Корпоративная социальная ответственность и процессы социализации экономики.
Процесс реализации КСО формируется на основе опыта взаимодействия государства, профсоюзов и корпораций в сфере отношений социальной ответственности. Она представляет собой объединение отдельных инициативных процедур взаимодействия корпораций в единую схему их целенаправленного поведения для осуществления проектов социальной ответственности (рис. 7.2).
На начальном этапе этого процесса организуется специальный орган (комитет) управления социальной ответственностью корпораций участников проекта, в состав которого включаются представители ее высшего менеджерского звена.
Подготовка социального отчета выстраивается на основе результатов независимого исследования, определяется круг потенциально заинтересованных в диалоге сторон и формируется список «целевых аудиторий». Специалисты стремятся сделать его максимально репрезентативным, чтобы получить наиболее полное представление об отношении общества к различным аспектам деятельности корпораций участников проекта. К диалогу приглашаются представители органов власти и контролирующих структур, в том числе министерств (здравоохранения, финансов, труда и социального развития, промышленности и др.), а также региональных учреждений здравоохранения, образования, различных общественных организаций.
На первом этапе диалога проводятся встречи отдельно с каждым участником проекта при посредничестве и содействии независимого модератора (англ. — посредник, судья). Применяется подход с позиции слушателя — это диалог без каких-либо оценок и предвзятой позиции со стороны организации. Важно услышать, какие проблемы, связанные с деятельностью организации, волнуют общество. Участникам диалога дается возможность самостоятельно предложить темы для обсуждения. Таким образом, в результате первой встречи выявляются те направления, на которых организации нужно в дальнейшем акцентировать свое внимание. В их числе оказываются: информирование потребителей, политика компании в области маркетинга, деятельность компании в области благотворительности, социального партнерства и защиты окружающей среды, взаимоотношения компании с местным сообществом и качество выпускаемой продукции. Свои усилия участники проекта стремятся объединить с усилиями всех заинтересованных сторон: органов здравоохранения и образования, специалистов-психологов, представителей государственных и общественных организаций.
Правовую основу проектов социальной ответственности составляют внутренние кодексы и правила маркетинговой деятельности корпораций, которые ограничивают их позиционирование на рынке. В структуре социальной программы отдельными статьями выделяются долгосрочные программы спонсирования, с указанием сроков отдельных мероприятий (например — музеев, картинных галерей, театров, оперы и балета), оказание благотворительной помощи организациям инвалидов, детским домам, школам, участие в экологических программах региона, развитие медицинских учреждений, образования, забота о ветеранах. Поддержание непрерывного диалога с общественностью через СМИ становится средством анализа рекомендаций, поступивших в организацию по результатам обсуждения «целевых аудиторий» и результатом их осуществления, представляемым в социальном отчете. Социальный отчет аккумулирует информацию, максимально отражающую реальную картину общества и интересов его ключевых представителей. Оценка экономического потенциала КСО и ее соответствие стандарту на этапе непрерывного диалога обеспечивается независимым аудитом менеджмента.
Обязательным условием в реализации проектов КСО является стремление к их самоокупаемости как на микроуровне, так и в региональной инфраструктуре. Приоритетным во взаимодействии власти, бизнеса (корпораций) и общества является сохранение метапространства (пространства смыслов) или среды, в которой используются ресурсы, выстраиваются хозяйственные связи и отношения, реализуются интересы участников. Существование метапространства не зависит от человека. Пространство является надсистемной категорией, но человек волен осуществлять преобразование пространства через культуру.
Отличительной чертой системной трансформации отношений в экономике России является ее социализация (рис. 7.3), признаки которой заключаются в следующем:
• акцент в управлении организациями переориентируется на человека
(человеческий капитал, интеллектуальный капитал) как главную стратегическую составляющую в развитии социально-экономических систем;
• актуализация понятий «социальная справедливость», «социальная активность», «социальное партнерство», «социальная стратегия», «социальный эксперимент», «социальные цели», «социальная ответственность»;
• глобализация корпоративной деятельности организации.
Социально ответственный бизнес уважает законы общества, в котором он живет, уважает то сообщество, на территории которого находится его структура или предприятие. Задача корпорации — быть не просто донором в мероприятиях социальной ответственности, а активным участником и управляющим. Таким образом:
1) системная трансформация отношений в организациях представляется процессом формирования и изменения ее внутренних и внешних отношений в сфере социально-экономической деятельности на основе постепенного изменения функциональных свойств организаций (самопознание, саморазвитие, саморегулирование);
2) последние десятилетия ХХ в. экономическое развитие организаций характеризуется изменением товарных форм продукта их деятельности от единичного товара и товаро-группы к товару-активу. При этом устойчиво проявляется проблема достижения соответствия ресурсного обеспечения производственной деятельности организации, в том числе по трудовым ресурсам. Интеллектуальный потенциал превратился в источник социально-экономического развития;
3) особенностями системной трансформации организации являются: инновационность, глобализация, стандартизация, социальное партнерство, корпоративность, информационная насыщенность, техническая вооруженность управленческой деятельности, рост потребительских компетенций;
4) наблюдаемым явлением, сопровождающим процессы разрешения «средовых» проблем (выходящих за рамки деятельности организации — экология, здравоохранение, культура, образование) стало возникновение корпоративного взаимодействия организаций, диверсификация и инновационность их деятельности в отношениях социальной ответственности;
5) природа явлений социальной ответственности по результатам анализа заключается в возникновении потребности сохранения жизнеспособности организаций на стратегически значимых периодах их развития, соизмеримых для крупных организаций (СЭС, надсистем, метасистем) с периодами жизни ряда поколений людей;
6) социализация экономики как явление обусловливает формирование соответствующих форм социального диалога государства, профсоюзов и корпораций.