Политика по отношению к рынку рабочей силы
Приняты 3 июля 1997г. Советом Министров приоритеты реализации программы стимулирования продуктивной занятости и уменьшения безработицы в период 1995-2000 содержали элементы, касающиеся развития системы финансовой поддержки для сектора МСП.
После изменения правящей коалиции эта программа не была принята к полной реализации в 1998г. Новое правительство обещало пересмотреть тематику, убрать декларативные элементы, которые выполняли лишь пропагандистские функции и представить проект изменений. До конца 1998 г. новая версия программы не была представлена.
Министерство труда и социальной политики, в свою очередь каждый год представляет Сейму информационно-программный документ под названием Основные направления работы Министра труда и социальной политики. В основных направлениях на 1998г., в части касающейся рынка труда, были сформулированы следующие задачи: "стимулирования создания новых продуктивных рабочих мест, а также поддержка малых и средних предприятий". Предусматривался также мониторинг и помощь неправительственным организациям, принимающим участие в осуществлении программы Развитие малого бизнеса (до сих пор финансируемой в рамках т.н. TOR#10 из ссуды Всемирного Банка), а также разработка программы целевых дотаций, опирающихся на критерий эффективности[54]. В основных направлениях на 1999 г. в части "продолжение работы по формированию и развитию инструментов поддерживающих открытие собственного дела безработными и создание новых рабочих мест в малых и средних предприятиях" были повторены только слова о мониторинге. Не упоминались дотации[55].
Региональная политика
В 1998 г. вопросы сектора МСП были сильнее чем в предыдущие годы связаны с вопросами регионального развития. Значение малых и средних предприятий для регионального развития подчеркивалось в подготовленных в 1998/1999 гг. Министерством Экономики Положениях национальной стратегии регионального развития Польши в период 2000-2006. В этом документе говорится о том, что в рамках политики регионального развития одной из задач, которые могут финансироваться из средств государственного бюджета, является "развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий". Поддержка бюджета может осуществляться путем целевых дотаций, ссуд из бюджета, доплаты к процентам от кредита, а также погашения или отсрочки обязательств по отношению к Государственной Казне. Помощь из средств государственного бюджета может быть предоставлена для реализации задач, предусмотренных воеводскими программами, реализованными в рамках стратегиями развития воеводств.
Местные программы реструктуризации
С 1999 г. по причине изменений в "законах о компетенциях", а также в связи с готовящимся законом о региональной политике, помощь бюджета для региональных программ реструктуризации была заменена новым инструментом - помощью для "местных программ реструктуризации", цель которых - создать новые рабочие места или поддержать секторные программы правительства.
Поэтому в министерстве труда и социальной политики была подготовлена новая программа поддержки местных программ по реструктуризации, касающихся малых предприятий. В ней предлагается оказать помощь программам по реструктуризации путем создания кредитных фондов в регионах, где находились бывшие государственные хозяйства, микроссуд на создание рабочих мест в сельских местностях и альтернативных источников дохода для занимающихся сельским хозяйством. Ссуды предоставлялись бы лицам, организующим для себя рабочие места или находящим альтернативные источники дохода. Рассматривается возможность объединить бюджетные средства со средствами Всемирного Банка и местных самоуправлений.
Реализация политики государства по отношению к МСП в 1998г.
Действия парламента
С самого начала срока полномочий Сейма РП второго созыва работает Комиссия малых и средних предприятий. Ее активность сосредоточена в трех основных направлениях:
• Анализирует положение сектора МСП в Польше и деятельность государства в этой области;
• Выступает с законодательными инициативами для поддержки сектора МСП;
• Принимает участие - вместе с другими комиссиями - в работе над законами, касающимися социально-экономической политики в части интересующей МСП.
В 1997 г. и 1998 г. Комиссия заседала почти 40 раз и занималась в частности:
• Оценкой эффективности использования средств иностранной помощи для МСП;
• Анализом положения МСП на территории, охваченной наводнением в 1997 г.;
• Исследованием работы свободных экономических зон;
• Оценкой роли местного самоуправления в поддержке развития МСП;
• Анализом региональной политики с точки зрения поддержки для МСП;
• Положением ремесла.
Комиссия выступила с инициативой 6 законов, из чего два касались вопросов наводнения, один -бухгалтерии (используя фрагмент не принятой инициативы правительства), один профессиональной реабилитации и работы инвалидов, и один - изменения закона об отходах.
Наиболее серьезной инициативой была попытка изменить Кодекс Труда. Несмотря на важность проекта для работодателей, он был воспринят парламентским большинством как попытка вступить в конфликт с профсоюзами, и отклонен в первом чтении.
Члены Комиссии малых и средних предприятий принимали участие в 1998 г. в работе над 6 проектами законов, важнейшие из которых это: Закон о хозяйственной деятельности, закон о промышленной собственности и проект Закона о торговых объектах с большой площадью. Можно сказать, что Комиссия МСП нашла свое постоянное место в структуре Сейма. Ее основное задание - заботиться о благоприятных юридических условиях для МСП. Комиссия является также местом диалога между политиками и организациями предпринимателей.