Государство как участник экономическое деятельности.
Государство участвует в предпринимательской(экономической) деятельности не как властная политическая организация, а как равноправный партнер. Так, государственные (муниципальные) органы власти или управления в качестве собственников могут создавать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, закрепляя за ними имущество.
Учредителями унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом.
Учредителем унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) в соответствии со ст. 115 ГК РФ должно выступать Правительство РФ, однако на практике оно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти. Органы исполнительной власти (министерства и ведомства по согласованию с комитетами по управлению имуществом) выступают учредителями государственных учреждений, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления.
Государственные и муниципальные образования за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права могут создавать хозяйственные общества и товарищества. Представители государства участвуют в деятельности этих организаций от имени государства в общих собраниях и в органах управления (исполнительных органах).
Государственные (муниципальные) образования участвуют и в обязательственных отношениях в качестве государственных (муниципальных) заказчиков в договорах поставки или подряда, а также роли заемщиков и заимодавцев в кредитных договорах. В последнем случае от имени государственного (муниципального) образования выступает финансовый орган. Такие отношения оформляются выпуском облигаций, иных государственных (муниципальных) бумаг, в том числе в без документарной форме, которые выполняют функции облигаций (казначейские обязательства, золотые сертификаты и т.д.).
Государство, государственные и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях на равных началах с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами. В этих отношениях государство не может использовать свои властные полномочия по отношению к другим участникам и может привлекаться к ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение обязанностей: в судебном порядке к государству могут быть применены обычные меры имущественной ответственности.
Государственные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя в отличие от юридических лиц они созданы не для участия в предпринимательской деятельности, которая носит для них вынужденный характер. Отсюда правоспособность государственных образований является специальной, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые соответствуют их публичным интересам. Реализация дееспособности государственных образований осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.
Финансовый контроль.
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, территориальных административных образований, организаций, соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью операций.
Объектом финансового контроля является система денежных отношений (платежи в бюджет).
Предмет финансового контроля:
бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составляется рассмотрение исполнения финансового бюджета);
Финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов;
показатели, характеризующие денежно - кредитные отношения (расчеты, производимые через коммерческие банки);
показатели страхового рынка.
Цель финансового контроля содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использование финансовых ресурсов.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
обеспечить соблюдения финансового законодательства (гражданское, бюджетное, банковское);
обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств (налоги обеспечивает бюджет);
содействовать эффективному и целевому использованию средств;
выявление резервов роста финансовых ресурсов (бюджет, внебюджетные фонды, организации)
обеспечить правильность ведения учета и отчетности и т. д.