Сравнение польского права с европейским
В главных для малых и средних предприятий областях процесс сближения законодательства еще не завершен. В связи с этим надо ожидать, что период 1999-2002 гг. будет периодом нестабильности правовых регуляций. Ниже перечисляются основные различия польской и европейской правовых систем в областях особенно интересных для малых и средних предпринимателей.
Свобода предпринимательской деятельности
В Европейском Союзе свобода предпринимательской деятельности включает право открывать собственное дело, а также начинать хозяйственную деятельность и открывать предприятия гражданам одного из государств на территории любого другого государства - члена ЕС. Римский договор обязывает страны-члены отменить все ограничения в этой области.
Польское право, касающееся хозяйственной деятельности, содержит многочисленные ограничения относительно хозяйственной деятельности граждан других государств. Принцип одинакового отношения к гражданам ЕС и к польским гражданам вводится в проекте закона Право о хозяйственной деятельности, который должен заменить Закон от 28 декабря 1988 г. о хозяйственной деятельности.
Стремление к созданию в европейском Союзе единого экономического пространства привело к действиям направленным на создание единого права, касающегося формы и правил функционирования хозяйствующих субъектов. На основе ст. 54 Римского договора был принят ряд директив относящихся к товариществам, вводящих единые принципы защиты интересов учредителей товариществ и третьих лиц, принимающих участие в экономическом обороте. Упомянутые правила касаются, прежде всего, акционерных обществ (и коммандитно-акционерных), а также - в некоторой степени - обществ с ограниченной ответственностью. Польское законодательство до сих пор не предусматривает коммандитно-акционерного общества, но такое общество предусмотрено в проекте Закона о торговых обществах от 20 мая 1998 года. В связи с тем, что принятие закона в версии предложенной в этом проекте достаточно вероятно, не должно быть проблем со сближением польского законодательства с действующими в этой области директивами Европейского Союза.
Факт вступления Польши в ЕС не потянет за собой никаких изменений законодательства, касающегося открытых и коммандитных обществ, а также полных товариществ.
Процесс сближения права о обществах еще не завершен и в нынешних границах Европейского Союза. Польское законодательство неоднократно выходит за рамки минимума, определенного европейским правом. Это все же не означает, что между польским и европейским законодательствами нет расхождений, связанных с такой формой хозяйственной деятельности как товарищество. Они касаются прежде всего равноправного подхода к польским гражданам и гражданам стран-членов ЕС. После вступления Польши в ЕС фирмы из Евросоюза должны получить возможность работать не только в виде акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, но также в виде открытого и коммандитного обществ.
Право, касающееся защиты конкуренции
В праве Сообщества защита конкуренции это: контроль за слияниями, запрет соглашений, ограничивающих конкуренцию, запрет злоупотребления доминирующим положением на рынке и принципы предоставления общественной помощи.
· Контроль за слияниями В этой области польское право похоже на право сообщества. Основные расхождения это:
• Отсутствие определения слияния предприятий;
• Критерием, на основании которого в европейском праве определяется обязанность сообщить намерении объединения, является валовой объем оборота слияющихся предприятий, в то время как в польском праве это валовой объем их продаж;
• Отсутствие в польском праве обязанности публикации сообщений о намерении предприятий объединиться и решений Управления по защите конкуренции и потребителей;
• Отсутствие возможности действовать Управлению по защите конкуренции и потребителей после того как объединение совершилось.
Большинство из перечисленных расхождений снимаются в проекте закона Право о защите конкуренции и потребителей.
· Запрет соглашений, ограничивающих конкуренцию
Европейское законодательство запрещает практики, соглашения или решения, целью или результатом которых является противодействие, ограничение или искажение конкуренции на общем рынке. Эти регуляции не относятся к соглашениям, не оказывающим существенного влияния на торговлю между странами-членами. Практика Комиссии и Суда европейских сообществ считает соглашения нарушающими конкуренцию, если часть рынка, занимаемая сторонами соглашения превышает 1-10%.
В Польском законодательстве нет определения соглашений, ограничивающих конкуренцию. Перед тем как вступить в Европейский Союз, Польша должна также уточнить принцип de mnimis и возможность его применения, т.е. возможность признать соглашение малозначительным[81]. Польское антимонопольное законодательство не предусматривает также возможности признать положения о запрете не подлежащими применению в случае групп или индивидуальных предприятий. В связи с тем, что возможны и положительные результаты соглашений кажется необходимым предоставление законом возможности такого исключения[82].
· Запрет злоупотребления доминирующим положением
"Доминирующее положение это такое положение предприятия, когда оно в состоянии противодействовать эффективной конкуренции на рынке и когда оно может в значительной степени действовать независимо от конкурентов, клиентов и потребителей"[83].
Польские регуляции относительно запрета злоупотребления доминирующим положением схожи с постановлениями сообщества. Наиболее значительные расхождения следующие:
• Польское право различает доминирующее и монополистическое положение. В праве Сообщества такого различия не существует;
• В европейском праве нет определения доминирующего положения. Определение, вытекающее из судебной практики более точное чем то, которое дается польским правом;
• Польское право не противодействует злоупотреблении доминирующим положением нескольких предприятий, действующих совместно;
• В праве сообщества запрет злоупотребления доминирующим положением безоговорочный, в польском праве - безоговорочный или с оговорками, в зависимости от ситуации. Это несомненно наиболее существенное различие[84].
• Государственная помощь предприятиям
Государственная помощь является в Европейском Союзе особой деятельностью, допустимой лишь в исключительных случаях. Основной принцип общей политики в этой сфере был сформулирован в ст. 92 Римского договора о ЕЭС.
"Любая форма помощи, предоставляемая государством-членом в виде дотации или за счет государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству некоторых видов товаров, будет рассматриваться как несовместимая с общим рынком в той мере, в какой она затрагивает торговлю между странами-членами"[85].
В Польше нет регуляций, касающихся государственной помощи. Совет Министров 15 февраля 1999г. принял проект закона о допустимости общественной помощи предпринимателям. В ходе переговоров об условиях присоединения Польши к ЕС польская сторона представила свою позицию относительно политики конкуренции, согласно которым:
• Польша хочет сохранить помощь оказываемую предприятиям, находящимся в тяжелом положении, в виде отсрочки уплаты обязательств по отношению к государству. Полное соответствие праву Сообщества будет достигнуто, когда возрастет доступность кредитов для предпринимателей;
• Необходимым является сохранение отдельных принципов оказания помощи предприятиям для целей, связанных с охраной окружающей среды. Принятие в течение короткого срока стандартов Евросоюза было бы слишком большой нагрузкой для польских предприятий. В Союзе предел помощи государства в этой области составляет 15%. В Польше помощь из Фонда охраны окружающей среды и водного хозяйства может достигать даже 50% от общей стоимости инвестиции;
• Польша хочет сохранить отдельные принципы оказания общественной помощи в существующих свободных экономических зонах. Это связано с необходимостью признавать полученные права на налоговые льготы. Одновременно было решено, что новые зоны не будут создаваться. Закон о свободных экономических зонах будет изменен с тем, чтобы ликвидировать возможность получения новыми инвесторами права на общественную помощь, противоречащую acquis communautaire.
Противодействие недобросовестной конкуренции
Несмотря на многие попытки, Европейский Союз не выработал единого права относительно борьбы с недобросовестной конкуренцией. Единственные нормативные акты - это несколько директив, касающихся рекламы и обозначения товаров. В странах членах наибольшее значение имеют -кроме внутреннего права этих стран - международные соглашения, сторонами которыми являются страны-члены. Самую большую роль играет Парижская Конвенция о защите промышленной собственности. Поведение, которое этот договор считает недобросовестной конкуренцией, считается таковой также польским законом о борьбе с недобросовестной конкуренцией от 1993 г.
• Реклама
Основой для сближения права, касающегося рекламы являются ст. 100а и ст. 59 и следующие Единого европейского акта цель которых сблизить право настолько, чтобы это способствовало созданию общего рынка. Несмотря на это, потерпели поражения попытки создать единую европейскую регуляцию относительно рекламы. Были приняты лишь несколькие директивы касающиеся:
• Рекламы, вводящей в заблуждение;
• Сравнительной рекламы;
• Телевизионной рекламы;
• Рекламы медицинских препаратов;
• Рекламы табачных изделий.
Правовые акты касающиеся рекламы сильно связаны с регуляциями относящимися к потребительским правам, особенно к праву на информацию. Они также являются частым предметом работы Суда европейских сообществ. В контексте сближения правовых систем польское законодательство касающееся рекламы должно учитывать направление решений Суда европейских сообществ. Перед тем как присоединиться к Евросоюзу могут требовать изменений правовые акты касающиеся:
• Запрета рекламы алкоголя. Жесткий подход к рекламе алкогольных напитков в Польше может восприниматься как нарушение права потребителя на информацию;
• Рекламы лекарств;
• Спонсирования телепередач предприятиями, основная деятельность которых состоит в производстве или продаже товаров, не допущенных к рекламированию.
Реклама является одной из областей, в которых было сделано значительно больше в процессе сближения права чем осталось еще сделать.
Защита прав интеллектуальной собственности
По мнению Комиссии многие вопросы, касающиеся прав интеллектуальной собственности не требуют принятия мер на уровне Сообщества. Необходимым считается сближение законодательства в областях:
• Защиты компьютерных программ;
• Аренды или одолжения авторских прав;
• Защиты баз данных;
• Сроков защиты авторских прав;
• Вопросов авторского права по отношению к спутниковой и кабельной трансляции.
Польское авторское право не удовлетворяет всем требованиям европейского права. Различия которые могут оказаться важными для МСП это:
• Возможность размножения авторского произведения в ходе его внедрения, применения или презентации без предварительного согласия автора. Директива, регулирующая эти вопросы требует в таком случае согласия автора;
• В законе об авторском праве нет положения относительно неотъемного права авторов и артистов на вознаграждение даже в том случае, если авторские права на произведение записанное на фонограмме передаются производителю фонограммы или его наследникам;
• Более узкий чем в европейском праве круг лиц, имеющих право на гонорар в случае аренды аудиовизуальных программ;
• Согласно польскому авторскому праву срок защиты произведений составляет 50 лет, в европейском праве это 70 лет;
• Компьютерная "амнистия" - владельцы программ, созданных до 24 мая 1994 г. не могут привлекаться к ответственности за нарушение авторских прав. Это постановление противоречит директиве 91/250/ЕЕС относительно защиты компьютерных программ.
Товарные знаки, патенты, изобретения, рационализаторские проекты
Нет существенных расхождений между польским и европейским правом в области промышленной собственности. Существующие различия будут устранены рассматриваемым Сеймом законопроектом Право о промышленной собственности. В настоящее время сближения к европейскому праву требует прежде всего определение товарного знака, зашита права на товарный знак и регуляции относительно реномированных знаков. Для малых и средних предприятий очень важно то, что присоединение к ЕС сделает возможную разовую регистрацию товарного знака во всем Евросоюзе. Это существенно снизит расходы на регистрацию.
Общественные заказы
• Значение общественных заказов
Одним из основных принципов общего рынка является стремление к обеспечению всем фирмам равных шансов выиграть общественные тендеры. В Польше средний объем финансовых средств, выделенных на общественные заказы значительно меньше чем в странах ЕС. В 1995г. (это первый год действия закона об общественных заказах) было выделено 8-10 млрд. зл., т.е. 3-3,7 млрд. ЕКЮ. Это составляло около 4,7% ВНП. Этот показатель в три раза меньше чем в среднем в странах ЕС. По данным Управления по общественным заказам, этот рынок увеличился по отношению к 1995г. приблизительно на 170% в 1996 г. и на еще на более чем 36% в 1997г[86].
• Доступ к общественным заказам - правовые урегулирования
Свобода доступа к общественным заказам является условием открытой и эффективной конкуренции в области общественных поставок, что согласно интересам всех государств-членов. Несмотря на это первичное право Сообщества не содержит никаких мер, непосредственно регулирующих область общественных заказов. Они включены во многие другие правила и регуляции, в частности: в запрет дискриминации, в запрет вводить ограничения импорта, в принцип свободы хозяйственной деятельности и свободы предоставления услуг. По отношению к Сообществу в целом это означает, что в каждом из государств-членов предприятия из других государств-членов не могут дискриминироваться. Ограничения в этой области можно вводить лишь в исключительных случаях.
Прямые регуляции, касающиеся общественных заказов, содержатся в 16 директивах. Основное значение среди них имеют т.н. шесть базовых директив. Право Сообщества устанавливает верховенство регуляций ЕС по отношению к внутренним регуляциям стран-членов, но только по отношению к тендерам на большие заказы (строительные работы, стоимость которых по смете превышает 5 млн. Евро, поставки товаров и предоставление услуг стоимостью в 200 тыс. Евро или больше, энергетика, телекоммуникация, общественный транспорт и водоснабжение - 400 тыс. Евро). Однако принято, что регламенты проведения тендеров на заказы не превышающие указанных сумм не должны противоречить постановлениям директив.
Перед тем как присоединиться к Евросоюзу потребуется сближение польского законодательства, касающегося общественных заказов в области:
• Сроков и методов публикации объявлений, а также информационных обязательств заказчика. Это очень важно для МСП, которые имеют достаточно ограниченный доступ к информации, особенно если речь идет об объявлениях, опубликованных в другой стране ЕС;
• Введения более обстоятельных регуляций относительно критериев, по которым предложение оценивается заказчиком;
• Привилегий отечественных фирм, принимающих участие в тендерах. Договор об ассоциации запрещает неравное отношение к предприятиям Сообществ и Польши. Особенно много сомнений вызывает исключение возможности апелляции от применения преференциальных критериев по отношению к отечественным фирмам;
• Возмещения ущерба фирме, апелляция которой была признана обоснованной. В европейском праве возмещение охватывает затраты на подготовку предложения и затраты, связанные с участием в процедуре получения общественного заказа.
В настоящее время ведется работа по проекту нового закона об общественных заказах, целью которого является в частности сближение польской системы общественных заказов к единой системе Европейского Союза. Проект снимает большинство из вышеперечисленных проблем.
Трудовое право
Право Сообщества определяет лишь минимальные требования в адрес законодательств стран-членов. Польское право во многих случаях обеспечивает высшие стандарты труда, чем регуляции Европейского Союза. Это касается например вопроса групповых увольнений, коллективных договоров или локаута.
Остаются до сих пор нерешенными вопросы движения работников между Польшей и странами Евросоюза., взаимного признания дипломов, избежания двойного социального страхования, участия работников в процессе принятия решений касающихся предприятия, одинакового отношения к мужчинам и женщинам, рабочего времени, безопасности на рабочем месте.
> Свобода движения работников
Принцип свободы движения работников обеспечивает гражданам стран-членов Европейского Союза равный доступ к рынку труда на территории всего Евросоюза. Согласно польскому закону от 14 декабря 1994 г. о занятости и борьбе с безработицей, иностранцы обязаны получить разрешение Воеводского управления по занятости на работу или платное предоставление услуг в Польше. Это постановление и вытекающие из него ограничения придется изменить.
> Участие работников в процессе принятия решений, касающихся предприятий
Сближения с регуляциями Евросоюза требуют польские регуляции относительно информирования и консультирования с работниками процессов перенимания или слияния предприятий. Европейское право предусматривает обязательные консультации в случае, если это несет отрицательные последствия для работников. Польское право не предусматривает консультаций.
> Равные права мужчин и женщин
Принцип одинакового отношения к мужчинам и женщинам это право на равную заработную плату, равный доступ к рынку труда, одинаковые условия работы и социального страхования. Польское право защищает права женщин почти в такой же степени как европейское право. Дополнения требуют только:
• Гарантия возможности подать иск работницами, которые получают меньшую заработную плату чем мужчины за одинаковую работу;
• Обеспечение одинакового подхода к мужчинам и женщинам в области пенсионного возраста и ограничение возможности увольнения женщины лишь по причине достижения пенсионного возраста.
Реформа системы социального страхования не отменила регуляций различающих права работников по полу.
> Рабочее время
Европейское право определяет минимальный срок отпуска, отдыха в течение суток и недели, а также максимальную продолжительность работы в течение недели, продолжительность ночной работы и режим работы по сменам. Польские регуляции, касающиеся режима работы схожи с принятыми в Европейском Союзе. Наиболее серьезные различия это:
• Слишком короткий минимальный отпуск;
• Более короткий срок в течение которого можно использовать отпуск по уходу за детьми;
• Другой метод определения максимального срока рабочего времени. В Трудовом Кодексе различаются регуляции, касающиеся основного и сверхнормативного рабочего времени. В директивах ЕС максимальный срок рабочего времени считается вместе со сверхнормативным.
>• Безопасность труда
Европейские урегулирования касательно здоровья, безопасности, защиты потребителей и охраны окружающей среды устанавливают максимальный уровень защиты. Страны-члены не могут устанавливать более жестких требований.
Директивы относительно условий работы, особенно касающиеся охраны здоровья на рабочем месте носят характер минимальных норм и не нарушают более выгодных внутренних регуляций стран-членов. Из 23 директив, касающихся вопросов безопасности труда и охраны здоровья работников до сих пор в польскую правовую систему введено 6. График законодательных работ предусматривает, что остальные будут введены до конца 2002 г.
Введение регуляций Сообщества во многих случаях может быть связано с большими затратами работодателей. Появится необходимость ввести дополнительные перерывы в работе, увеличить число работников, оборудования рабочих мест согласно новым стандартам безопасности, провести тренинги. Вопросом, который в связи с этим требует срочного решения является расхождение между ст. 118 Договора и регуляциями 10 раздела Трудового Кодекса. В ст. 118 говорится о том, что директивы, направленные на защиту работников не должны тормозить развития малых и средних предприятий. Трудовой Кодекс обязывает работодателя брать на себя все издержки, связанные с охраной работника. Без изменения этой регуляции прогнозируемый уровень издержек предпринимателей, связанных с безопасностью труда в момент присоединения к ЕС может стать причиной финансовых проблем многих фирм.
Налоговое право
Сближение налогового законодательства в странах Европейского Союза проводится очень осторожно и касается в основном косвенных налогов. Налоговому законодательству посвящены ст. 95-99 Договора о ЕЭС при том только ст. 99 непосредственно посвящена процессу сближения. Согласно этой статье Совет, действуя единогласно, может принять постановление о введении единых правил касающихся налогов с оборота, акцизных платежей и других косвенных налогов, в такой мере, как это требуется для создания и функционирования внутреннего рынка. Требование единогласия при принятии решении касательно налогового права до сих пор блокирует введение единых регуляций в этой области.
>• Подоходные налоги
Косвенные налоги в Европейском Союзе это компетенция внутреннего законодательства стран-членов. Цель права Сообщества - устранить препятствия, осложняющие международную деятельность субъектов, а не ввести единую налоговую систему. Стоит однако обратить внимание на рекомендацию Комиссию от 25 мая 1994 г. относительно налогообложения малых и средних предприятий. Ее цель - ограничить обложение налогом прибыли, предназначаемой индивидуальным предпринимателем на инвестиции до суммы установленной для юридических лиц. Кроме того поощряется устранение странами-членами налоговых барьеров при изменении юридической формы предприятия, в частности при преобразовании индивидуальной деятельности или полного товарищества в общество, с определенным капиталом.
> Налог на добавленную стоимость
введение единой системы косвенных налогов считается в странах ЕС необходимой мерой для обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка. Право Сообщества определяет предмет и субъекты, охваченные этим видом налога. Налогоплательщиками являются все лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью, охватывающей производство, торговлю и предоставление услуг - независимо от цели данной деятельности. Предметом налога, является оборот, связанный с продажей товаров и предоставлением услуг, получаемый на территории данной страны плательщиком НДС, а также импорт товаров.
Директивы Евросоюза не определяют ставок НДС. Говорят только, что базовая ставка должна быть не ниже 15%, а одна или две редуцированные ставки - не ниже 5%. Различия ставок НДС между странами-членами не должны превышать 6 пунктов.
Польский закон о НДС и об акцизном налоге требует приспособления к регуляциям ЕС в области льгот и освобождений от налога, применяемых по отношению к НДС. Требуют также ограничения полномочия Министра финансов по установлению ставок акцизного налога.
Охрана окружающей среды
Политика Европейского Союза по отношению к охране окружающей среды ставит своей целью улучшение состояния этой среды, охрану здоровья людей, рациональное использование природных ресурсов, поддержку решения мировых или региональных вопросов, связанных с окружающей средой. Основные принципы, руководиться которыми обязаны страны-члены ЕС это:
• Принцип противодействия загрязнению;
• Принцип возмещения издержек и исправления нанесенного вреда непосредственным виновником загрязнения среды;
• Принцип субсидиарности - Сообщество предпринимает любые действия только тогда и только в такой мере, в которой цели предлагаемых действий не могут быть выполнены странами-членами;
• Принцип интеграции - определяет необходимость интеграции политики в области охраны окружающей среды с другими областями деятельности Евросоюза.
Выше перечисленные правила находят отражение в праве Союза, касающемся охраны окружающей среды. Европейские регуляции относительно окружающей среды накладывают на предпринимателей обязательство обратить особое внимание на окружающую среду, а прежде всего:
• Обстоятельно анализировать влияние инвестиций на состояние окружающей среды до того как получить разрешение на инвестицию;
• Информировать жителей о планируемой инвестиции. Жители имеют право высказать свое мнение;
• Избегать загрязнения воздуха;
• Не нарушать допускаемые уровни концентрации двуокиси серы и пыли, завешенной в воздухе;
• Не нарушать допускаемые уровни концентрации двуокиси азота в воздухе;
• Не загрязнять воздух озоном;
• Ограничить выбросы газовых органических веществ, связанные с хранением и распространением бензина;
• Сохранять специальные процедуры обращения с опасными отходами:
• Безопасно собирать, уничтожать или перерабатывать использованное машинное масло;
• Ограничить загрязнения, причиной которых является двуокись титана;
• Устранить загрязнения, причиной которых являются дифенилполихлорид и трифенилполихлорид;
• Ограничить количество отходов из упаковок, многократно использовать упаковки, перерабатывать отходы;
• Защищать воду от загрязнения опасными веществами;
• Ограничить выбросы в атмосферу, воду или почву загрязнений, являющихся результатом промышленной деятельности;
• Правильно обозначать вводимые в оборот опасные вещества;
• Ограничить загрязнение окружающей среды асбестом.
Национальная стратегия интеграции обращает внимание на то, что принятие Польшей норм, касающихся охраны окружающей среды будет означать:
• Ограничение активности или модернизацию заводов, вредных для окружающей среды;
• Оснащение существующих заводов оборудованием для охраны окружающей среды, что связанно с дополнительными затратами;
• Необходимость участия спасательных служб в защите окружающей среды;
• Обязанность приводи среду в прежнее состояние;
• Децентрализацию процесса принятия решений по вопросам охраны окружающей среды (особенно решений относительно расположения инвестиций);
Принятие стандартов Европейского Союза в области охраны окружающей среды может быть в краткосрочной перспективе связано с особенно большими издержками процесса приспособления. Нормы Евросоюза в большинстве более жесткие чем польские. В связи с этим придется вложить значительные средства в оборудование, ограничивающее загрязнение или в новые, менее вредные для окружающей среды технологии. Однако отказ от приспособления предприятий к стандартам Европейского Союза принес бы на много больше затрат. Согласно основному принципу Союза издержки, связанные с охраной окружающей среды несет тот хозяйствующий субъект, который ее загрязняет.
Прогнозируемый уровень связанных с приспособлением к стандартам Евросоюза в области охраны окружающей среды издержек, которые придется нести предпринимателям, заставляет вести переговоры о переходных периодах в этой области.
Сертификация и стандарты качества
Существует еще много расхождений между польским и европейским правом, касающимся сертификации. Однако Польша приняла программу приспособления права к требованиям acquis. Для приспособления к принципам, действующим в Евросоюзе потребуются как изменение права так и вытекающие из него организационные перемены. Особенно важной задачей представляется принятие системы обязательной оценки соответствия, вытекающей из требований директив "нового подхода".
Директивы нового подхода содержат исключительно основные требования, цель которых заключается в обеспечении того, чтобы в обороте были только товары безопасные для здоровья, жизни и окружающей среды. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы показать, что их продукция удовлетворяет требованиям этих директив. Выполнение этих требований является условием допущения товаров к обороту на территории стран-членов ЕС. Одним из доказательств выполнения требований является получение сертификата независимой организации, занимающейся сертификацией. Принятие системы сертификации, стандартизации и аккредитации Европейского Союза будет связано с увеличением числа организаций, которые могут проводить сертификацию. Это облегчит положение малых и средних предприятий путем улучшения доступа к этим услугам и снижения их стоимости.
Вступление в Европейский Союз будет связано с согласованием перечня продуктов, которые должны иметь сертификат безопасности. Нынешние польские регуляции предусматривают обязательную сертификацию для большего количества товаров чем требуется директивами нового подхода. Ограничение обязательной сертификации облегчит деятельность как польским, так и иностранным предприятиям в Польше. Предприниматели, заинтересованные в добровольном выполнении норм (например ISO 9000) могут их выполнять для обеспечения лучшего качества своих товаров, но директивы не заставляют их делать это. Решающее влияние оказывает давление конкурентов на рынке. Кроме того соблюдению высоких стандартов качества способствует более широкая сфера ответственности за недостатки товаров, предусмотренная европейским правом.
Обстоятельные требования относительно некоторых изделий, определяют европейские технические нормы. Основной проблемой является доступ к собрании этих норм на польском языке. Темпы их перевода и публикации в настоящее время далеко неудовлетворительны.
Принятие проектов правовых актов, включающих директивы нового подхода Советом Министров ожидается в половине 1999 г. Основные проекты в этой области, это проект изменений Закона об исследованиях и сертификации, а также проект закона об ответственности производителя и проект Закона о национальной системе соответствия.