Малого предпринимательства в России
Категории обучаемых | Число организаторовМП, млн. чел. | Ограничатся толькополучением консуль- тации, мл. чел. | Пройдут обучение, ПК, ПП, ПП с ПК, млн. чел. | Из них, млн. чел. (%) | Среднегодовой показатель Обучения/ консульта-ционного обслуживания в течение 1990-2020 гг., тыс. чел. | |||||
КК – 72 уч. часа | ПК – 100 ¸ 300 уч. час. | ПП – 500 уч. час. | ПП с ПК – 1000 уч. час. | |||||||
Индивидуальные предприниматели | 1,8 | 60% 1,08 | 40% 0,72 | 80% 0,57 | 15% 0,11 | 5% 0,04 | - | |||
Малые предприятия | открывающиеся | Руководители | 0,4 | 60% 0,24 | 40% 0,16 | 45% 0,07 | 15% 0,11 | 5% 0,01 | - | 5,3 |
«Экономисты» | 0,7 | 40% 1,28 | 60% 0,42 | 20% 0,08 | 70% 0,30 | 10% 0,04 | - | 9,3 | ||
действующие | Руководители | 1,4 | 60% 1,84 | 40% 0,56 | 85% 0,47 | 5% 0,03 | 5% 0,03 | 5% 0,03 | 18,6 | |
«Экономисты» | 2,0 | 30% 0,6 | 70% 1,4 | 80% 1,12 | 15% 0,21 | 5% 0,07 | - | 46,7 | ||
Руководители министерств, муниципальных образований, субъектов системы поддержки МП | 0,3 | - | 100% 0,3 | 60% 0,18 | 20% 0,06 | 10% 0,03 | 10% 0,03 | - | ||
Итого: | 6,6 100% | 3,06 45% | 3,54 55% | 2,49 70% | 0,77 22% | 0,22 6% | 0,06 2% | 109,6 101,4 | ||
100% | 100% | тыс. чел. |
ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание малых предприятий около базовых предприятий 2. Самостоятельные малые предприятия по выпуску товаров. 3. Малое предпринимательство по переработке с/х продукции. 4. Фермерские хозяйства. 5. Животноводство, свиноводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, рыболовство, дары природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаграмма19.Комплексная поддержка малым предпринимательством социально-экономического развития в России, субъектов РФ, муниципальных образований (ниши деятельности малого предпринимательства в общем объеме трудовых ресурсов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОКАЗАНИЕ УСЛУГ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обслуживание жилого фонда: эксплуатация муниципальных жилых домов, благоустройство, утилизация отходов. 2. Эксплуатация: водо-тепло-газо-энергосети, почта-связь. 3. Ремонтно-строительные работы: жилые дома, дачи, гаражи, ремонт квартир. 4. Обслуживание жителей: мастерские, ателье, парикмахерские. 5. Образовательные услуги: компьютерные центры, наукоемкий МБ, консультац.- репетиционная деятельность, развитие школьного МБ, кружковая работа. 6. Услуги по укреплению здоровья. 7.Транспортные услуги:доставка товаров, перевозки (пассажирские, грузовые). 8. Туристические услуги. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оптовая торговля 2. Розничная торговля: торговые точки, магазины, базары 3. Дилерские малые предприятия около крупных предприятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соотношение сфер деятельности в малом предпринимательстве:
Производство товаров | Оказание услуги | Торговая деятельность | |
экономически развитые страны мира | 30% | 45% | 25% |
Россия | 20% | 30% | 50% |
субъекты РФ и муниципальные образования | 4-25% | 20-35% | 40-60% |
Формирование системы поддержки малого предпринимательства и включение в её деятельность субъектов (фондов ПМП, лизинговых компаний, территориальных управлений по антимонопольной политике и предпринимательству, банков, страховых компаний, ДФГСЗН, ТПП, учебных и консалтинговых центров, бизнес-инкубаторов и др.) можно оценить по России, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям только в 10 ÷ 50%.
Малое предпринимательство должно быть профессиональным. При благоприятном развитии малого предпринимательства обучение, повышение квалификации и переподготовка в период 2003–2020 гг. должны охватить всех организаторов малого предпринимательства и руководителей служб малых предприятий (менеджеров, бухгалтеров, маркетологов, юристов и др.) – 6,6 млн.чел., в том числе 3,5 млн. пройдут повышение квалификации и 3,1 млн. ограничатся консультационным обслуживанием. Это потребует создания системы подготовки профессиональных кадров малого предпринимательства (табл. 8.).
Становление малого предпринимательства в России показывает диаграмма 18. Из графика видно, что реально развитие малого предпринимательства идет от благоприятных условий (до 1997 г.) к трудным условиям (в настоящее время). Это говорит о необходимости принятия кардинальных шагов по поддержке малого предпринимательства и общей озабоченности этим в обществе - от Президента РФ до рядового предпринимателя.
Малое предпринимательство должно комплексно поддерживать социально-экономическое развитиеРоссии, субъектов РФ, городов, районов и муниципальных образований. Это характеризуется рис.2., на котором представлены ниши деятельности малого предпринимательства.
Таким образом, появляются методологические основы:
§ ответа на главный вопрос: «Каким мы должны сформировать малое предпринимательство в России, федеральных округах и субъектах РФ, муниципальных образованиях?»;
§ замены плановых поисков на 1 - 3 года развития МП с известным пагубным методом «проб и ошибок» и взглядом с точки 1 (диаграмма 18), на определение количественных и качественных ориентиров в поэтапном развития малого предпринимательства в муниципальном образовании в период 1990 - 2020 гг. и взглядом из точки 2 (диаграмма 18)
Это определяет объем работы, которую необходимо провести для формирования цивилизованного предпринимательства.
УЧАСТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*
Включение малых предприятий в систему закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является важной составляющей развития рыночных отношений в России, способной обеспечить создание новых рабочих мест высокой квалификации, способствовать сотрудничеству малых и крупных предприятий.
Для эффективного включения малого предпринимательства в систему закупок необходимо, как минимум, обеспечить два условия:
при объявлении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обязательно выделение доли малых предприятий;
обязательное обеспечение малым предприятиям доли в порядке субконтрактации при заключении контрактов с крупными предприятиями.
В настоящее время правовая основа вовлечения малых предприятий в систему государственных закупок определена в статьях 6 и 14 Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и в постановлениях Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594, от 23 апреля 1996 года №523 и от 1 июля 1997 года № 778.
Статья 6 гласит, что федеральные органы исполнительной власти «обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд».
Статья 14 обязывает государственных заказчиков при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку товаров (работ, услуг) для государственных нужд размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок.
Постановлениями предусматривается:
- включение в государственный контракт позиции о привлечении малых предприятий к его выполнению;
- ведение на постоянной основе перечня субъектов малого предпринимательства, производственные возможности которых позволяют участвовать на конкурсной основе в поставке продукции для государственных нужд;
- ежеквартальное информирование о данном перечне заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных заказчиков;
- представление в Правительство РФ в составе ежегодного доклада о состоянии и развитии малого предпринимательства в РФ сведений об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.
Однако практика показывает, что имеющаяся нормативная правовая база, созданная для привлечения субъектов малого предпринимательства к участию в выполнении государственных заказов, реализуется далеко не полностью. Видимо мало закрепить законом - «обязаны размещать». Необходима еще одна норма, которая в совокупности должна дать необходимый эффект, а именно – вменить в обязанность государственным заказчикам при проведении конкурсных торгов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд включать в конкурсную документацию требование к поставщикам как одно из условий получения заказа привлечение ими на контрактной основе к выполнению государственного контракта субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время малые предприятия в основном участвуют в поставках для государственных нужд следующих товаров:
- продовольственных товаров;
- военного обмундирования;
- лекарственных средств;
- мелкого оборудования.
Участвуют также и в торгах на подрядные строительные работы.
В странах ЕС малые предприятия участвуют в системе госзаказа по таким видам деятельности, как производство одежды, обуви, спорттоваров, игрушек, бойлерного оборудования, контейнеров, стекла, керамики и др.
В США малые предприятии допускаются даже к выполнению государственных заказов в космической промышленности, и в целом их участие в выполнении государственных заказов рассматривается как важнейшая мера содействия развитию национального предпринимательства.
К сожалению, российские малые предприятия не имеют пока достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли бы использовать уже имеющиеся возможности получения государственного заказа. У субъектов малого предпринимательства возникают проблемы при подготовке конкурсной документации и подаче заявок на участие в конкурсах, при доработке и подписании контракта с государственным заказчиком, если предприятие выиграло конкурс. Для успешного выхода на рынок государственных и муниципальных заказов необходима подготовка предпринимателей по программе «Управление закупками продукции для государственных и муниципальных нужд».
В целях реализации Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3.09.98 № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» Конкурсной комиссией Минэкономики России и Минобразования России был проведен конкурсный отбор образовательных учреждений, организующих подготовку и переподготовку специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предприятий – поставщиков продукции. Были отобраны 24 учебных заведения, в том числе и Поволжская академия государственной службы. Отобранные вузы получили лицензии на право реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд» (приказ Минобразования России от 03.12.99 №1080).
Рост доли субъектов малого предпринимательства среди поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд будет способствовать формированию цивилизованного рынка государственных закупок, развитию честной конкуренции, повышению качества предоставляемых малым бизнесом товаров, работ и услуг, увеличению доли малых предприятий в валовом продукте.
Таким образом, государственные и муниципальные заказы для малых предприятий являются не только элементом национальной политики поддержки малого предпринимательства, но и важным каналом материального обеспечения нужд социально-экономического развития регионов России.
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕРСОНАЛ – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС МАЛОГО БИЗНЕСА*
Малый бизнес работает в высококонкурентной среде. Конкуренция среди предприятий малого бизнеса более жесткая, чем, например, среди предприятий большого бизнеса, и намного динамичнее.
По оценкам ведущих бизнесменов, экспертов и ученых, XXI век – век нематериальных ресурсов, где главным становится интеллектуальный капитал, важнейшей составляющей которого являются человеческие ресурсы. «В современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта. Основное средство производства – это человеческий мозг. Таким образом, успех компании определяет не сырье или капитал, а наличие человеческих ресурсов» (К. Нордстрем).
Эту мысль подтверждает даже Папа Римский Иоанн Павел II: «Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал. … Сегодня решающий фактор – сам человек и его знания».
То есть сегодня главный актив компаний – это люди. То, какие люди работают в компании, определяет то, насколько она конкурентоспособна в своем секторе рынка. Директор по кадрам компании Microsoft утверждает: “Самое приятное, что мы можем сделать для наших конкурентов, — это нанимать плохих сотрудников”.
Наиболее конкурентоспособными становятся те компании, которые изменяют эту ситуацию и учатся богатеть, а не терять при подборе кадров.
Сколько же теряет предприятие при неправильном подборе сотрудника? Экономический закон таков: если вы ошибаетесь в выборе сотрудника и исправляете эту ошибку шесть месяцев спустя, его замена обходится вам в сумму, равную примерно двум с половиной годовым окладам сотрудника.
Понимая, что люди – это основной актив компании и ее основное конкурентное преимущество, необходимо решить, как наладить процесс притока в компанию талантливых и нужных людей, если для малого предприятия нерентабельно содержание специальной кадровой службы (даже одного специалиста). В мире ответ на этот вопрос найден давно – аутсорсинг.
Смысл аутсорсинга сводится к тому, что компания не тратит свои ресурсы на сопутствующие функции (подбор персонала, IT и т.д.), а сосредотачивается только на своем основном виде деятельности. При этом сопутствующие функции передаются для исполнения надежному и профессиональному партнеру.
Это не просто способ сэкономить деньги. Это способ достичь своих целей быстрее, эффективнее и выйти на рынок прежде своих конкурентов, максимально гибко используя дорогостоящую квалифицированную рабочую силу (консультантов компании-партнера).
По этой причине функцию подбора персонала предприятия отдают на аутсорсинг кадровым агентствам. Во всем мире это общепринятая практика, дающая хорошие результаты. В России рынок подбора персонала относительно молод – первые агентства появились в конце 80-годов в ответ на растущие потребности рынка в квалифицированных кадрах.
В 1996 году ведущие российские агентства объединились в АКПП – Ассоциацию консультантов по подбору персонала. На сегодняшний день – это наиболее авторитетное объединение консультантов, работающих на рынке подбора персонала. Отличительная черта агентств – членов АКПП – соблюдение “Профессионально-этического кодекса консультанта по подбору персонала”, который регламентирует действия агентств в отношении клиентов, кандидатов и других участников рынка.
О том, что все больше компаний стали понимать ценность человеческого капитала и сложности поиска и подбора эффективных работников, однозначно говорят цифры статистики. По данным АКПП, услугами кадровых агентств в Москве в 2001 году пользовались 18% компаний, в 2002 году – 22%, в 2003 году – 31%. В некоторых отраслях эти цифры уже перевалили за 50%.Это не случайный всплеск – это системное явление формирования рынка нашей страны. Большой и средний бизнес уже это поняли и сделали выводы. Очередь - за гигантским бизнесом, наивно называемым малым. Те руководители этого сегмента рынка, которые поймут открывающиеся возможности быстрее, получат «фору», Те, кто быстрее воспользуется предоставленными возможностями – реализуют свое временное преимущество, «прибрав к рукам» лучших специалистов. Те, кто «приберет» быстрее, – будут развиваться опережающими темпами и обойдут конкурентов.
МЕХАНИЗМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ (ADVOCACY)*
В условиях рыночной экономики правительство любого уровня может либо помогать, либо мешать развитию бизнеса. Например, высокие налоги препятствуют развитию бизнеса, поглощая инвестируемый капитал и замедляя процесс создания новых рабочих мест. Избыточное регулирование со стороны государства увеличивает затраты на производство продукции и услуг. Коррупция чиновников и административные барьеры препятствуют использованию бизнесом тех возможностей, которые возникают на рынке.
Поэтому одной из важных функций бизнес-ассоциаций является представление и защита интересов членов ассоциаций с целью создания более благоприятных условий для развития их бизнеса.
С другой стороны, борясь за улучшение условий ведения бизнеса для членов ассоциации, эти организации могут также выступать и в роли «адвоката» интересов общества в целом, в той мере, в которой эти интересы связаны с улучшением общего политического, социального и экономического климата в данной стране. Как политики, так и бизнесмены во всем мире постепенно приходят к выводу, что честное ведение дел приносит пользу всем - от акционеров до потребителей. И там, где правительство и бизнес-ассоциации сотрудничают как партнеры, которых связывает общая цель – улучшение условий жизни всех людей через создание дополнительных рабочих мест и, следовательно, повышение уровня благосостояния населения, а стабильная государственная политика направлена на увеличение инвестиций, стимулирование предпринимательской деятельности и экономического роста, создается фундамент для возникновения и функционирования прибыльных предприятий, что, в свою очередь, приводит к созданию мощной национальной и местной экономики.
Представление и защита интересов членов ассоциации (социальноелоббирование)– это действие или процесс поддержки требующего рассмотрения вопроса или проблемы, направленный на:
- изменение соотношения сил;
- оказание влияния на принятие решений;
- выдвижение на первый план вопросов и проблем, насущных для данной бизнес-ассоциации или данного сообщества;
- создание более широких возможностей для бизнеса и/или для сообщества в целом;
- вовлечение в процесс принятия политических или общественных решений тех, кто ранее не имел права голоса, не мог заявить о своих проблемах, не мог определить свои собственные решения и использовать свои права;
- развитие открытости и подотчетности правительства и государственных органов власти.
Для представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциации проводятся специальные кампании, представляющие собой набор целевых действий в поддержку требующего рассмотрения вопроса или проблемы. Успешно работающие бизнес-ассоциации проводят кампании, способствующие, например, введению законов, благотворно влияющих на частные предприятия и ликвидирующие препятствия на пути к экономическому росту. Примером такой кампании, может, в частности, служить проводящаяся бизнес-ассоциациями США кампания за сокращение объемов «бумажной работы» в малом бизнесе и справедливость налогообложения малых фирм.77([62])
Начиная ту или иную кампанию по представлению и защите интересов членов бизнес-ассоциации, необходимо, прежде всего, ответить на следующие вопросы.
- На основании каких полномочий действует наша ассоциация/группа? Насколько она известна различным слоям общественности?
- Кто оказывает доверие нашей ассоциации/группе?
- Какова надежность и точность той информации, которую наша ассоциация предоставляет общественности?
- Как соблюдается подотчетность политиков, должностных лиц правительства и корпораций в нашей стране?
- На какие конкретные властные структуры может опираться наша ассоциация?
Необходимо также правильно определить объект социального лоббирования, то есть те структуры или тех людей, на которых будет оказываться соответствующее влияние в интересах достижения цели кампании. Основным объектом социального лоббирования в кампаниях зарубежных бизнес-ассоциаций, как правило, являются члены парламента, поскольку они играют важную роль в придании гласности и поддержке вопросов, связанных с формированием и улучшением делового климата в стране.
Анализ наиболее успешных кампаний по представлению и защите интересов, проводимых зарубежными бизнес-ассоциациями, показывает, что залогом успеха становится следование следующим принципам.
- Прозрачность – кампания должна проводиться открыто, в ней не должно быть никаких «секретных повесток».
- Надежда – кампания должна давать людям реалистичную надежду на изменение ситуации, мотивируя их на осуществление необходимых для этого действий.
- Источником такой надежды должны быть лидеры ассоциаций.
- Обмен – любая кампания – это обмен знаниями и опытом, поскольку во время кампании каждый человек может и научиться чему-то сам, и научить других.
- Уважение – лидеры бизнес-ассоциаций или лидеры кампании должны проявлять уважение к каждому члену ассоциации и участнику кампании.
- Осмысление – необходимо анализировать свою работу и выражать поддержку тому, что уже было сделано (при этом, естественно, не исключается разумная «внутренняя» критика и исправление ошибок).
- Наличие модели – необходимо подать хороший пример, следуя тем принципам и методам, которые декларируются для достижения целей кампании.
- Прагматизм – кампания должна быть хорошо спланирована, причем основным «мотивом» плана должна быть надежда на успех кампании, который приведет к желаемым изменениям.
Существует еще ряд общих правил проведения кампаний представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциаций, которые можно кратко сформулировать следующим образом:
- никогда не выходить за рамки компетенции своей бизнес-ассоциации;
- беречь репутацию своей ассоциации, соблюдая точность информации, независимость, объективность, подотчетность членам ассоциации, приверженность своему делу, политический нейтралитет и реализм;
- быть эффективными, работая с отдельными людьми или группами людей (если для достижения целей кампании необходимо соответствующее общественное мнение, – работать с общественным мнением);
- использовать «сотруднический» подход;
- НИКОГДА не вступать в личные перепалки;
- Заранее готовиться к кампании, анализируя ее содержание и стратегию.
Основными этапами проведения кампании по представлению и защите интересов членов бизнес-ассоциации являются следующие.
- Определение вопроса, по которому будет проводиться кампания и формулирование ее лозунга.
- Определение долгосрочных, промежуточных и краткосрочных целей кампании (это может быть информирование общественности, оказание влияния на политическое и/или экономическое решение правительства, формирование благоприятных условий для ведения бизнеса членов ассоциации и т.д.).
- Определение целевой аудитории, к которой будет обращена данная кампания78([63]) (целевая аудитория должна обеспечить необходимую общественную поддержку данной бизнес-ассоциации). Определение союзников и оппонентов кампании; определение ответственных за решение того вопроса, на решение которого нацелена кампания.
- Определение ресурсов, которыми данная бизнес-ассоциация располагает для проведения намеченной кампании.
- Разработка стратегии проведения кампании.
- Определение временных рамок проведения кампании.
- Разработка тактики проведения кампании (исследования, анализ, определение приоритетов, выработка рекомендаций, разработка эффективного сообщения, информирование общественности, переговоры, создание коалиций, и т.д.).
Проведение кампаний по представлению и защите интересов включает в себя такие важные элементы, как работа со средствами массовой информации (в том числе проведение пресс-конференций) и лоббирование.
Вот, например, какие рекомендации по работе со средствами массовой информации дают американские эксперты по проведению подобных кампаний79([64]).
1. Найдите простой язык. Подготовьте одностраничное описание своей бизнес-ассоциации, напишите статьи и убедите средства массовой информации, что у Вас есть интересная и важная проблема, требующая освещения в прессе.
2. Создавайте контакты со средствами массовой информации. Постоянно культивируйте эти отношения посредством регулярных звонков, приглашений на мероприятия Вашей ассоциации, частых презентаций и немедленных объяснений по поводу того, почему представители средств массовой информации должны их посетить.
3. Дайте прессе «героя», с которым она могла бы говорить. Скорее всего, таким «героем» должен быть человек, которому помогла Ваша бизнес-ассоциация.
Лоббизм – это специфическая система доставки информации (в частности, о том, какое влияние на бизнес оказывают законы и регулирующие положения) таким образом, чтобы эта информация оказывала соответствующее воздействие на объект лоббирования80([65]). На Западе такую систему доставки информации называют также защитой общественной политики.
При лоббировании зарубежные эксперты рекомендуют твердо соблюдать следующие правила81([66]):
1) знать законодательство по лоббированию в данной стране;
2) знать любое другое законодательство, регулирующее деятельность Вашей бизнес-ассоциации;
3) понимать, что члены ассоциации имеют разные точки зрения, и перед тем, как лоббировать данный вопрос, необходимо достижение консенсуса;
4) не заниматься лоббированием в одиночку (создание коалиций – наиболее эффективный способ успешного лоббирования);
5) не работать с менталитетом «разделяй и властвуй».
Необходимо также помнить, что любая кампания лоббирования должна сопровождаться исследованием и наблюдением условий, связанных с вопросом лоббирования.
Важным моментом лоббирования является то, что оно, как правило, осуществляется на уровне личных связей и контактов с объектом лоббирования. Поэтому немаловажную роль играет личность и авторитет того человека или организации, которые контактируют с объектом лоббирования и доводят до него необходимую информацию, широта связей лоббиста в определенном органе власти, его дар убеждения, использование им разного рода стимулов и т.д.
Однако и в этой сфере с недавнего времени наблюдаются тенденции «инновационного», «технологического» подхода к решению проблемы информирования объектов лоббирования о существовании той или иной проблемы, в разрешении которой заинтересована инициировавшая кампанию бизнес-ассоциация. Этим новым инструментом политического влияния является коммуникация посредством компьютерных сетей. Лоббизм посредством компьютерных сетей - это информационная экспансия одного или нескольких лиц с использованием технологий компьютерной коммуникации, ориентированная на определенную аудиторию и призванная реализовать интересы различных групп (союзов, объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов82([67]).
Можно выделить три основных направления «компьютерного лоббизма»: использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; прямое информационное давление через компьютерные сети; личное компьютерно-опосредованное общение с людьми, принимающими политические решения83([68]).
Результатом успешно проведенной кампании по представлению и защите интересов должны стать конкретные политические и/или экономические изменения (в том числе изменения в процессе принятия политических и/или экономических решений) и регулярное участие в процессе принятия решений более широких слоев общественности.
По опыту развитых стран, централизованные административные рычаги отраслевого управления можно с успехом заменить механизмами координации интересов отдельных предприятий в рамках создаваемых ими некоммерческих ассоциаций, которые решают общие проблемы развития отрасли и защищают их единые интересы. В приведенном здесь отрывке из статьи С. Сулакшина и А.В. Романихина «Защита интересов национальной промышленности» (журнал «Интеграл», сентябрь-октябрь 2002 г.) рассмотрен опыт защиты интересов промышленных предприятий в ряде стран Западной Европы.
* Из материалов проекта Агентства США по международному развитию «Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству «Дума РФ – Конгресс США».
[1] Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации.
[2] Россия в цифрах, официальное издание. Госкомстат России, 2003.
[3] Показатель потребления человеком важнейших продуктов питания, товаров, услуг и материальных благ на минимальном уровне. Прожиточный минимум используется в качестве норматива при установлении минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других выплат, а также соотношений между ними. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается Академией медицинских наук России. Набор продуктов питания прожиточного минимума включает продовольственные товары, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам населения при минимальной стоимости потребительской корзины. То есть набор продуктов питания для прожиточного минимума составляется из наиболее дешевых и доступных продуктов. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.
[4] Россия в цифрах. Официальное издание, 2003. Госкомстат России.
[5] Россия в цифрах. Официальное издание, 2003. Госкомстат России.
[6] Россия и страны мира. Официальное издание, 2000, Госкомстат России.
[7] Обследование населения по проблемам занятости, февраль 2003г., Госкомстат России.
[8] Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003г. №658-р.
[9] Обследование населения по проблемам занятости, май 2001 г. и ноябрь 2001 г. Госкомстат России.
[10] Обследование населения по проблемам занятости, февраль 2003 г. Госкомстат России. «Российское обозрение малых и средних предприятий России». Малое предпринимательство. Официальное издание. Госкомстат России, 2002 г. Численность занятых в секторе индивидуального предпринимательства и в фермерских хозяйствах приводится как средняя за период с февраля-ноября соответствующего года. В показатель включены данны