Основы налоговой системы РФ.
Результатом принятия Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) стало формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.
Статья 2 НК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ:
1) властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ,2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности.
Правовое содержание НК РФ:
1) виды налогов и сборов; 2) основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, 3) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
Главными задачами налоговых органов является контроль за:
а) соблюдением налогового законодательства;
б) полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей;
в) контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Местные бюджеты: доходы и расходы.
Местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей бюджетной системы РФ.
Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, а также за счет финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средств по взаимным расчетам.
Расходы местных бюджетов связаныс планами экономического и социального развития соответствующих территорий. Расходы местных бюджетов включают в себя в соотв с БК РФ расходы на содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других учреждений; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства и др.
Естественные монополии.
ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях". Естественная монополия (далее ЕМ) – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. Закон допускает существование таких монополий в некоторых областях экономики страны, но регулирует их деятельность. В ст. 5 ФЗ говорится, что органами регулирующими и осуществляющими контроль деятельности субъектов ЕМ являются органы исполнительной власти по регулированию ЕМ, они также вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование. Методы регулирования деятельности (ст. 6 ФЗ): 1) ценовое регулирование; 2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Органы регулирования ЕМ осуществляют гос. контроль за (ст. 7 ФЗ): 1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование; 2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование; 3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование. Примеры в РФ: Газпром, РАО «ЕЭС России», РЖД и т.д.