Промышленная политика и политика по отношению к МСП
В 1998 г. совет Министров принял к сведению Оценку реализации программы промышленной политики на 1995-1997 г.[56], проведенную Министерством Экономики. Упомянутый документ является также в определенной степени отчетом о реализации программы Малые и средние предприятия в народном хозяйстве потому, что задачи, сформулированы обеими программами, часто сходятся. По оценке правительства, заключения, вытекающие из реализации программы, показывают, что деятельность Совета Министров в течение ближайших лет должна концентрироваться на развитии малых и средних предприятий[57].
Надо сказать, что большинство заданий записанных в программе Малые и средние предприятия в народном хозяйстве были реализованы. Не удалось однако выполнить нескольких заданий, имеющих основное значение для дальнейшего развития сектора МСП. Это в частности:
• Принятие Закона о хозяйственной деятельности, проект которого был в конце 1998 г. внесен на заседание Сейма;
• Завершение работы над проектом закона, регулирующего деятельность товарных бирж (ответственный - Министр Промышленности и Торговли, Комиссия Ценных Бумаг, срок - 1995). Проект закона был внесен в феврале 1997 г. по причине истечения срока полномочий Сейма - не рассматривался. Согласно данным за 1997 г. работа над проектом началась заново;
• Разработка системы критериев предоставления МСП разных форм помощи из общественных средств (ответственный - Министр Промышленности и Торговли, Комиссия Ценных Бумаг, срок - 1995). Проект закона о общественной помощи был 18 июня 1998 г. принят Экономическим Комитетом Совета Министров;
• Внедрение системы, позволяющей включить МСП в промышленную кооперацию.
Финансовая политика
Финансовая политика является основным элементом экономической политики государства. Определенный уровень доходов и расходов бюджета позволяет в частности оказывать помощь различным субъектам и объектам экономического оборота.
Налоги
Наиболее интересным событием, происшедшим в 1998г. в области налогового законодательства была несомненно общественные дебаты вокруг возможности реформирования налоговой системы, спровоцирована опубликованной Министерством Финансов Белой Книгой Налогов. Основные предложения, представленные в этом документе сводились к проведению основной реформы налоговой системы с целью введения стабильных, стимулирующих развитие решений. Этого предлагалось достичь за счет радикального снижения и упрощения ставок налогов, связанного с отменой существующих льгот. Из проектов, описанных в Белой Книге больше всего сопротивления вызвало предложения ввести единый, пропорциональный налог, согласно которому, в конечном счете, подоходный налог как физических так юридических лиц составил бы 22%.
Представленный в Белой Книге проект реформа налоговой системы был положительно воспринят предпринимательскими кругами. Стоит добавить, что предложения Министерства Финансов часто сходятся с предложениями предпринимателей. Важным эффектом обсуждения Белой Книги было выделение областей, в которых в ближайшее время, скорее всего, произойдет изменение системы налогообложения и шире - финансовой системы государства.
Размер налогообложения
В законе о подоходном налоге физических лиц в 1998 и 1999 г. были определены ставки налогов размером в 19%, 30% и 40%. Подоходный налог юридических лиц в 1998 г составил 36%, в 1999 - 34%, а с 2000 г. - 32%. Основная ставка НДС - это 22%, редуцированные ставки - это 7%, 2% (временная ставка) и 0%.
Формы налогообложения
Кроме общих форм налогообложения, малые предприятия могли пользоваться упрощенными формами, которые характеризовались: более низким уровнем обязательств, простыми правилами и легкостью применения в ежедневной практике.
Упрощенная система налогообложения состоит в определении с законодательном акте ставки налога в процентном или абсолютном исчислении, независимо от величины прихода - до определенной в распоряжении суммы издержек и полученного дохода. Ставка налога определяется по конкретному виду деятельности физического лица или - в некоторых случаях -товарищества. Упрощенное налогообложение означает упрощенную форму отчетности перед налоговыми службами. Это несомненно облегчает развитие малых предприятий, но является препятствием в контактах с банками, которые относятся с недоверием, не имея полного представления о действительных оборотах, поступлениях и доходах фирмы.
В 1998г. почти половина физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, платили налоги по договорным ставкам или пользовались налоговым листом.
Таблица 6.1 Число налогоплательщиков занимающихся хозяйственной деятельностью по формам налогообложения (в %)
Формы налогообложения | ||||
Число плательщиков | % | Число плательщиков | % | |
Договорные ставки | 853 668 | 36,6 | 855 871 | 37,6 |
Налоговый лист | 234 821 | 10,1 | 228 198 | 10,0 |
Общие правила | 1 244 000 | 53,3 | 1 192 424 | 52,4 |
Источник: Министерство Финансов, Департамент прямых налогов.
Налоговые льготы
От НДС освобождались субъекты, которые в 1997г. получили приходы не превышающие 80 000 зл. и субъекты уплачивающие подоходный налог в форме налогового листа. В 1998 г. обязывали похожие на ситуацию в предыдущем году положения относительно отчисления инвестиции, записанные в законе о подоходном налоге физических и юридических лиц. Был снижен объем инвестиционных расходов, которые могли отчисляться от дохода перед налогом, в течение очередных лет. В 1998г. этот объем составил 30% (в случае расходов на предпочтительные цели) и 15% (для расходов на остальные цели). В 1997 г. эти отчисления составили соответственно 40% и 20%. В случае юридических лиц размер отчислений был сокращен с 40% суммы облагаемой налогом (расходы на предпочтительные цели) и 20% (расходы на остальные цели) в 1997г. до 25% суммы облагаемой налогом в 2000 г. (расходы на предпочтительные цели) и 10% (для расходов на остальные цели). Это уменьшило привлекательность инвестиционных льгот для предпринимателей.
Общие налоговые льготы применяются на территории гмин, находящихся под угрозой высокой структурной безработицы и на территории воеводств и гмин, определенных как находящихся под угрозой структурной рецессии или социальной деградации. На этой территории предусматриваются следующие льготы для физических и юридических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью или специальными отраслями сельского хозяйства:
• Плательщики подоходного налога для физических лиц (физические лица и полные товарищества), занимающиеся хозяйственной деятельностью, уплачивающие налог в форме налогового листа, могут увеличить число работников, не теряя этой формы налогообложения и без угрозы увеличения ставки налога;
• Плательщики подоходного налога для физических лиц, уплачиваемого по общим правилам или плательщики подоходного налога для юридических лиц, уплачиваемого по договорным ставкам, которые увеличат число работников, могут отчислить от дохода облагаемого налога сумму инвестиции или снизить налог на 50% (в гминах до 5000 жителей - на 75%);
• Плательщики подоходного налога для физических и юридических лиц могут воспользоваться повышенными ставками амортизационных отчислений, позволяющих быстрее амортизировать средства производства в течение первых годов после покупки;
• Покупающие и лизингующие (юридические и физические лица) имущество, находящееся в распоряжении Агентства Земельной Собственности Государственного Казначейства, могут - в определенных случаях - освобождаться от уплаты процентов при покупку в рассрочку.