Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентного преимущества
Развитие рыночных отношений в России приводит к изменению соотношения экономических сил в национальной экономике. Глобализация экономики привела в движение процесс передачи власти от производителей, которые изготовляют товары, к клиентам, которые покупают эти товары и пользуются ими. Это подразумевает взгляд на вещи с точки зрения клиента, причем во всех видах деятельности, в том числе, исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в деятельности по продаже и маркетингу. Опыт показывает, что компании, которые тратят время и деньги на определение того, что хотят покупатели, а также на обеспечение качества, надежности товаров и послепродажных услуг, работают со значительно большей выгодой для себя. Компании с успешными программами по обеспечению высокого качества располагают 10% ным преимуществом перед конкурентами в отношении затрат. Меньшее количество дефектов означает: меньше переделок и напрасно потраченного времени руководителей, меньше затрат и более высокое число клиентов, которые становятся постоянными. Компании, являющиеся лидерами качественного управления, имеют также более высокие темпы роста, по сравнению с компаниями, придающими меньшее значение этому аспекту своего бизнеса. Более высокое качество продукции (товаров, работ, услуг) тесно соотносится с долей, занимаемой компанией в рынке, а также с окупаемостью инвестиций. Это подразумевает также высококачественные отношения с клиентами.
Сейчас во всем мире широко признано, что любая крупная компания несет ответственность перед обществом, в котором она функционирует. А потому ее первая обязанность и конкурентное преимущество — оставаться мощной, эффективной и культурной на благо сотрудников, акционеров и клиентов, внося одновременно ощутимый вклад в экономику и благосостояние страны. Неотъемлемой частью корпоративной культуры становится формирование образа «компании — гражданина», выполняющей предписанные ей социальные обязанности и заботящейся о принесении возможно большей пользы всему обществу (corporate citizenship — «корпоративное гражданство»). Корпоративное гражданство определяет неразрывность общих экономических принципов существования компании и ее социальной ответственности перед окружающей социальной средой.
Начиная с 2003 г., при оценке национальными экспертными агентствами качества корпоративного управления и присвоении компаниям соответствующих рейтингов стали учитываться показатели КСО, что поставило российские корпорации перед необходимостью соблюдать соответствующие международные требования и стандарты (GRI, АА1000, SA8000, Стандарты саншайн, ISO 14000). Следование этим стандартам обусловливается тем, что на мировом рынке, участниками которого становятся российские компании, ведение социально ответственного бизнеса является нормой. Фактор КСО чрезвычайно важен для иностранных инвесторов, для которых это — свидетельство финансовой стабильности и конкурентоспособности компании.
XIV съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), проходивший в г. Москве в ноябре 2004 г., одобрил Социальную хартию российского бизнеса как одно из средств повышения его конкурентных преимуществ и предложил всем членам российского делового сообщества присоединиться к ней. Социальная хартия — это:
• добровольная стратегическая инициатива бизнеса, основанная на понимании и признании представителями делового сообщества активной роли бизнеса в общественном развитии;
• система принципов, направлений и границ потенциального вклада компаний и бизнес-сообщества в целом в общественное развитие; свод основополагающих принципов ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности;
• предложение к обновлению содержания социального диалога с партнерами бизнес-сообщества: акционерами и инвесторами, властными структурами, объединениями работников, институтами гражданского общества;
• новый формат оценки совместного вклада бизнеса и его партнеров в устойчивое развитие страны, экономическое процветание и социальное благополучие.
Социальная хартия российского бизнеса не является нормативным документом, не предполагает принуждение и обязательность, не предусматривает внешнего контроля и оценки действий.
В практике отношений социальной ответственности объективно обусловленной представляется потребность взаимодействия конечного множества организаций на разных уровнях иерархии управления, что вызывает противоречия в процессах их осуществления. Характерной причиной возникновения этих противоречий является несовместимость характеристик организаций по параметрам их экономического состояния, опыта взаимодействия в отношениях социальной ответственности, политики биполярных взаимодействий органов власти в межсекторном пространстве «Власть — Бизнес — Общество». Одним из направлений стратегического развития российской экономики и достижения ее конкурентоспособности является задача активизации отношений корпоративной социальной ответственности. Эти явления обусловливают актуальность и возможность создания соответствующих механизмов управления, обеспечивающих взаимодействие организаций в отношениях социальной ответственности. Напряженность социальных отношений в России привела к необходимости применения принципов социального диалога и социального партнерства государства с неправительственными некоммерческими организациями и бизнесом, реализуемых как новое научно-практическое направление этих отношений в России — «межсекторное социально-экономическое партнерство».
В современных условиях наиболее распространенным способом формирования социально-трудовых отношений стало социальное партнерство. В этом направлении достигнуты качественно новые ступени регулирования социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство — специфический тип отношений социальной ответственности, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечивается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально-экономических процессов рыночного общества. Специфика этих отношений проявляется в следующем. Во-первых, социальное партнерство — это отношения между социальными группами (классами), социально-экономические интересы которых существенно отличаются. Каждый социальный субъект выполняет свои общественные функции. Во-вторых, это такие отношения между социальными группами, при которых преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения оптимального баланса в их реализации. В-третьих, социальное партнерство — это обоюдовыгодное, обоюдо-необходимое взаимодействие между социальными группами (классами), в котором объективно заинтересована каждая из сторон. Все это, безусловно, отражает особенности социального партнерства как особого типа общественных отношений.
Человеческий капитал — это главное на сегодняшнийдень конкурентное преимущество. Согласно исследованиям, проводимым Российской ассоциацией менеджеров, создание и развитие работоспособного коллектива — основная задача современного менеджера. Создание такого коллектива возможно только тогда, когда работники четко осознают и принимают миссию, цели и задачи фирмы, в разработке которых принимали непосредственное участие. Например, в целях согласования с профсоюзами решения проблем социального развития трудовых коллективов, в РАО «Норильский никель» большое внимание уделяется развитию социального партнерства, принимаются совместные решения по вопросам оплаты труда, социальной защите работников. Коллективный договор стал одной из основных форм обеспечения участия работников в управлении производством. Результатом политики социального партнерства стало решение всех вопросов путем переговоров и полное исключение из практики забастовок и других подобных методов ведения коллективных трудовых споров.
Потребность в омоложении кадров побуждает корпорации тесно взаимодействовать с образовательными учреждениями, как в России, так и за рубежом. При этом наблюдаются две тенденции. Первая — направление отдельных сотрудников на повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Вторая — системное корпоративное обучение с постоянным консультационным сопровождением, организация собственных учебных центров.
Одним из самых распространенных способов выражения социальной позиции компаний стала корпоративная благотворительность, которая реализуется в форме добровольного выделения компанией ресурсов на поддержку социально значимых проектов. Цель участия корпораций в благотворительных мероприятиях — создание положительного общественного мнения, улучшение репутации компании, повышение инвестиционной привлекательности.
Компании по-разному связаны с общественностью: местными жителями, жителями региона, страны, а также с мировым сообществом. Бизнес вносит свой вклад в жизнь местных жителей и общественную жизнь, благодаря своей основной миссии — эффективному и этичному производству товаров и услуг, непосредственному и косвенному созданию рабочих мест, обеспечению справедливой заработной платы и льгот, уплате налогов в соответствующий бюджет.
Сложившийся в российской практике порядок разработки, утверждения и выполнения социальных программ имеет ряд особенностей. Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы и несистемный подход к этой работе придают всему процессу хаотичный характер: не отработан механизм контроля за исполнением утвержденных программ; почти никогда не удается выявить наиболее приоритетные социальные нужды; очень редко достигается обеспечение программ требуемыми ресурсами. Среди средств защиты социальных интересов работников и социальной ответственности организации к наиболее эффективным относят механизмы коллективных переговоров и коллективных трудовых споров с участием профсоюзов и других общественных организаций. При этом какие бы средства не использовались субъектами социальной ответственности, они опираются на следующие принципы:
• продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы имеют конкретную и понятную для всех участников цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный компромисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий);
• солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюзного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);
• законность (приступая к коллективным действиям, профсоюзы стремятся не допустить дискредитации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные забастовки и стихийные акции, которые, в конечном счете, вредят главным целям);
• гласность (профсоюзы стремятся привлечь общественное мнение на сторону участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требованиях трудящихся).
В результате гигантских достижений науки и техники, произошедших в конце XX в., увеличилась невиданная ранее производственная мощность транснациональных компаний (ТНК), их количество возросло примерно в 9 раз и достигло более 60 тыс. ТНК и 500 тыс. их дочерних предприятий размещаются почти во всех странах мира, контролируют до половины мирового промышленного производства, 80% мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноухау», 40% объема импорта и 60% экспорта мира.
Благодаря преимуществу во владении капиталом, передовыми технологиями и огромным рынком, ТНК контролируют 90% прямых иностранных инвестиций мира, способны увеличивать занятость, внедрять новые технологии и обеспечивать доступ на новые рынки, повышать уровень квалификации рабочих и предоставлять им более высокую заработную плату.
Таким образом, на протяжении нескольких десятилетий произошла эволюция товарных форм и форм отношений социальной ответственности (табл. 7.2), представляемых в современных условиях как «новая экономика». На этом направлении проявляются тенденции качественного преобразования индустриального общества в процессе его непрерывной технологической модернизации, приводящей к смещению базы экономического развития в сектор нематериального производства, перехода от ресурсоемкой к «интеллекто-емкой» экономике. Результатом этого является формирование нового социума, основанного на преимущественно умственном труде в сфере производства услуг. Все, что еще совсем недавно казалось вечным и незыблемым, что являлось критерием национального богатства страны теряет свою значимость перед натиском новой экономической формации, основанной на эффективном использовании интеллектуального и информационного потенциала. В ведущих странах мира (Япония, США, Германия, Англия) интеллектуальный потенциал уже превратился в фундаментальный источник социально-экономического развития, резко вырос спрос на наукоемкую продукцию, увеличилась ее доля в ВВП.
Объединение организаций в крупные интегрированные корпоративные структуры дает возможность государству управлять макроэкономическими процессами на уровне отраслей, регионов и страны в целом. Это связано со следующими причинами:
• укрупнение объектов управления в экономике страны (крупные корпорации, ФПГ и т.п.) способствует снижению инфляционного роста цен, увеличивает предсказуемость динамики цен;
• концентрация капитала в корпорациях повышает эффективность бюджетного и финансового регулирования рыночной экономики;
• сокращается потребность в государственных предприятиях социально-ориентированной программы производства;
• повышается инновационная активность в экономике, так как она относится к приоритетным направлениям работы корпораций;
• усиливаются позиции на рынке отечественных производителей объединенных в корпоративные структуры, в том числе за счет развития возможностей диверсифицировать рыночные риски;
• расширяются возможности отечественных предпринимателей в интеграции с мировой экономикой;
• создаются условия для осуществления публичного контроля за деятельностью корпорации, в том числе в сферах социальной ответственности.
Примером являются финансово-промышленные группы (ФПГ) как корпорации предпринимательского типа, то есть действия их определяются стремлением получать прибыль, которая возникает на условиях акционирования капитала.
В настоящее время все корпорации можно разделить на три группы, реализующие социальную ответственность:
• в рамках своей основной деятельности;
• в ближайшем окружении своего бизнеса или со своими стейкхолдерами;
• в рамках всего общества.
Корпорации реализуют свою социальную ответственность по следующим основным направлениям: наука; образование; качество жизни; здравоохранение; отраслевая реструктуризация; региональное развитие (рис. 7.1). Широкие и активные общественные дискуссии вокруг вопроса социальной ответственности привели в последнее время к необходимости более точного определения содержания, структуры и процесса самих социально-ответственных отношений бизнеса и государства. Уже в течение многих лет российский бизнес ежегодно тратит на благотворительность более 1 млрд долл.
Разновидностью социального инвестирования является соинвестирование — это инвестиционный процесс разнесенного во времени совместного вложения средств в развитие деятельности корпорации:
• со стороны самой компании (когда она инвестирует не только в развитие производства и получение экономической прибыли, но и в охрану окружающей среды, в развитие местного сообщества на территории пребывания, в решение внутрикорпоративных социально-значимых задач);
• со стороны внешнего инвестора (чаще всего с некоторой задержкой во времени и на основе самостоятельного или с участием посредников анализа результатов указанных выше действий компании).
Несмотря на относительно небольшой вклад российских корпораций в социальное развитие общества, важно, что эти затраты признаются весьма выгодными социальными инвестициями предприятий. Бизнес (коммерческая деятельность) представляется, таким образом, как форма социального взаимодействия, направленная на организацию социальной системы, обеспечивающей генерацию заданного ресурсного потока, которая обеспечивается и запускается посредством формирования набора ресурсов (материальных, информационных, человеческих, методологических, интеллектуальных, технологических).