Список употребляемых аббревиатур
• AWS-UW Akcja Wyborcza Solidarnosc - Unia Wolnosci
• BC - Net Business Cooperation Network
• BCC Business Centre Club
• BIN Business Information Network
• CEFTA Central European Tree Trade Area
• Dz.U. Dziennik Ustaw (Дзенник Устав)
• EXPROM Программа стимулирования экспорта - EXPROM
• МР Monitor Polski (Монитор Польски)
• OECD Organisation for Economic Cooperation and Development (Организация по
экономическому сотрудничеству и развитию)
• Phare Poland, Hungary Assistance for Restrucrurisation of Economy
• RAPID Программа развития инфраструктуры в сельских местностях
• REGON Реестр субъектов народного хозяйства
• STEP программа развития предпринимательства STEP
• STRUDER программа структурного развития в избранных регионах
• TIPS Technological and Trade Information Promotion System
• USAID United States Agency for International Development
• WTO World Trade Organisation (Всемирная организация по торговле)
• А.О. Акционерное общество
• АЗСГК Агентство земельной собственности Государственного Казначейсвта
• БНХ Банк Национального Хозяйства (Bank Gospodarstwa Krajowego)
• ВНП Валовой национальный продукт
• ГД Генеральная дирекция Европейской Комиссии
• Г СУ Главное Статистическое Управление
• ЕС Европейский Союз
• ИИРЭ Институт исследования рыночной экономики
• МПиТ Министерство промышленности и торговли
• МСП Малые и средние предприятия
• МТиСП Министерство Труда и социальной политики
• МЭ Министерство экономики
• ПЦСИ Правительственный центр стратегических исследований
• СКВ Свободно конвертируемая валюта
• СНГ Содружество Независимых Государств
• СССР Союз Советских Социалистических Республик
• УЗКиП Управление по защите конкуренции и потребителей
• УСО Управление Социального Обеспечения
• УФКиТ Управления по физической культуре и туризму
• ЦУЗ Центральное управление по занятости
• ЭКСМ Экономический комитет Совета Министров
[1] Гмина - основная единица административно-территориального деления Польши (прим. переводчика)
[2] Воеводство - единица административно - территориального деления страны. До 31.12.1997 Польша была разделена на 49 воеводств, а с 1.01.1998, на 16 воеводств (прим. переводчика).
[3] Размер предприятия оценивается по количеству работников, работающих по найму (а также назначенных или избранных). В число работников не входят владельцы и совладельцы. Учитывая, кроме работников, также владельцев и совладельцев говорим об общем числе работающих на предприятии.
[4] Говоря в общем, ВНП это сумма добавленной стоимости брутто, налогов (в том числе НДС) и таможенных пошлин, которые поступили в государственный бюджет в течение данного года, с вычетом объема дотаций. Суммы налогов и пошлин, доля которых в ВНП в 1996-1997 составила около 13%, не разбиваются на отрасли экономики или по величине предприятия (нет технической возможности произвести такие вычисления). Поэтому доля МСП в ВНП - это соотношение добавленной стоимости брутто выработанной МСП и ВНП. Для этих вычислений используется добавленная стоимость выработанная МСП в так называемом секторе предприятий. В сектор предприятий не входят фирмы, занимающиеся сельским и лесным хозяйством, рыбной ловлею, а также бюджетные учреждения и подсобные хозяйства бюджетных учреждений, специальных и целевых фондов, общественные, политические и религиозные организации. Доля добавленной стоимости выработанной сектором предприятий составила в 1996-1997 гг. около 68-69% ВНП. Для сохранения точности нужно добавить, что применяемое в этом месте определение сектора предприятий отличается от определения, применяемого в так называемых Национальных Расчетах, где например предприятия гражданского типа, в которых работает не более 5 человек включены в сектор домашних хозяйств, а не в сектор предприятий.
[5] Активные предприятия - это предприятия занимающиеся хозяйственной деятельностью, в отличии от неактивных, т.е. таких, которые приостановили или отказались от деятельности, но не сообщили об этом ГСУ Число активных предприятий было определено на основании числа субъектов, присылающих в ГСУ т.н. структурную анкету или финансовый отчет. В отношении малых фирм, которые не обязаны присылать отчеты, число активных предприятий оценивалось на основании репрезентативного опроса, проведенного ГСУ. Репрезентативный опрос не охватывает фирмы, занимающиеся финансовым посредничеством (маклерские бюро, пункты обмена валют). Оценка числа активных предприятий в этой секции не была возможной.
[6] Определение сектора предприятий - в примечании 2.
[7] Рост числа активных предприятий не обязательно обозначает создание новых предприятий, но также например раскол существующих фирм на несколько меньших.
[8] Данные о работающих включают тех, кто работал получая заработную плату или прибыль, независимо от места и продолжительности работы. К работающим относятся работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой и работающие дома.
[9] Из-за отсутствия соответствующей информации, данные относительно числа занятых, будут касаться так называемого рыночного сектора, а не сектора предприятий, как это было до сих пор. В сектор предприятий не входят бюджетные учреждения, существующие в рыночных отраслях экономики (т.е. в отраслях без сельского и лесного хозяйства, рыбной ловли, общественной администрации, образования и здравоохранения). Рыночный сектор, в свою очередь, не включает предприятий из нерыночных отраслей (в основном это образование и здравоохранение). Бюджетные учреждения играют незначительную роль в рыночных отраслях, так же как предприятия - в рыночных. Поэтому понятия рыночного сектора и сектора предприятий очень близки, но не тождественны.
[10] Данные относительно среднего числа работающих в 1995-1997 гг. с учетом теневой экономики приводятся в Статистическом Ежегоднике 1998 в таблице 14 (548), а бух учета теневой экономики - в таблице 7 (152).
[11] Все данные, которые приводятся в этой части, почерпнуты из периодических публикаций ГСУ, под общим названием "Хозяйственная деятельность малых предприятий" (плюс год, которого касаются данные). До сих пор вышли в свет три такие публикации: первая, охватывающая период 1993-1995, и следующие за 1996 и 1997гг.
[12] Рентабельность оборота брутто и нетто это процентное соотношение валовой и чистой прибыли и валовых приходов от всей деятельности предприятий. Валовая прибыль брутто - это разность между приходами и затратами предприятий от всей деятельности в целом, с корректировкой, учитывающей сальдо чрезвычайной прибыли и издержек. Чистую прибыль вычисляют вычитывая из валовой прибыли обязательные отчисления, в основном налоги.
[13] Уровень обложения прибыли брутто, т.е. выражено в процентах соотношение разности прибыли брутто и нетто к прибыли брутто, означает приблизительно долю прибыли брутто, выплачиваемую в форме налогов (этот уровень вычисляется только для фирм, приносящих прибыль брутто). Чем выше уровень обложения прибыли, тем больше становятся разницы между рентабельностью брутто и нетто.
[14] Состояние и развитие сектора малых и средних предприятий в период 1994-1997 (ред. И. Зенковский), Польский Фонд Стимулирования и Развития Малых и Средних Предприятий, Варшава 1998
[15] Индустриализация измеряется как количество работающих в промышленности в пересчете на 1000 жителей.
[16] Вклад малых и средних предприятий в развитие польской экономики, Л. Зенковский (ред.), Польский Фонд Стимулирования и Развития Малых и Средних Предприятий, Варшава 1998
[17] Данные на основе цен в долларах. Следует отметить, что в описываемый период курс польской валюты по отношению к доллару значительно повысился, это означает, что реальная динамика внешней торговли была еще выше.
[18] Анализ внешней торговли МСП базирует прежде всего на данных собранных ГСУ. Использовалась информация, зарегистрированная в документах SAD для оценки структуры товарообмена (см. Приложение 3) и направлений внешней торговли, а также в бланках F-02 для анализа отраслей экспортирующих предприятий. МСП были разделены на: маленькие предприятия - до 5 работников, малые предприятия - 6-50 работников, средние предприятия - 51-250 работников. Из-за технологии сбора информации ГСУ мы на смогли вычислить из группы МСП предприятий, которые не удовлетворяют другим кроме числа работников критериям МСП, рекомендованным Европейской Комиссией, таких как размер годового оборота (меньше чем 40 млн. ECU) годового баланса (меньше чем 27 млн. ECU) или зависимости от другого субъекта. Следует отметить, что после введения НДС, а также в процессе реструктуризации предприятий, некоторые крупные предприятия создали дочерние фирмы для обслуживания внешнеторговых операций. Этот процесс трудно измерить в числах, но из него следует, что официальные статистики внешней торговли МСП могут быть завышены. С другой стороны, однако, ГСУ не учитывает так называемой приграничной торговли или торгового туризма, которые - как показывают наши исследования - в значительной мере опираются на деятельность польских МСП (см. раздел 3.7.). Оценка размеров этого сегмента экспорта могла быть проведена исключительно на основании анкетных исследований.
[19] Промышленность охватывала секции С, D и Е (т.е. горнодобывающая промышленность, производственная деятельность, снабжение электроэнергией, газом и водой) ЕКЭД.
[20] 1 января 1995 Польша начала процесс отмены таможенных пошлин на несельскохозяйственные товары из ЕС
[21] Данные за 1996 г.
[22] Полное описание секций и частей PCN находится в Приложении 3
[23] Институт Исследования Рыночной Экономики опубликовал три отчета на тему базарной торговли в Польше: в 1996, 1997 и 1998 гг., базирующих на анкетных опросах 16 крупнейших польских базаров.
[24] В номинальном исчислении
[25] Это прежде всего Европейский Договор от 1991г., устанавливающий зону свободной торговли между Польшей и ЕС с несимметричным, преференционным по отношению к Польше снижением таможенных пошлин; Соглашения с Венгрией, Чехией, Словакией, Словенией и Румынией, касательно создания зоны свободной торговли. Эти страны с момента подписания этого соглашения называются странами CEFTA (Central European Free Trade Area – Центрально-европейская зона свободной торговли); Договор о вступлении Польши в Мировую организацию по торговле (World Trade Organization) с момента ее создания 1 января 1995 г.
[26] Интеграция с ЕС проходит параллельно продолжению системной трансформации в Польше, поэтому оба эти процесса оказывают существенное влияние на развитие МСП.
[27]
Европейский договор вступил в силу 1 февраля 1994 г.
[28] Осуществление этого принципа происходит путем следующих шагов и действий: (i) вступает в силу правило, по которому стороны обязаны относиться к иностранным субъектам таким образом, который гарантирует им не меньшие выгоды чем местным субъектам; (ii) обеспечивается взаимное признание профессиональных квалификаций; (iii) со дня вступления в силу соглашения предприятия Сообщества, действующие на территории Польши получают право покупать, использовать, сдавать и продавать недвижимость, а также право арендовать землю, натуральные ресурсы и лес, с том случае если это необходимо для хозяйственной деятельности этих предприятий.
[29] Сообщество обязано выполнять постановления этого соглашения с момента его вступления в силу, а Польша - после начало второго этапа переходного периода.
[30] Смотри раздел 6.1.2.
[31] The Benefits of a Single Market, P. Cecchini, 1992
[32] The Economics of 1992/ An Assessment of the Potential Economic Effects of Completing the International Market of the European Community, European Economy, № 35/1998.
[33] Опрос Центра Исследования Общественного Мнения (ОВОР) Польские предприниматели об интеграции с ЕС, проведенный 11-12.08.1997 среди представителей малых и средних фирм из всей Польши, а также опрос Поляки об интеграции с ЕС, проведенный 5-8.09.1998 среди жителей Польши старше 15 лет.
[34] Исследование фирмы Демоскоп (Demoskop), общепольский опрос предпринимателей BiznesBus, апрель 1998.
[35] 3 См. 5.1.1.
[36] Приводятся результаты опроса Института Исследования Демократии и Частных Предприятий
[37] Министр Финансов, Закон о бюджете на 1998 г. Обоснование, Варшава, октябрь 1997, стр. 37-38.
[38] Сообщение Информационного Центра Правительства от 17 декабря 1997, см. www.kprm.gov.pl/bprz.
[39] Среднесрочная финансовая стратегия на 1999-2001 г., Министерство Финансов, в: Przeglad Rzadowy (Правительственное Обозрение) 8 (86), стр. 153-162.
[40] Общий план работы Совета Министров на 1999 г, Варшава, 26 января 1999 г., стр. 9.
[41] Действия в области интеграции до 1997 г., в: Отчет о состоянии сектора малых и средних предприятий в Польше в период 1996-1997, (М.Кубиша, ред.), Польский Фонд Стимулирования и Развития Малых и Средних Предприятий, USAID GEMINI Small Business Project, Варшава 1998.
[42] Национальная программа подготовки к вступлению в Европейский Союз одобренная Комитетом Европейской Интеграции 29 апреля 1998 г., принята Советом Министров 23 июня 1998 г. часть 1 общая, в: Monitor Integracji Europejskiej (Монитор Европейской Интеграции) 19/1998, стр. 19-62.
[43] Позиция для переговоров Польши в семи областях, Варшава, 9 ноября 1998г., http://www.kprm.gov.pl/negocjас
[44] Przeglаd Rzadowy (Правительственное обозрение), 12 (90), Декабрь 1998, стр. 62.
[45] Реформа горнодобывающей промышленности в Польше в период 1998-2002. Правительственная программа принята Советом Министров РП, 30.06.1998 г., Варшава, 1 июля 1998 г.
[46] Все эти действия были записаны в законе от 26 ноября 1996 г. О приспособлении горнодобывающей промышленности к функционированию в условиях рыночной экономики и особых полномочиях горнопромышленных гмин (Dziennik Ustaw - Законодательный бюллетень - от 1998, №162, пункт 112).
[47] Судя по всему здесь речь идет о гминах, подвергнутых особой опасности структурной безработицы.
[48] Программа реструктуризации металлургической промышленности в Польше. Документ принятый правительством 30 июня 1998 г. в: Przeglad Rzadowy 8(86), август 1998 г. стр. 199-222.
[49] Департамент ремесла, малых и средних предприятий Министерства Экономики. Основы политики правительства по отношению к малым и средним предприятиям в период 1998-2000. Проект от 7 октября 1997г.
[50] Министерство Экономики, Политика правительства по отношению к малым и средним предприятиям до 2002 года, Варшава 1999, проект от 12 февраля 1999г.
[51] Biuletyn Tygodniowy CIR (Еженедельный бюллетень CIR), №7 (293), 15-21 февраля 1999 г., стр.17-18\
[52] 11 мая 1999 г. программа под названием Направления деятельности правительства по отношению к малым и средним предприятиям до 2002 года была принята Советом Министров.
[53] Среднесрочная стратегия развития сельского хозяйства и сельских регионов. Разработка министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, в: Przeglad Rzadowy 5(83), май 1998г., стр. 140-157.
[54] Министерство Труда и социальной Политики, Основные направления работы Министра труда и социальной политики. Материалы для Комиссии Социальной Пиитики Сейма РП и Комиссии по вопросам семьи и социальной политики Сената РП, Варшава, Декабрь 1997.
[55] Министерство Труда и социальной Политики, Основные направления работы Министра труда и социальной политики. Материалы для Комиссии Социальной Пиитики Сейма РП и Комиссии по вопросам семьи и социальной политики Сената РП, Варшава, Ноябрь 1998.
[56] Министерство Экономики. Оценка реализации программы промышленной политики на 1995-1997г., Варшава, апрель 1998 г.
[57] Информация к Отчету Европейской Комиссии о прогрессе на пути приближения Польши к членству в ЕС. Документ принятый Советом Министров 18 августа 1998 г., в: Przeglad Rzqadowy 10 (88), октябрь 1998, стр. 116 и 160.
[58] Расходы на активные формы презентуются в кассовом представлении. В отчетах Фонда Занятости ссуду записаны как задолженности, что уменьшает процент расходов на активные формы.
[59] Центральное Управление по Занятости. Отчет о реализации Фонда Занятости в 1997 г., op.cit. стр. 12
[60] Z. Mank, Ustawa о zatrudnieniu i przeciwdziataniu bezrobociu. Stan prawny na dzien 1 stycznia 1997г. (З.Маньк, Закон о занятости и борьбе с безработицей. Состояние 1 января 1997г.), Центральное Управления по Занятости, Варшава, январь 1997г.
[61] Стоит в этом месте отметить, что в случае ссуды на создание нового рабочего места, работодателем считается также единоличный предприниматель, в понимании закона о хозяйственной деятельности, если намеревается принять на работу сотрудника, (ст.18, пункт 7 закона от 14 декабря 1994г. о занятости и борьбе с безработицей).
[62] Распоряжение министра труда и социальной политики от 24 марта 1995г. относительно правил предоставления кредита из Фонда Занятости, процентов и условий его уплаты (Dziennik Ustaw - Законодательный Бюллетень - 1995г. №35 пункт 174, 1997 г. №25 пункт 133). Более выгодные процентные ставки для гмин, которым угрожает структурная безработица, были введены в изменениях от 2 апреля 1997г.
[63] Информация Центрального управления по занятости, Przeglajd Rzaxlowy 6-7 (84-85), июнь-июль 1998 г., стр. 139-140.
[64] повят - промежуточный уровень местной власти между гминой и воеводством, район (прим. переводчика).
[65] Распоряжение совета Министров от 2 июня 1998 г. по вопросу размера и условий помощи государственного бюджета для реализации региональных программ по реструктуризации и создания местных организаций (Dz.U. 76, пунтк 492).
[66] Ответ Министра-члена Совета Министров на интерпелляцию депутатов, в частности Чеслава Погоды, Марка Дыдуха и Мечислава Медоня относительно оказания финансовой помощи хозяйственным субъектам, пострадавшим от наводнения от 8 апреля 1998 г. в: http://www.sejm.gov.pl
[67] Закон от 18 июля 1998 г. об изменениях закона о применении особых налоговых правил в связи с ликвидацией последствий наводнения, которое произошло в июле 1997 г. (Dz.U.1998 №94, пункт 593).
[68] Ответ Министра-члена Совета Министров, уполномоченного по вопросам ликвидации последствий наводнения на интерпелляцию №871 касательно политики по отношению к финансовой помощи, оказываемой хозяйственным субъектам пострадавшим во время наводнения в июле 1997г. от 21 сентября 1998г., в: http://www.sejm.gov.pl
[69] Ответ Министра-члена Совета Министров, уполномоченного по вопросам ликвидации последствий наводнения на интерпелляцию №1000 депутата Ежи Вендерлиха относительно невыполнения правительством обещаний, данных пострадавшим от наводнения от 16 ноября 1998 г. в: http://www.sejm.gov.pl
[70] Ответ Министра на интерпелляцию №871 от 21 сентября 1998 г., op.cit. стр. 2.
[71] Отчет о реализации Фонда Занятости в 1997 г., op.cit., стр. 17, а также Центральное Управление по Занятости, Департамент бюджета. Реализация Фонда Занятости в период январь - декабрь 1998 г., op.cit. стр. 11.
[72] Ответ Министра - члена Совета Министров на интерпелляцию №871 от 21 сентября 1998г., op.cit. стр. 2.
[73] Ответ Министра на интерпелляцию №248 от 8 апреля 1998 г., op.cit. стр.2
[74] Информация Министра по вопросам ликвидации последствий наводнения от 28 октября 1998г. в: Przeglad Rzadowy 11 (89) ноябрь 1998, стр.121.
[75] Отчет об общественной помощи в Польше, предоставленной хозяйственным субъектам в 1997г. Синтез, Министерство Экономики, Департамент экономических анализов, Варшава, сентябрь 1998г.
[76] За исключением группы дотаций и налоговых субсидий, все приведенные цифры относятся к вычисленной стоимости помощи (номинальная стоимость была в действительности на много выше).
[77] О. Lissowski, Instrument)? flnansowe wspierania mafych i srednich przedsiebiorstw w Unit Europejskiej i w Polsce. Wybrane zagadnienia (О. Лиссовски, Финансовые инструменты поддержки малых и средних предприятий в Европейском Союзе и в Польше. Избранные вопросы.), Познанский политехнический институт, Познань 1998г.
[78] Страны ЕС выделяют угольный сектор. В период 1994-96гг. общественная помощь, оказанная этому сектору составляла 22% от помощи, оказанной промышленному сектору.
[79] Источник: Sixth Survey on State Aid in the European Union in the Manufacturing and Certain Other Sectors, European Commission, OOPEC, Luksemburg, 1998.
[80] Европейский Союз определил 6 целей структурной политики. Это: цель 1- действия в поддержку менее развитых регионов, цель2 - реструктуризация регионов, в которых разорилась промышленность, цель3 - борьба с долгосрочной безработицей и действия в поддержку выхода на рынок труда, цель 4- облегчение процесса адаптации работников к экономическим переменам, цель 5а- ускорение приспособления структуры сельского хозяйства, цель 56- помощь в развитии и структурных переменах сельских местностей, цель 6- помощь регионам с низкой плотностью населения
[81] Проект Закона о защите конкуренции и потребителей предусматривает, что запрет соглашений ограничивающих конкуренцию не охватывает соглашений между конкурентами, доля рынка которых не превышает 5%, а в случае предприятий, действующих в вертикальной связи - 10%.
[82] Проект Закона о защите конкуренции и потребителей предусматривает, что Совет Министров в специальном постановлении может определить возможные групповые исключения, а в индивидуальных случаях решение принимает глава Управления по защите конкуренции и потребителей. Оба вида соглашений возможны если способствуют улучшению производства, технологическому прогрессу, а также если принесут пользу покупателю.
[83] См. решение по делу United Brands vs. Commission, case no. 27/76.
[84] Проект закона о защите конкуренции и потребителей предусматривает безоговорочный запрет злоупотребления доминирующим положением.
[85] перевод этого фрагмента Римского договора в: Топорнин Б.Н., Европейское право, Москва, Юристъ, 1999.
[86] Warunkiprowadzenia dzialalnosci gospodarczejprzez MSP w Polsce i krajach Unit Europejskiej, B. Piasecki i in. (Условия ведения хозяйственной деятельности МСП в Польше и в странах Европейского Союза).
[87] В ходе работы над Отчетом ст. 118 Закона об общественных финансах была предметом изменения закона.
[88] Country Reports on Human Rights Practises, State Departament USA, 1997
[89] В базе нет данных относительно образовательных центров, поэтому они не включены в последующие анализы.
[90] На результат повлияло большое количество консультационных центров в исследуемой группе организаций.
[91] Приведенные данные это результат исследований, которые проводились на выборке численностью в 10% клиентов НСУ
[92] Это около 1/3 от общего числа организаций, объединяющих предпринимателей.
[93] Данные о мнениях предпринимателей приводятся по результатам опроса, проведенного Департаментом ремесла, малых и средних предприятий Министерства экономики. На анкету ответили 742 предприятия из сектора МСП. Результаты были проанализированы Институтом исследования демократии и частных предприятий.
[94] Информация по Monitoringpracy s№dyw rejonowych (Мниторинг работы районных судов), Хельсинский фонд прав человека, Варшава 1998.
[95] The Corruption Perceptions Index, Transparency International 1998.