпича для производства и населения.
В работе проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Северная звезда». Анализ основных технико-экономических показателей предприятия за 2003-2004 годы показал, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 385112 руб. При этом предприятие недостаточно полно использует не только активную, но и пассивную часть основных производственных фондов.
Основную долю в основных средствах занимают машины и оборудование (59,8 % в 2004г.) и здания (32,3 % в 2004г.). Среднегодовая стоимость основных средств сократилась на 44904 руб. или на 0,1 %. Износ основных средств в 2003г. составил 951107 руб., в 2004г. – 95985 руб. Количество оборудования, не введенного в эксплуатацию, уменьшилось в организации с 50 до 40 единиц. У организации имеется потенциальный резерв роста производства продукции за счет увеличения количества действующего оборудования. За 2003 – 2004 гг. произошло снижение среднегодовой стоимости основных средств предприятия на 44904,0 руб., что привело к увеличению фондоотдачи на 0,27 коп., т.е. на 23,3 %.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2004г. составила 100%. В результате анализа выявлено увеличение производительности труда на 25469,1 руб. При этом, за счет сокращения численности персонала, производительность труда увеличилась на 9053,1 руб./чел., за счет роста объема производства продукции производительность труда выросла на 16416 руб./чел.
Анализ себестоимости продукции показал, что в результате снижения материальных затрат на 41,2 %, увеличения затрат на оплату труда на 51,5 %, увеличения амортизации на 0,2 %, в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производственной себестоимости на 15,9 %. В итоге из-за снижения прочих затрат на 39,4 % полная себестоимость снизилась на 17,6 %.
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям выяснилось, что выручка от продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 8487074 руб., т.е. на 23,0 %. Прибыль предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 15334125 рублей, себестоимость продукции при этом в 2004 году снизилась на 6847051 рублей. Снижение себестоимости в 2004 году привело к росту рентабельности продукции на 46,8 % по сравнению с 2003 годом. В 2004 году затраты на один рубль реализации снизились на 32,4 %, это говорит о том, что по основной деятельности предприятие получило недостаток от выполненных работ, что повлекло за собой увеличение прибыли и рентабельности производства.
В целом показатели финансового состояния предприятия в 2004г. заметно улучшились по сравнению с 2003г., однако требуется разработка дополнительных мероприятий по поддержанию достигнутого уровня и улучшению положения предприятия в будущем.
Для улучшения ситуации на предприятии предложены следующие мероприятия:
1) Мероприятие по проведению рекламной компании
2) Мероприятие по расширению рынка сбыта.
3) Мероприятие по расширению ассортимента выпускаемой продукции.
4) Мероприятие по сдаче складского помещения.
5) Мероприятие по увеличению реализации продукции.
В заключительном разделе работы произведен пересчет технико-экономических показателей в результате внедрения мероприятий. При внедрении вышеперечисленных мероприятий произойдет увеличение объема реализации продукции на 12,3 %, прибыль от продаж увеличится на 23,5 %, при увеличении затрат на производство на 14,5 %. Вследствие данных изменений происходит увеличение рентабельности на 7,9 %, что говорит об эффективности предлагаемых мероприятий.
Таким образом, в настоящее время основной задачей предприятия является не столько наращивание объема производства продукции, сколько улучшение её качества, получения максимальной прибыли для дальнейшего совершенствования технического, технологического и организационного уровня производства.
Список использованной литературы
1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. – 2002. - №6.- С 44-51.
2. Архипов В. Ветошникова Ю. Стратегии выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2004.- № 12.- С139-142.
3. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2003.- №12.- С. 34-47.
4. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2000.-№ 11.- С.34-37.
5. Батлеева А. Динамика портфеля заказов и поведения промышленных предприятий// Вопросы экономики. -2001. -№ 12.- С.125 –137.
6. Бараскина Н.М. Финансовое состояние крупных российских предприятий и возможности их финансового оздоровления // Налоговый вестник – 2001.-№6.- С.18-21.
7. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000.- № 5. - С.3 –17.
8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИФРА-М, 2004 .- 215с.
9. Бурнышев К. Инновации и проблема качества// Вопросы экономики. – 2001.- № 33- С.47.
10. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М.-2005.- 280с.
11. Воронов А. Маркетинговый подход к изучению эффективности производства // Маркетинг.- 2002. - № 6. - С. 32.
12. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2002.- № 10. -С.69-74.
13. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование.- М.: Дело, 2004. – 352с.
14. Дугельский А.П. Реформирование организационных структур производства // ЭКО.- 2001.- №9.- С. 120-134.
15. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия// Финансы. - 2001.- № 4.- С. 15-19.
16. Золотарский.А.З, Шейнман.Е.Ш. Производство керамического кирпича: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2003. – 264 с.
17. Карулева Е.А. Проблемы выбора диверсификационной стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 4. – с. 18.
18. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде// Финансы и кредит.- 2001.- № 14.- С.29-32.
19. Лиухто К Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффектовность// Вопросы экономики. - 2000.- №1.- С. 120-136.
20. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 471с.
21. Матросова Е. Структурные преобразования в промышленности – условия экономического роста// Экономист . - 2000.- №5.- С.17-23.
22. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий// ЭКО. -2002. - № 3. -С.25-38
23. Остапенко В и др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения// Экономист. - 2003.- №7.-С.37-43.
24. Прыкин В.Б. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 360 с.
25. Рябинин А. Существенная направленность и эффективность производства// Экономист. - 2001.- №2.-С. 57-63.
26. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002.- 693с.
27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 344 с.
28. Сайбулатов.С.Ж. Ресурсосберегающая технология керамического кирпича – М.: Стройиздат, 2000. – 248 с.
29. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 304с.
30. Терехов.В.А. Комплексный подход к созданию нового и модернизации действующего производства керамических стеновых материалов // Строительные материалы. – 2003. -№2. – с. 35
31. Удалов Ф.Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятиях// ЭКО.- 2000.- № 12.- С.138-144.
32. Шашуро А. Не всякий рост означает развитие// Экономист. - 2000.-№4- С.28-34.
33. Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.- 742с.
34. Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юрист, 2000. – 584 с.
35. Экономика строительства / Под. ред.И.С.Степанова. - М.: Юрайт, 2002. – 416с.
36. Экономика предприятия./ Под ред Е.Л. Кантора.- СПБ: Питер, 2002.- 352 с.