Выбор специализированного прикладного программного обеспечения
Ключевым элементом при создании ИСУП является выбор специализированных пакетов программ, кладущихся в основу прикладного программного обеспечения (ПО). До сих пор некоторые предприятия пытаются создавать ПО ИСУП самостоятельно. Однако таким способом можно создать только относительно простые программные средства, предназначенные для решения частных задач управления. Создание же собственными силами специализированного прикладного ПО, поддерживающего современные компьютерно-ориентированные технологии управления практически невозможно.
Создание пакетов прикладных программ, обеспечивающих комплексное решение всей совокупности задач управлениями предприятиями и реализующих поддержку современных методов управления, требуют больших затрат средств и труда большого числа высококвалифицированных специалистов в течении нескольких лет. Такими ресурсами предприятия, не специализирующиеся на разработке программного обеспечения, не обладают. Поэтому в основу прикладного ПО ИСУП должны быть положены программные продукты, разработанные фирмами, специализирующимися на создании ПО управления предприятиями. Это, конечно, не исключает возможности использования собственных программных разработок предприятия в составе ПО ИСУП для решения особо специфических задач управления, поддержка которых не реализована в базовых пакетах прикладных программ от сторонних поставщиков.
От выбора программного комплекса, кладущегося в основу прикладного ПО во многом зависят требования к формированию других обеспечивающих подсистем ИСУП.
Основными требованиями к программному комплексу, кладущемуся в основу прикладного ПО ИСУП, являются:
- поддержка современных компьютерно-ориентированных технологий управления;
- охват как можно большего числа функций управления в рамках единого программного комплекса и соответствие порядка их реализации требованиям данного предприятия;
- возможность взаимодействия модулей программного комплекса при решении большинства взаимосвязанных задач различных подсистем управления в оперативном режиме;
- поддержка сквозного документооборота всей системы управления;
- наличие средств объединения/актуализации данных удаленных подразделений;
- наличие инструментов адаптации программного комплекса к требованиям конкретных предприятий;
- поддержка развитых механизмов взаимодействия со сторонними программными средствами.
При создании ИСУП, отвечающей современным требованиям и способной качественно влиять на совершенствование системы управления предприятием, является необходимым поддержка в ней современных компьютерно-ориентированных технологий управления. Поэтому желательно, чтобы программный комплекс, выбираемый в качестве основы прикладного ПО ИСУП предприятия оптовой торговли, поддерживал методологию MRP I, а для производственного предприятия - MRP II. Для предприятий, осуществляющих взаимодействие с большим числом клиентов необходим программный комплекс, реализующий, помимо прочего, функции управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). В отношении необходимости поддержки функционала, необходимого для реализации методологий SCM и CSRP, решение нужно принимать в каждом конкретном случае, исходя из особенностей хозяйственной деятельности предприятия.
При выборе программного комплекса необходимо учитывать объем реализуемых им функций, действительно необходимых для решения стоящих перед предприятием задач автоматизации управления. Малая функциональность может привести к тому, что решение значительной части задач будет слабоавтоматизировано или придется вложить значительные дополнительные средства в разработку дополнительных программ, реализующих недостающие функции. Неэффективным может оказаться также выбор сложного программного комплекса, большая часть функций которого не будет востребована на данном предприятии.
Следует обращать внимание также на соответствие порядка реализации технологии решения конкретных задач в программном комплексе технологии их решения в системе управления предприятием. Поясним это положение на конкретном примере.
Предположим, что на предприятии учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями по отдельным заказам возложен на курирующих эти заказы менеджеров отделов снабжения и сбыта, а в функции бухгалтерии входит только формирование регламентированной отчетности. Выбран программный комплекс, в котором функции распределены иначе. В одном модуле решаются задачи учета прихода товарно-материальных ценностей, их передачи в производство, поступления готовой продукции на склад и ее отгрузки покупателям, а все финансовые операции отражаются в модуле решения задач бухгалтерского учета и фиксируются в виде бухгалтерских проводок по счетам. В этом случае для определения состояния взаиморасчетов с конкретными контрагентами сводные данные приходу/передаче материальных ценностей должны передаваться из модуля учета их движения в модуль бухучета также в виде проводок по счетам с детализацией по аналитическим счетам, соответствующим конкретным контрагентам. Данные по финансовым операциям в модуле бухгалтерского учета также придется вести в разрезе аналитических счетов, соответствующих контрагентам. Только в этом случае станет возможным сведение данных по отгрузкам и оплатам. Кроме того, если учет взаиморасчетов ведется не только в разрезе контрагентов, но и по заказам, на каждом аналитическом счете контрагента придется дополнительно вести аналитические счета, соответствующие конкретным заказам.
При такой технологии состояние взаиморасчетов с конкретными контрагентами будет выявляться в модуле бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета. Поэтому менеджерам отделов снабжения и сбыта для определения состояния взаиморасчетов по конкретным заказам придется каждый раз запрашивать эту информацию у бухгалтерии, что осложнит их работу вследствие возможных организационных проблем взаимодействия различных отделов. Усложнится и работа бухгалтерии, поскольку ей придется не только составлять отчетность, но и вести множество дополнительных аналитических счетов, соответствующих контрагентам и заказам. В итоге внедрение средств автоматизации приведет не к упрощению, а к усложнению работы системы управления при решении задач учета взаиморасчетов. Поэтому выбор программного комплекса, реализующего рассмотренную выше технологию решения задач учета взаиморасчетов при данной технологии их решения в системе управления предприятием следует признать неэффективным.
Подобные примеры несоответствия технологий функционирования конкретного программного комплекса и конкретной системы управления могут возникать и при решении многих других задач.
В связи со сказанным, наибольшую гибкость обеспечивают те программные системы, в которых отдельные модули узко специализированы по выполняемым ими функциям, но поддерживают развитую систему информационных связей с другими модулями. Отсюда вытекает требование возможности взаимодействия модулей программного комплекса при решении взаимосвязанных задач различных подсистем управления в оперативном режиме и поддержки сквозного документооборота всей системы управления. В этих условиях технология решения рассмотренной выше задачи учета взаиморасчетов могла бы выглядеть следующим образом.
В модулях решения задач логистики менеджерами отделов снабжения и сбыта вводятся сведения о приходе и отгрузке товарно-материальных ценностей. В модулях, используемых финансовым отделом, вводятся данные выписок банка с указание единых для всей системы кодов контрагентов и заказов (договоров, счетов), проставляемых исходя из реквизитов платежных документов. Поскольку при вводе сведений о документах движения товарно-материальных ценностей менеджеры отделов снабжения и сбыта указывают те же коды контрагентов и заказов, программная система может автоматически увязать товарные и финансовые документы и вычислить итоги взаиморасчетов по каждому контрагенту и каждому заказу. Поэтому для получения этих сведений соответствующим менеджерам не нужно обращаться к бухгалтерии. В свою очередь, бухгалтерия, имея оперативный доступ к электронным формам финансовых и товарных документов может, используя свои программные модули, разнести эти данные по синтетическим счетам бухгалтерского учета общими цифрами, без избыточной детализации на аналитических счетах. В итоге каждая подсистема управления может получать и обрабатывать всю необходимую ей информацию без обращения за дополнительными справками к другим отделам и строго в той форме, которая ей необходима.
Программный комплекс, выбираемый в качестве основы прикладного ПО ИСУП, должен иметь развитые средства объединения/актуализации данных удаленных подразделений. Например, если предприятие имеет сеть магазинов, не связанных высокоскоростными линиями связи с компьютерной сетью центрального офиса, то передача данных о продажах в каждом из них за определенный период должна передаваться серверу сети центрального офиса дискретно, по определенному регламенту средствами модемной связи или как-то иначе. Поэтому желательно, чтобы программный комплекс имел средства для выполнения операций приема/передачи данных от удаленных подразделений по заданному регламенту с максимальной степенью автоматизации при минимальном участии технического персонала, обслуживающего функционирование ИСУП.
Программные продукты, ориентированные на решение задач организационно-экономического управления предприятиями, создаются в расчете на широкое тиражирование и использование в организациях разных сфер деятельности и форм собственности. Поэтому они оснащаются различными механизмами, позволяющими адаптировать их к отраслевым и внутрифирменным особенностям организации управления на конкретных предприятиях. Выбирая программные продукты для создания ПО ИСУП необходимо проанализировать имеющиеся у них средства настройки, обращая внимание, в первую очередь, на возможности изменения поведения системы (порядка выполнения расчетов, режимов обработки документов, способов представления выходной информации в отчетах, прав доступа пользователей к данным и функциям их обработки и т.д.) за счет изменения комбинаций управляющих параметров, а также возможности переопределения формул расчета показателей, фигурирующих в различных отчетах и видеограммах. Целесообразно также наличие встроенного генератора отчетов, позволяющего проектировать новые отчеты, включая в них интересующие показатели и определяя их расположение в выходной форме без программирования.
Помимо этого, многие существующие программные продукты включают развитые инструменты, ориентированные на профессиональных специалистов по информационным технологиям: программистов, администраторов баз данных и т.д. Они позволяют изменять используемые программным комплексом структуры данных и алгоритмы обработки информации в значительной степени изменяя содержание базовых функций, заложенных разработчиком системы. Мы не будем рассматривать такого рода инструменты в данном издании, поскольку это слишком большая и сложная тема интересная только профессиональным специалистам по информационным технологиям. Для конечных пользователей - специалистов системы управления - программный комплекс, выбираемый в качестве основы для создания ПО ИСУП, должен быть интересен, прежде всего, как готовое решение, способное (пусть и с определенными ограничениями) обеспечить поддержку решения основных задач управления с наибольшей степенью автоматизации и в соответствии с принятыми на предприятии или предполагаемыми к использованию в условиях автоматизации технологиями решения цепочек взаимосвязанных управленческих задач.
Совершенно очевидно, что никакой поставщик типового програмного обеспечения не может реализовать в своих программных продуктах всего комплекса функций, необходимых для создания ИСУП в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, изложенными в предыдущей главе. Поэтому выбираемый в качестве основы для создания ПО ИСУП программный комплекс должен иметь развитые механизмы взаимодействия с инородными программными средствами, созданными сторонними разработчиками: программно-аппаратными комплексами управления технологическими процессами, различными для каждой отрасли, собственными разработками предприятия, уже используемыми для решения специфических задач управления, а также программными продуктами сторонних производителей.
До сих пор для организации взаимодействия программ различных производителей обычно приходится разрабатывать специальные интерфейсные модули. Однако в последнее время ведущие мировые производители программного обеспечения активно развивают универсальные механизмы стандартизации обмена данными между программами различных производителей. Основным стандартом межпрограммного взаимодействия в обозримом будущем станут технологии, основанные на использовании языка разметки данных XML (eXtended Markup Language). Использование XML в качестве открытого стандарта обмена данными между приложениями позволяет эффективно использовать программные продукты различных производителей в рамках одной информационной системы, тем самым, достигая их комбинации, оптимальной как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения финансовых вложений. Поэтому при выборе программного комплекса следует обратить особое внимание на реализованные в нем возможности поддержки XML-технологий.
Оптимальный выбор программного комплекса, ложащегося в основу ПО ИСУП, является очень сложной задачей. На рынке имеются различные предложения, существенно различающиеся объемом реализованного функционала, принципами использования, технологией функционирования, стоимостью. Поскольку в системах комплексной автоматизации управления реализованы инструменты из различных областей менеджмента (логистики, управления производством, финансами, маркетингом и т.д.) в состав группы, принимающей решение о выборе системы, должны быть включены высококвалифицированные специалисты разного профиля, задействованные в разных подразделениях системы управления предприятием.
Как правило, нельзя полагаться только на мнение специалистов по информационным технологиям, поскольку они часто не представляют себе в полном объеме специфики решаемых конкретными подразделениями задач, всех деталей особенностей взаимодействия подсистем управления. Кроме того, нередко оказывается, что IT-специалисты придают гипертрофированное значение общим системно-техническим аспектам построения программной системы: программно-аппаратной платформе, использованным средствам разработки, СУБД, встроенным инструментальным средствам и т.д. Вне всякого сомнения - это очень важные, но не единственные и не решающие критерии выбора программной системы, которая должна на долгое время стать стержнем инфраструктуры управления бизнесом предприятия.
Вследствие сказанного, выбор программного комплекса, призванного стать основой ПО ИСУП, должен производиться группой из специалистов разного профиля с куратором из высшего руководства предприятия. Участие представителей высшего руководства компании в проекте создания ИСУП на всех его стадиях является одним из решающих условий успешности его реализации и достижения поставленных целей оптимизации системы управлення на основе использования современных информационных технологий.
Сложность выбора комплексной системы автоматизации управления обуславливается еще и тем обстоятельством, что по имеющимся на рынке программным продуктам обычно бывают доступны только материалы рекламного характера, из которых сложно составить реальное представление о возможностях системы и особенностях ее использования при решении конкретных задач управления. Очень сложно бывает получить сведения о реальном опыте использования системы на предприятиях сходного профиля, а также по статистике успешных и неудачных внедрений.
Следует очень осторожно относиться к рекламным заявлениям поставщиков программных продуктов. Так, например, очень часто разработчики ПО для управления предпрятиями говорят о том, что их разработки соответствуют "требованиям ERP-стандарта" или относятся к "классу ERP-систем". Однако следует иметь ввиду, что целостного и строго формализованного ERP-стандарта не существует. Можно говорить только о соответствии предлагаемой программной системы требованиям стандарта MRP II и попытаться проверить ее на степень реального соответствия ему. Как правило, оказывается, что из множества требований, предъявляемых этим стандартом, реально поддерживается только небольшая часть. В полной мере стандарту MRP II соответствуют только несколько очень дорогих западных пакетов программ. Однако еще не было примеров, чтобы в России их функционал был востребован в полной мере.
Типичным заявлением поставщиков западных программных продуктов является утверждение о том, что в состав пакета входят различные отраслевые решения, имеющие многолетний опыт успешных внедрений в развитых странах. В экономически развитых странах действительно существуют и широко применяются на практике отраслевые стандарты управления. В России и странах СНГ используются различные отраслевые технологические стандарты. Однако отраслевых стандартов организационно-экономического управления пока нет. Вследствие этого, пригодные для западных стран отраслевые решения могут быть совершенно непригодны у нас. Поэтому для того, чтобы внедрение западных систем автоматизации было эффективным часто необходима радикальная перестройка бизнес-процессов предприятия для их соответствия реализованным в системе отраслевым управленческим стандартам. В результате внедрение чрезмерно затягивается и становится очень дорогим.
Как правило, наиболее эффективным является внедрение российских систем автоматизации, поддерживающих важнейшие элементы стандарта MRP II и методологии CRM, а также включающих развитые средства интеграции с другими программными средствами. В этом случае ИСУП изначально получает средства поддержки основных компьютерно-ориентированных технологий управления и может впоследствии наращиваться за счет подключения программных продуктов сторонних производителей (в том числе западных) и собственных разработок.
Обследование предприятия
Внедрение сложной системы комплексной автоматизации управления обычно осуществляется ее поставщиком - самой фирмой-разработчиком или ее партнерами. Перед выполнением пусконаладочных работ проводится обследование предприятия.
Обследование - это комплекс мероприятий по изучению системы управления предприятием и выработке рекомендаций о порядке проведения пусконаладочных работ.
В отличие от диагностики на этапе стратегического планирования здесь делается особый акцент на исследовании технических и организационных проблем развертывания выбранного программного комплекса.
При обследовании оцениваются:
- состояние и особенности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- состояние и особенности организационно-функциональной структуры предприятия и его системы управления;
- характеристики внешних связей предприятия с поставщиками, потребителями, смежниками, государственными органами и т.п.;
- квалификация специалистов по информационным технологиям предприятия;
- характеристики документооборота предприятия, состояние баз данных и хранилищ информации;
- парк технических средств обработки информации, степень обеспеченности техническими средствами и необходимым ПО функциональных рабочих мест системы управления предприятием;
- структура и характеристики бизнес-процессов.
В результате обследования определяются:
- места регистрации информации и принятия решений;
- проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при внедрении системы;
- требования к доработке компонент программного комплекса;
- необходимое число рабочих мест для обработки информационных потоков с помощью системы;
- требования к техническим средствам, системному и вспомогательному программному обеспечению;
- требования к технологии организации взаимодействия с территориально удаленными подразделениями предприятия;
- план-график пусконаладочных работ.
По результатам обследования составляется "Отчет об обследовании предприятия", который отражает основные результаты обследования. Отчет может формироваться в различных формах, но рекомендуется включение в него следующих разделов.
1) Резюме.
2) Анализ объекта обследования.
3) Анализ способов реализации бизнес-процессов предприятия средствами внедряемого программного комплекса.
4) Выводы по обследованию.
5) Методика ввода в эксплуатацию.
6) Приложения.
В резюме включаются краткие выводы о проделанной работе.
В раздел "Анализ объекта обследования" включаются общие сведения о предприятии, его организационно-административной структуре, функциях подразделений, описание бизнес-процессов предприятия, характеристике системы документооборота, парка вычислительной техники и используемого программного обеспечения, а также используемым технологиям обмена данными с удаленными подразделениями.
В разделе "Анализ способов реализации бизнес-процессов предприятия средствами внедряемого программного комплекса" дается описание функциональной схемы эксплуатации внедряемого программного комплекса на предприятии с учетом выявленных особенностей бизнес-процессов, анализ соответствия форм документов и отчетов предприятия формам документов и отчетов, стандартно формируемых модулями программного комплекса, перечень необходимых доработок системы автоматизации для соответствия особенностям предприятия.
В раздел "Выводы по обследованию" включается описание этапов ввода системы в эксплуатацию, краткое описание работ и результатов каждого этапа, рекомендации по парку вычислительной техники и системному программному обеспечению, рекомендуемый для закупки состав модулей системы, количество и тип лицензий, состав рабочих мест.
В раздел "Методика ввода в эксплуатацию" включаются описание порядка выполнения и ожидаемых результатов организационных мероприятий по вводу системы в эксплуатацию, а также проект плана-графика пуско-наладочных работ.
В приложение к отчету включаются реестры документов предприятия, проект плана пуско-наладочных работ, экспертное заключение о рекомендуемых характеристиках необходимого компьютерного и коммуникационного оборудования, смета на пуско-наладочные работы, технические задания на доработку системы и другие документы.
Отчет составляется руководителем проекта обследования предприятия, согласовывается с ответственным за внедрение системы со стороны заказчика и подписывается обеими сторонами.
В процессе обследования предприятия должна быть сформирована его бизнес-модель.
Бизнес-модель предприятия - это формализованное тем или иным способом описание системы управления предприятием, осуществляемых им бизнес-процессов, порядка взаимодействия подразделений и отдельных исполнителей при их выполнении, а также критериев оценки эффективности функционирования предприятия и его отдельных подразделений.
В процессе создания ИСУП бизнес-модель предприятия должна быть тщательно проанализирована и оптимизирована с учетом возможностей, предоставляемых развертываемой системой комплексной автоматизации. Оптимизация бизнес-модели может предполагать внесение изменений в порядок организации бизнес-процессов.
При использовании комплексных систем автоматизации управления, как правило, имеется несколько возможных схем для построения каждой из необходимых предприятию бизнес-процедур. Поэтому при разработке проекта необходимо рассмотреть все возможные варианты технологической схемы и выбрать оптимальную.
Пусконаладочные работы
Целью пусконаладочных работ является развертывание технического и программного обеспечения ИСУП, их апробация, начальное наполнение информационных массивов системы, разработка регламентов решения управленческих задач в условиях автоматизации, обучение пользователей работе с системой и запуск ее в промышленную эксплуатацию. Содержание перечисленных работ может быть различным в зависимости от состояния программно-технической оснащенности подразделений системы управления предприятием и уровня подготовки пользователей, но, в общем случае, реализуется следующая последовательность действий.
На подготовительном этапе осуществляются:
- формирование рабочей группы по комплексному внедрению системы;
- определение рациональной конфигурации компьютерной сети;
- установка компьютеров, монтаж и наладка сетевого и специального оборудования;
- установка программного обеспечения.
- обучение "пилотной" группы пользователей;
- разработка схемы эксплуатации и настройка системы;
- начальная апробация системы.
Желательно, чтобы рабочая группа по внедрению программного комплекса включала не только специалистов исполнителя, но и сотрудников самого предприятия, которые в процессе внедрения могут приобрести необходимый опыт по развертыванию и настройке системы. Помимо руководителя проектом от исполнителя, должен быть назначен ответственный за внедрение от заказчика, обладающий высоким уровнем полночий, необходимых для разрешения организационных проблем развертывания системы автоматизации и достижения необходимого уровня взаимодействия между подразделениями предприятия. Желательно, чтобы действия рабочей группы непосредственно курировались кем-либо из высшего руководства предприятия. Опыт показывает, что в этом случае развертывание системы и ее ввод в промышленную эксплуатацию происходит существенно быстрее.
Особое значение на подготовительном этапе имеет обучение работе с системой относительно небольшой группы пользователей из нескольких подразделений и апробация системы на реальном примере решения действительно важных задач управления, требующих взаимодействия специалистов различного профиля. Подобная апробация может быть проведена в виде деловой игры на сквозном примере реализации нескольких важных бизнес-процессов.
После начальной апробации системы осуществляется ее окончательная наладка перед вводом в эксплуатацию. При этом выполняются следующие работы.
Установка наиболее общих параметров, определяющих работу модулей системы на конкретных рабочих местах. Как правило, модули универсального программного комплекса могут реализовывать различную технологию и алгоритмы обработки информации. Основные особенности их работы регулируются установкой наборов параметров. Например, модуль учета товарно-материальных ценностей программного комплекса может реализовывать списание их себестоимости по средневзвешенным ценам, а также методами ФИФО и ЛИФО. Кроме того, для каждого из этих методов может быть предусмотрена возможность расчета по каждому складу (подразделению) или по предприятию в целом. Выбор метода списания и особенности выполнения расчетов регулируются установкой значений определенных параметров настройки. Такого рода параметров, определяющих функционирование системы, может быть очень много. В зависимости от их конкретных значений система будет выполнять расчеты по различным алгоритмам. Поэтому перед вводом программного комплекса в эксплуатацию нужно тщательно проанализировать какие именно варианты расчета следует использовать в соответствии с принятыми на предприятии учетной политикой, методиками планирования и анализа и, в зависимости от этого, установить нужные значения общих параметров, определяющих порядок функционирования системы.
Перенос данных из информационных массивов ранее использованных программ в базу данных внедряемого программного комплекса. Как правило, на момент развертывания универсального программного комплекса на предприятии уже используются те или иные программы, используемые для автоматизации решения отдельных задач. Их средствами ведутся информационные массивы, часто содержащие значительные объемы данных, которые необходимо будет использовать при замене старых программ на новые. Поэтому необходимо каким-то способом перенести эти массивы данных в информационные структуры новой системы. Оптимальным является вариант их автоматического переноса. Для этого старые массивы данных должны быть каким-то образом экспортированы в формат, в котором они могут быть импортированы в базу данных новой системы. При настоящем уровне развития стандартов обмена данными между разнородными программыми средствами - это часто оказывается достаточно сложной задачей. Поэтому обычно для решения задачи переноса данных должны разрабатываться специальные программы-переходники, обеспечивающие согласование форматов загрузки/выгрузки данных разных программных средств и контроль целостности данных. В ряде случаев полностью автоматический перенос оказывается невозможным и тогда часть данных приходится вводить вручную.
Установка прав доступа конкретных пользователей к функциям и данным системы. При настройке системы необходимо разграничить права доступа пользователей к информации, поскольку часть ее может носить конфиденциальный характер. Современные программные продукты, используемые в качестве основы для создания ПО ИСУП, как правило, предоставляют различные возможности для управления доступом к данным. Благодаря соответствующим настройкам можно запретить или разрешить просмотр или редактирование данных на разных рабочих местах. В наиболее совершенных системах автоматизации можно запретить не только доступ к отдельным экранным формам и отчетам, но и к отдельным реквизитам и показателям. В итоге наиболее привилегированные пользователи могут просматривать и редактировать данные в любой экранной форме и формировать любые отчеты с полным набором показателей, менее привилегированные смогут только просмотреть некоторые данные, не имея возможности их исправить, или увидят только часть реквизитов формы (при запрете на просмотр конкретных полей), а наименее привилегированные даже не будут знать о наличии данной экранной формы или отчета. Помимо запрета на доступ к данным, часто бывает необходимо ограничить доступ пользователей к каким-либо функциям, необходимым для выполнения регламентных работ по эксплуатации системы. Например, в ряде программных продуктов для перехода к работе в новом учетном периоде нужно выполнить процедуру переноса остатков (остатков на счетах бухгалтерского учета, сведений по остаткам материальных ценностей и т.д.) на его начало. Эти действия должны быть доступны пользователю, имеющему высокий статус и способному определить когда и как нужно осуществить данную операцию. Поэтому возможность ее выполнения должна быть доступна только одному или нескольким ответственным специалистам.
Разработка регламентов сопровождения базы данных администратором системы. Помимо выполнения регламентных работ содержательного характера, определяемых методологией функционирования системы при решении задач управления предприятием, сложные программные комплексы обычно требуют регулярного осуществления определенных действий по технологическому обслуживанию базы данных. Сюда относятся создание резервных копий, восстановление базы данных после сбоев компьютерной системы, контроль целостности основных и служебных информационных массивов, загрузка данных из смежных информационных систем и другие тому подобные работы. Для их выполнения обычно назначается администратор базы данных, в функции которого входит выполнение этих работ. При настройке системы перед ее запуском в эксплуатацию должен быть разработан регламент выполнения служебных действий, который должен неукоснительно исполняться администратором. Порядок эксплуатации системы конечными пользователями во многих случаях должен увязываться с этим регламентом, поскольку выполнение ряда служебных работ по технологическому обслуживанию базы данных может требовать существенного ограничения их доступа к ней.
Формирование и выверка массивов нормативно-справочной информации (НСИ) и разработка методики ее ведения. В процессе повседневной работы с ИСУП при решении большинства задач используется та или иная нормативно-справочная информация. Это сведения о поставщиках и покупателях с их банковскими и прочими реквизитами; сотрудниках с данными, необходимыми для кадрового учета и расчета заработной платы; нормативах материальных, трудовых и прочих затрат, необходимых для производства различных видов продукции и другая тому подобная редко изменяемая (условно-постоянная) информация. Поскольку эти данные изменяются достаточно редко, но используются постоянно, большую их часть целесообразно ввести в базу данных уже на этапе подготовки системы к вводу в эксплуатацию. Кроме того, должны быть разработаны методики, регламентирующие порядок пополнения и изменения нормативно-справочной информации. Это нужно для того, чтобы соблюсти единые принципы кодирования и однозначность в идентификации всех элементов НСИ.
Проработка детальной схемы эксплуатации модулей программного комплекса на каждом функциональном рабочем месте. В зависимости от функций каждого специалиста, должен быть определен порядок использования необходимых ему модулей программного комплекса при решении задач, входящих в его профессиональную компетенцию.
Реализация моделей осуществления бизнес-процессов в условиях использования автоматизированной информационной системы. При осуществлении сложных бизнес-процессов обычно задействуется несколько смежных подразделений системы управления предприятием, специалисты которых могут использовать различные модули программного комплекса. Поэтому должен быть определен порядок взаимодействия специалистов при решении взаимосвязанных задач каждого бизнес-процесса в условиях использования автоматизированной системы. Это особенно важно в тех случаях, когда внедрение ИСУП сопровождается реорганизацией бизнес-процессов в соответствии с новыми возможностями организации документооборота в среде компьютерной системы.
Выявление и устранение проблем, возникающих при выполнении процедур бизнес-процессов на конкретных рабочих местах. Обкатка процедур выполнения бизнес-процессов с применением новых компьютерных технологий на тестовых примерах может выявить проблемы по организации взаимодействия специалистов системы управления. Поэтому должны быть выработаны предложения, направленные на их преодоление. Поскольку такого рода предложения могут затрагивать должностные обязанности и полномочия отдельных сотрудников, они должны быть представлены для утверждения начальникам соответствующих отделов, а при невозможности их разрешения в рамках существующей оргструктуры - руководству предприятия. Наряду с этим должны быть отработаны методы поиска и исправления возможных ошибок в действиях пользователей при эксплуатации компьютерной системы. Без отработки подобного рода методик любая ошибка в эксплуатации программного обеспечения может приводить к длительному нарушению нормального функционирования системы управления и невозможности выявления виновных в нарушении производственного процесса сотрудников.
Настройка отчетных форм в соответствии с потребностями в детализации и структуре представления информации различным пользователям. Большинство современных программных комплексов, используемых в качестве основы для создания программного обеспечения ИСУП, допускают гибкую настройку формируемых ими выходных форм. В них выходная информация может быть представлена с различной степень