Изменения в функционировании программы Phare

В рамках программы Европейского Союза Phare в 1998 г. продолжалась реализация начатых раньше программ, прямо или косвенно адресованных сектору МСП. За реализацию программ Phare отвечали т.н. управляющие субъекты (Program Management Unit - PMU) на центральном уровне, сотрудничающие с центрами, действующими на региональном и местном уровнях. Больше всего программ развития предпринимательства реализовал Польский фонд стимулирования и развития малых и средних предприятий (см. раздел 8.3.).

С 1997 г. в программе Phare были определены новые приоритеты и принципы проектирования деятельности. Благодаря этому программа будет в большей степени отвечать тем потребностям стран-участников программы, которые связанны с планированным присоединением этих стран к Евросоюзу. Этот подход был назван "новой ориентацией Phare". В Польше приоритеты были определены в программном документе - Национальной программе подготовки к членству в Европейском Союзе. Эта программа была принята в 1998 г.

Одновременно были предприняты действия по приспособлению принципов реализации программы к принятой ориентации в период до вступления в Евросоюз. Были разделены функции, связанные с планированием, которые концентрировались в Управлении комитета по европейской интеграции, от финансовых задач, которые перешли во владение Уполномоченного правительства по вопросам управления финансовыми средствами из Евросоюза, действующего в рамках Министерства финансов. Уполномоченный правительства берет на себя одновременно часть задач, которые до сих пор исполнялись финансовыми службами Европейской Комиссии в Брюсселе.

Начался процесс закрытия многочисленных Управляющих субъектов программ, роль которых переходит в руки 5-6 Реализующих субъектов, связанных непосредственно с ведомствами, ответственными за приспособление и подготовку к присоединению к ЕС, а также Центральный управляющий и финансирующий субъект.

Применяется принцип предназначения около 30% средств на приспособление учреждений и правовых регуляций к требованиям членства в ЕС и 70% на совместное финансирование инвестиционных проектов.

В настоящее время идут работы по определению роли программы, относящейся к двум другим инструментам финансирования проектов в период до вступления в ЕС. Первый из них это программа ISPA (Инструмент Структурной Политики), которая для стран-кандидатов является эквивалентом европейского Фонда Связности. Эта программа финансирует проекты, связанные с транспортом и охраной окружающей среды. Вторая программа это SAPARD (Специальная программа помощи для сельского хозяйства и развития сельских регионов в период до вступления в ЕС), которая является эквивалентом Европейского фонда ориентации и гарантий для сельского хозяйства. В этом контексте Программа Phare может в ближайшее время стать эквивалентом Европейского фонда регионального развития.

Вопросы малых и средних предприятий находят отражение как в приоритетах Национальной программы подготовки к членству, так и в способе распределения программы Phare, принятом в 1997-1998гг. и предусмотренном на 1999 год. Предполагается, что развитие предпринимательства должно быть связано с реструктуризацией промышленности и созданием условий для сбалансированного регионального развития.

И так вопросы развития МСП появились в рамках Phare 1998 в контексте создания альтернативных рабочих мест в малых и средних предприятиях для бывших работников угледобывающей и металлургической промышленности. Программа ИНИЦИАТИВА предусматривает применение инструментов финансовой поддержки и субсидированных консультационных, информационных и образовательных услуг, направленных на создание рабочих мест в МСП.

В будущих программах (в частности в проектах Phare 1999, программе SAPARD) надо ожидать финансирования тех инструментов помощи для МСП, которые записаны в региональных стратегиях развития и связанны с действиями по реструктуризации избранных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Все более четко будут выделяться три уровня реализации политики по отношению к сектору МСП:

• Местный и региональный уровни, на которых будут применяться инструменты, прямо воздействующие на предприятия из сектора;

• Национальный уровень, на котором создаются макроэкономические, юридические и организационные условия, способствующие развитию предпринимательства;

• Межнациональных уровень (в том числе общие действия Европейского Союза по отношению к сектору МСП, в частности в рамках 3 Многолетней программы МСП) - на котором создаются межнациональные экономические связи между МСП.

Наши рекомендации