Действия, связанные с ликвидацией последствий наводнения
По оценкам ГСУ наводнение коснулось непосредственно 9 тыс. малых и средних предприятий, которые потеряли в результате этого в целом 640 млн.зл[66].
В рамках интервенционных действий в 1998г. были использованы три вида инструментов воздействия, касающихся сектора МСП.
1) Освобождения от налогов и льготы
В 1998г. были внесены два существенных изменения в Закон о применении особых налоговых правил в связи с ликвидацией последствий наводнения, которое произошло в июле 1997г.[67]:
• Первое изменение состояло в перенесении срока подачи заявлений о потерях с 31 октября 1997г. на 31 октября 1998г. что дает возможность воспользоваться разными налоговыми привилегиями;
• Второе изменение было внесено с целью продлить до 31 декабря 1999г. срок освобождения от подоходного налога дотаций, субвенций, доплат и других средств, определенных законом полученных плательщиками подоходного налога для ликвидации последствий наводнения.
2) Финансовая помощь в форме дотаций, беспроцентных и безвозвратных ссуд, а также беспроцентных и предоставляемых под низкий процент кредитов:
• Благодаря ссудному фонду из средств Министра Экономики (33 млн. зл.), который начал действовать в октябре и ноябре 1997 г., из 3500 фирм, которые подали заявление 1750 предприятий воспользовались безвозвратными ссудами[68]. Это были фирмы из Вроцлавского, Валбжихского, Опольского и Катовицкого воеводств. Небольшие объемы финансовых средств, краткий срок отчетности и критерии предоставления средств вызвали многочисленные протесты. Это стало причиной того, что были выделены и распределены дополнительные средства размером в 3,9 млн. зл, которые были предназначены на 129 ссуд для предпринимателей из Вроцлава[69]. Кроме того дополнительные средства будут направлены в январе для предпринимателей из Валбжихского воеводства.
• Были предоставлены беспроцентные ссуды из Фонда Занятости (для предприятий, в которых работают до 20 работников) для финансирования издержек возобновления деятельности, если она не была возможная из-за наводнения. По информациям министра Видзыка, была предоставлена 101 ссуда на общую сумму 1 449 тыс. зл[70]. По полным данным центрального Управления по Занятости в 1997 были предоставлены 43 ссуды, а в 1998 г. - 86 ссуд. В целом это 129 ссуд на общую сумму 2145,5 тыс. зл[71];
• Были предоставлены беспроцентные ссуды из Фонда Гарантированных Социальных Пособий, предназначены на заработную плату работников за период июль-сентябрь 1997г. В целом были израсходованы 17 249 тыс. зл. (из чего 531 тыс. в форме безвозвратной помощи, остальное в форме беспроцентных ссуд);
• Были предоставлены ссуды из фонда MIKRO, Польско-Американского Фонда Предпринимательства. На протяжении периода ноябрь-декабрь 1997г. в секторе МСП были предоставлены 1 835 ссуд под низкий процент на общую сумму 12 млн. зл.[72]; для поддержания 8 региональных программ:
• Были предоставлены дотации из Фонда Местных Дотаций программы Европейского Союза "Восстановление". В рамках этой программы 218 малых предприятий получили ссуды на общую сумму 1337 Евро (около 5,3 млн. зл).
3) Помощь в форме кредитов совмещаемых с финансированием из средств государственного бюджета
В марте 1998 г. была подготовлена новая Программа помощи для малых и средних предприятий, предназначена на восстановление производственного и оборотного имущества разрушенного во время наводнения в июле 1997 г. Эта программа базирует на следующих предположениях:
• Помощь предоставляется программой в форме кредитов для малых и средних предприятий, в которых до наводнения работало не больше 250 работников (за исключением тех, кто раньше воспользовался безвозвратной помощью из средств Министра Экономики);
• Помощь является объединением кредита из средств коммерческого банка и дотаций государственного бюджета и Всемирного Банка. Кроме суммы коммерческого кредита предоставляется дотация (грант) безвозвратной помощи размером в 40% суммы кредита;
• Кредит предоставляется на 5 лет в случае инвестиционных кредитов и 2 года в случае оборотных кредитов;
• Bank Gospodarstwa Krajowego (Банк Отечественного Хозяйства) гарантирует кредиты из средств Центрального Гарантийного Фонда.
По мнению авторов проекта привлечение средств т.н. Ипотечного Кредита Всемирного Банка (120 млн. зл.), бюджетных средств (около 64 млн. зл.) и кредитных средств коммерческих банков (около 300 млн. зл.) позволит полностью удовлетворить потребности, которые оцениваются на 2500-5000 предпринимателей[73].
Обсуждаемая программа начала действовать в апреле 1998 г. По данным Польского Агентства Регионального Развития, занимающегося внедрением программы, до конца 1998 г. 255 предприятий заключили договора о предоставлении кредита, а сумма предоставленной помощи составила 16,4 млн. зл.
Кроме того, в рамках данной программы начала действовать специальная локальная программа помощи малым и средним предприятиям, обслуживаемая Агентством "Agroreg" в Новой Руде, на которую выделено 2 700 000 зл. Из государственного бюджета. В рамках Местного Фонда Ссуд Клодзского Региона участники гарантируют друг другу кредиты, которые, как правило, предназначаются для малых предприятий[74]. Первые заявления были рассмотрены в октябре 1998 г.