Глава 6. Резюме для руководителя
Десять простых правил, которые вам пригодятся 1. Отличайтесь от других. Всякий заинтересуется свежей идеей или новым решением извечной проблемы. 2. У вас должна быть большая мечта, но сейчас сосредоточьтесь на том, что можете осуществить. 3. Имейте ясное представление о своих целях; не составляйте бизнес-план, только чтобы привлечь средства. 4. Опирайтесь на имеющиеся достижения, не изобретайте велосипед. 5. Учитесь на своих и чужих ошибках. 6. Проверяйте свои идеи со скептиками; чем больше атак выдержит идея, тем убедительнее она будет в окончательном виде. 7. Заручитесь помощью экспертов в той сфере, где будет работать предприятие. 8. Сеть! Сеть! Сеть! Сеть не бывает слишком большой. 9. Дайте бизнесу спокойно вызреть. Загрузите в голову побольше информации, подождите, пока она переварится, и лишь затем оформляйте бизнес-идею. 10. С оптимизмом смотрите в будущее и никогда не сдавайтесь! |
Резюме для руководителя включается в большинство деловых отчетов, а в бизнес-плане оно особенно необходимо. Такое резюме представляет в сжатом виде суть документа. Это, в сущности, бизнес-план в миниатюре, а вовсе не краткая история вопроса и не введение.
Всякий, у кого есть опыт публичных выступлений или написания статей, хорошо знает правило: «Скажи, о чем собираешься говорить, потом говори, а потом скажи, о чем только что говорил». Резюме для руководителя соответствует первой части триады – в нем автор бизнес-плана сообщает, о чем пойдет речь дальше.
Тот, кто рассматривает бизнес-планы, часто завален предложениями. Соответственно, резюме для руководителя призвано дать ему представление об основных характеристиках бизнес-плана – концепции, бюджете и показателях. Человек, прочитавший резюме, должен в целом правильно понимать, чему посвящена основная часть плана.
Иногда резюме для руководителя может использоваться отдельно от бизнес-плана как средство доступа к читателю. Некоторые венчурные капиталисты предпочитают ознакомиться с сопроводительным письмом и резюме до получения полного бизнес-плана.
Хотя резюме для руководителя помещают в начало бизнес-плана, писать его следует в последнюю очередь, когда план уже полностью готов. Лишь после завершения текста его можно эффективно сжать, оставив самое главное.
Когда предприниматель пытается написать резюме до основного текста, возникают две серьезные проблемы.
Во-первых, такому резюме недостает четкости и глубины, поскольку сам план еще не продуман в деталях. Во-вторых, многие предприниматели потом пытаются подогнать содержание самого плана под сделанные в резюме «утверждения» или «заявления».
В дополнение к своей основной функции – помочь читателю быстро понять суть плана, – резюме для руководителя помогает привлечь внимание. Многие венчурные капиталисты, работники инвестиционных фондов и банков не скрывают, что могут сразу отвергнуть предложение, прочитав только резюме. И это не удивительно, учитывая, что к ним на стол ежедневно ложится очередная стопка бизнес-планов, которых они не запрашивали.
Необходимо, следовательно, чтобы резюме для руководителя вызывало непосредственный интерес. Написанное деловым языком, оно должно передавать ваше воодушевление и ощущение значимости идеи. Вы не знаете, кто будет рассматривать ваш бизнес-план и что способно увлечь этого конкретного читателя: концепция, высокая рентабельность или, может быть, стиль изложения.
Может показаться, что мы советуем создать яркое и волнующее резюме, но это не так. Будьте осторожны, не заражайтесь собственным восторгом: пусть ваше изложение будет емким и строго основанным на фактах.
Резюме для руководителя можно построить несколькими способами. Один из удачных вариантов – двигаться по разделам бизнес-плана.
Резюме в этом случае начинается с нескольких фраз (или абзацев), в которых дается общая характеристика компании и текущей стадии ее развития. Далее по очереди освещаются все – или только основные – моменты бизнес-плана, включая продуктовый профиль, план маркетинга, а также производственный и финансовый планы. В каждом случае следует изложить лишь важнейшие соображения.
Например, описание финансового плана, уложенное в несколько предложений или абзацев, может содержать краткую историю продаж и полученных прибылей на ранней стадии развития бизнеса, а также ожидаемые цифры продаж и выручки. Здесь стоит привести и другие данные, могущие представлять интерес, – например, о предполагаемом выходе на точку безубыточности, о прибыли на собственный капитал. Ознакомившись с такими резюме для всех разделов, читатель получит отличное представление о том, что содержится в последующем подробном тексте.
Заключительные слова резюме могут быть личным обращением руководителя (или руководителей) компании – конечно, тоже кратким, – с краткой оценкой истории бизнеса (если таковая имеется) и его перспектив.
Например: «Основатели корпорации X, Y, и Z с огромным воодушевлением восприняли быстрый и неоспоримый рыночный успех своей продуктовой линейки и уверены, что...»
Иногда такого рода оценка содержится в сопроводительном письме, прилагаемом к бизнес-плану.
II. Резюме для руководителя Этот бизнес-план написан с целью представить будущим инвесторам компанию GoodFoods, Incorporated (далее GFI или Компания), которой необходимо финансирование в размере $2 млн, чтобы начать продажу первых продуктов и завершить разработку полной продуктовой линейки. Компания GFI – новая компания, в развитии которой в настоящее время участвуют три руководителя. Контакт – ДжудитЭппел, Nature'sBest, Inc., Вудленд-Роуд 24, Грейт-Нек, штат Нью-Йорк (тел. 516-555-5321). В течение последних трех лет руководители GFI вели научно-исследовательскую работу, итогом которой стало создание уникальной линейки продуктов для детского питания, основанной на холистической концепции здоровья: правильное питание всего нашего тела помогает ему оставаться здоровым и предохраняет от многих болезней. При холистическом подходе живой организм рассматриваются не как сумма отдельных частей, а как единое целое. Холистическая концепция, выдвинутая журналом HealthFoodConsumer, очень популярна в широких кругах взрослых потребителей продуктов здорового питания, но в сфере детского питания она до сих пор не применялась. GFI, таким образом, планирует развить и занять новый рынок. Руководители Компании убеждены, что возможность для этого сейчас есть. Производители детского питания, на наш взгляд, обращают недостаточно внимания на создание высококачественных продуктов, сбалансированных по своему составу, так что на рынке образовалась ниша, которую GFI в состоянии успешно заполнить. Согласно подготовленному менеджментом GFI детальному финансовому плану, сумма уставного капитала, необходимая Компании для успешного начала деятельности, оценивается в $2 млн. Полученные средства будут использованы для финансирования первичного выхода GFI на рынок и завершения разработки нашей линейки продуктов, а также в качестве оборотного капитала в течение первых двух лет существования Компании. Рыночный потенциал Как показало проведенное GFI исследование рынка, Соединенные Штаты вступают сейчас в период «мини-беби-бума», что увеличит число потенциальных потребителей детского питания. Это увеличение в сочетании с прогнозируемыми темпами роста индустрии здорового питания (25% в год при нынешнем объеме $2,4 млрд) повысит спрос на продукты GFI. Кроме того, продукты здорового питания все чаще продаются в супермаркетах, что делает их более заметными и должно положительно сказаться на их популярности. Компания будет выходить на рынок через магазины здорового питания и отделы натуральных продуктов в супермаркетах крупнейших сетей, первоначально на северо-востоке Калифорнии. Принятие концепции GFI в этом регионе позволит распространить деятельность Компании на национальный рынок США. Специфические группы потребителей, которым будут адресованы продукты GFI, таковы:
|