Программы развития сельских местностей

Программы, реализуемые Агентством Модернизации и Реструктуризации Сельского Хозяйства Агентство Модернизации и Реструктуризации Сельского Хозяйства развивало в период 1997-1998 гг. деятельность с целью ограничения безработицы в сельских местностях. В частности предпринимались следующие меры:

1) Предоставление беспроцентных ссуд на развитие малых предприятий, работающих вне сельского хозяйства в селах и сельско-городских гминах.

Эти ссуды были предназначены для физических и юридических лиц на создание новых рабочих мест или открытие собственного дела. Суммы ссуды составляла до 10 тыс. зл. в пересчете на одно рабочее место и не могла превысить 60 тыс. зл. для одного предприятия. В 1997г. были предоставлены в целом 2066 ссуд, на общую сумму 64 055,7 тыс. зл., создавая, таким образом, 6434 новых рабочих места. В целом с октября 1995 г. до конца 1997г. были предоставлены 4486 ссуд на общую сумму 153 млн. зл. создавая 15 422 рабочих места.

2) Возмещение части процентов от кредитов, предназначенных на инвестиции создающие новые, постоянные рабочие места вне сельского хозяйства в сельских и сельско-городских гминах, гарантирующих работу сельскому населению.

На кредит с возмещением части процентов Агентством могли подавать заявления физические и юридические лица, начинающие инвестиции, результатом которых станут новые рабочие места вне сельского хозяйства и гарантирующие работу сельскому населению. Максимальная сумма кредита не может превышать 2 млн. зл. на инвестиции при доле собственных средств инвестора размером в минимум 40% от общей стоимости инвестиции. Сумма кредита, так же как в случае ссуды находилась в прямой зависимости от количества новых рабочих мест, потому что на каждое 25 тыс. зл. кредита инвестор был обязан увеличить число работников на минимум 1 человека. В 1997г. были предоставлены 1095 кредитов на общую сумму 159627 тыс. зл., благодаря чему были созданы 6385 новых рабочих мест. До конца 1998г. в рамках этой линии были предоставлены в целом 2217 кредита на общую сумму 302,2 млн. зл., что позволило создать около 12,1 тыс. новых рабочих мест.

Программы, реализуемые Агентством Земельной собственности Государственного Казначейства (АЗСГК)

Сотрудничая с Министром труда и социальной политики, а также с Центральным управлением по занятости (ЦУЗ) АЗСГК гарантирует ссуды из средств Фонда Занятости (до 50% суммы ссуды). Заинтересованность в этого рода деятельности небольшая. В 1997 г. Агентство предоставило семь гарантий на общую сумму 140 640 зл.

Другие программы развития предпринимательства в сельских местностях

8 мая 1998 г. начала действовать кредитная линия вытекающая из договоренности между Европейским фондом развития польского села Counterpart Fund и Центрального управления по занятости (ЦУЗ). Капитал кредитной линии составляет 12 млн. зл. в год. Согласно договоренности, ЦУЗ выделил 1 млн. зл. на снижение процентных ставок, а АЗСГК гарантирует кредиты для жителей сел - бывших государственных хозяйств. Эти кредиты предназначаются для инвесторов, создающих новые рабочие места в сельских местностях или городах с населением, не превышающим 10 тыс. Цель этой кредитной линии - финансировать развитие малых предприятий в области производства или услуг[63].

Региональная политика

Децентрализация государства

В 1998г. была подготовлена вступившая в силу 1 января 1999г. реформа административного деления страны, которая может стать шансом ускорения социально-экономического развития. Особенно важен в этом контексте анализ полномочий в области самостоятельного определения местными самоуправлениями экономической политики, в частности политики по отношению к МСП и потребности в такой политике.

В законах, определяющих новые структуры самоуправления нет полномочий, прямо относящихся к поддержке МСП. Анализ законов о компетенциях показывает небольшое количество и недостаточную гибкость инструментов, которые могут применяться самоуправлениями для оказания помощи сектору МСП. Несмотря на это, стоит обратить внимание на потенциальные возможности оказания помощи этому сектору в рамках политики развития воеводства, которая входит в полномочия новых региональных структур и является одним из важнейших заданий этих структур.

Согласно обсуждаемому закону, самоуправление воеводского уровня разрабатывает воеводскую стратегию развития, учитывая в частности стимулирование хозяйственной деятельности, а также повышение конкурентоспособности экономики воеводства. Воеводское самоуправление выполняет задания воеводского характера определенные законом. Говоря о заданиях, связанных с сектором МСП надо назвать:

• Модернизацию сельских местностей;

• Благоустройство территории;

• Борьба с безработицей и активизация местного рынка рабочей силы.

Самоуправление на уровне повята[64] выполняет определенные законом общественные задания, превышающие возможности гмины. Для МСП особенно важны полномочия властей повята в области:

• Управления недвижимостью;

• Благоустройства территории;

• Противодействия безработице и активизации местного рынка рабочей силы.

Несомненно, масштаб действий по оказанию помощи МСП в рамках закона и государственного бюджета на 1999г. - небольшой. Существенное влияние окажут программы, разработанные воеводскими и повятовыми структурами, эффект которых будет наблюдаться не раньше 2000г. Вместе с принятием Закона о принципах политики регионального развития, эта ситуация может стать основой дальнейшей деятельности по оказанию помощи сектору МСП. Более серьезные действия юридическо-финансового характера могут произойти лишь после перестройки общественных финансов, которая принесет большую экономическую самостоятельность самоуправлениям.

Региональные программы по реструктуризации

В 1997г. на поддержку для региональных программ по реструктуризации в государственном бюджете отводилось 57 460,0 тыс. зл. В 1998 г. был создан целевой резерв для поддержки восьми региональных программ по реструктуризации размером в 60 000 зл[65].

• Стратегия развития Эльблонгского воеводства;

• Стратегия экономического развития Кошалинского воеводства;

• Стратегия экономического развития Олыптынского воеводства;

• Партнерская стратегия развития Слупского воеводства в период 1997-2002;

• Стратегия развития Сувальского воеводства в период 1997-2002 гг. "Мазуры и Сувальское";

• Стратегия развития Лодзинского региона в период 1997-2002 "Лодз - середина завтрашнего дня";

• Европейская стратегия развития Валбжихского региона 1998-2002 "Ответить на вызов будущего";

• Стратегия и программы локального развития катовицкого воеводства п.н. "Региональные программы по реструктуризации".

Дотации из бюджета толкают гмины и предпринимателей на увеличение объема собственных средств предназначаемых на инвестиции. В 1997г. гмины и предприятия выделили 81 076,5 тыс. зл. на инвестиции из собственных средств, что составляло 325,1% дотаций. Благодаря инвестициям, завершенным в 1997г. было создано 918 новых рабочих мест. Одновременно инвесторы декларировали, что после завершения всех инвестиций появятся очередные 2270 новых рабочих мест. Оставшиеся инвестиции будут реализоваться до 2000г.

В 1998г. были дифференцированы формы поддержки региональных программ по реструктуризации. Программы в сельских регионах (Эльблонг, Кошалин, Слупск, Сувалки) получили дотации для региональных учреждений на предоставление ссуд инвесторам, способствующим созданию новых рабочих мест. Средства, предназначенные для поддержания программ в промышленных регионах (Лодз, Валбжих) были направлены на дотации для предпринимателей. Катовицкие программы получат дотацию на создание локальных учреждений, сельского или промышленного характера.

Наши рекомендации