Размер сектора малых предприятий по числу занятых
Распределение числа МП по средней численно-сти работников | Число предприятий, всего | В том числе по группам предприятий со средней численностью работников, чел. | |||||||
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-25 | 26-30 | 31-50 | 51-60 | 61-100 | ||
В 2000 г.56([41]), в % | 55,2 | 17,4 | 9,6 | 7,7 | 2,7 | 5,2 | 0,7 | 1,5 | |
В 2002 г.57([42]), ед. | 882 269 | 487 012 | 153 515 | 84 698 | 67 935 | 23 821 | 45 878 | 6 176 | 13 235 |
Для более строгого определения круга потенциальных клиентов микрофинансовых организаций скорректируем это число на те МП, которые не испытывают необходимости во внешнем финансировании. По результатам упомянутого выше опроса 326 предприятий58([43]) процент МП с численностью занятых до 10 человек, не нуждающихся во внешнем финансировании, составлял 46,7%. С учетом этой поправки, наиболее реальный размер клиентской базы МФО из числа микропредприятий можно оценить на уровне 341,4 тыс.
Говоря об обеспечении доступа этим предприятиям к микрофинансовым ресурсам, не будем забывать о том, что это косвенно поддержит 2249,2 тыс. Россиянам59([44]), занятым на малых предприятиях с численностью занятых до 10 человек.
Предприниматели без образования юридического лица
ПБОЮЛ - самый массовый тип предпринимательства. Так, по итогам 2002 г. в России работали 4718,0 тыс. индивидуальных предпринимателей, это на 4,9% больше, чем в 2001 г. Положительная динамика числа субъектов малого предпринимательства обеспечивается именно стойким положительным приростом ПБОЮЛ, представляющих наиболее мобильный тип предпринимателей. По данным официальной статистики, этот сектор обеспечивал в среднем в 2002 г. занятость 9584 тыс. чел., включая предпринимателей и работающих у них на условиях найма, при этом 48,4% их них - женщины, являющиеся целевой группой микрофинансовых организаций60([45]).
ПБОЮЛ по числу занятых – это наиболее мелкий бизнес. По данным обследования 500 индивидуальных предпринимателей, выборка которых была организована как квотированная по видам деятельности, в 2003 г. в трех российских регионах (Ленинградской, Нижегородской областях и г. Магадане) на 60,4% ПБОЮЛ было занято не более 5 человек.
В настоящее время из-за того, что законодательно не определены ограничения на допустимый уровень использования тех или иных ресурсов, в том числе на численность наемных работников, достаточно популярно утверждение, что форма ПБОЮЛ – это способ добиться льгот, снизить информационную нагрузку в части отчетности. Да, действительно в ряде случаев ПБОЮЛ по масштабам бизнеса соизмеримы не только с малыми, но и средними предприятиями. Но это не массовое явление, что подтверждают данные вышеупомянутого обследования: только три ПБОЮЛ имели число занятых более 100 человек.
Преимущественно индивидуальное предпринимательство – мелкий по масштабам бизнес, создающийся «с нуля» для решения социальных проблем в тех обществах, где эти проблемы стоят достаточно остро. Так, по результатам опросов 98% ПБОЮЛ были создано «с нуля», в то время как для МП такой способ начала бизнеса составил только 79%61([46]). Таким образом, ПБОЮЛ создают новые рабочие места, не «переманивания» кадры из других секторов экономики.
Если говорить о МП и ПБОЮЛ как о клиентах микрофинансовых организаций, то индивидуальные предприниматели более соответствуют классической целевой группе, поскольку бизнес этого типа легче создать, он более подвижен, более мелкий и, следовательно, более рискованный. Более того, ПБОЮЛ более социально ориентированны, легче адаптируются к изменениям в существующей сложной экономической ситуации.
Проверка взаимосвязи между социально-экономическим положением региона62([47]), с одной стороны, и плотностью распространения, а также уровнем развития двух категорий российского предпринимательства (предпринимателей без образования юридического лица и малых предприятий - юридических лиц), с другой - показывает:
- чем выше уровень социально-экономического развития региона, тем выше уровень развития малых предприятий – юридических лиц;
- и наоборот, чем ниже уровень социально-экономического развития региона, тем выше уровень развития индивидуальных предпринимателей (диаграмма 13).
Диаграмма 13. Связь между уровнем развития малого предпринимательства и социально-экономическим уровнем развития регионов
Уровень развития малых предприятий - юридических лиц | Уровень социально-экономического развития региона | ||||
четко выраженная положительная связь | |||||
коэффициент корреляции рангов Спирмена равен 0,55 | |||||
Уровень развития индивидуальных предпринимателей | Уровень социально-экономического развития региона | ||||
отрицательная несильная связь | |||||
коэффициент корреляции рангов Спирмена равен – 0,02 | |||||
Это говорит о большей «встроенности» в экономику более крупного предпринимательства – малых предприятий, которые развиваются в одном направлении с экономикой, тогда как индивидуальное предпринимательство существует «над ней». Там, где уровень социально-экономического развития высок, ПБОЮЛ менее представлены, поскольку острой необходимости в их развитии нет. В тех же субъектах Российской Федерации, где экономико-социальный уровень низок, микробизнес и самозанятые предприниматели, регистрируемые как ПБОЮЛ, достаточно представлены, поскольку это является подчас единственной возможностью обеспечения приемлемого уровня существования для населения на фоне высокого уровня безработицы.
В пользу сделанного вывода говорит и характер связи между уровнем доходов и безработицы, с одной стороны, и уровнем развития той или иной формы бизнеса, с другой. Основываясь на данных официальной статистики, можно утверждать, что в регионах, где среднедушевые доходы низкие, а уровень безработицы высок, более мелкий бизнес, регистрируемый как ПБОЮЛ, имеет достаточно хорошие показатели распространения, а более крупное предпринимательство – малые предприятия - представлены незначительно. Так, в регионах с наименьшей плотностью МП и одновременно с максимальной плотностью ПБОЮЛ среднедушевые доходы населения в среднем на 40% ниже общероссийского значения этого показателя, а уровень безработицы на 30% выше63([48]).
Различия в роли малого бизнеса разного масштаба при решении социальных проблем подтверждаются и данными выборочных опросов. В 2002 г. в трех субъектах Российской Федерации: Воронежской, Томской и Пермской областях, где были опрошены 146 руководителей малых предприятий и 156 индивидуальных предпринимателей, получены следующие результаты.
В целом по субъектам малого предпринимательства, основной причиной прихода в малый бизнес является низкий уровень дохода, что подчеркивает социальную направленность данного сектора предпринимательства. Вместе с тем, имеются существенные различия в побудительных мотивах при создании бизнеса различного размера. Если для более мелкого бизнеса в форме ПБОЮЛ основной причиной его открытия является низкий уровень дохода (38% от числа ответивших), то при создании МП - стремление самореализоваться (37%). В случае с МП практически никто из руководителей не указывал на такой побудительный момент при создании своего дела как отсутствие работы (этот вариант ответа был выбран лишь 3% респондентами), тогда как около 15% ПБОЮЛ указали именно эту причину.
Социальный портрет предпринимателей также подтверждает, что чем мельче бизнес, тем он более ориентирован на менее защищенные группы людей:
- женщины скорее регистрируются как ПБОЮЛ, то есть создают более мелкий бизнес, чем становятся руководителями крупного бизнеса (диаграмма 14);
- уровень образования в секторе индивидуального бизнеса несколько уступает уровню образования руководителей малых предприятий (диаграмма 15).
То есть сектор индивидуального предпринимательства предоставляет занятие более социально уязвимым слоям общества.
Диаграмма 14. Гендерная структура руководителей субъектов малого предпринимательства (внешний круг – ПБОЮЛ, внутренний – МП)
Диаграмма 6. Уровень образования руководителей МП и ПБОЮЛ (внешний круг – ПБОЮЛ, внутренний – МП)
Для оценки числа потенциальных заемщиков из сектора индивидуального предпринимательства следует выделить те ПБОЮЛ, в которых численность занятых не превышает 10 человек64([49]). По данным опроса 500 предпринимателей65([50]), их доля составляет 76,0% от общего числа ПБОЮЛ. Если распространить этот процент на общее число предпринимателей без образования юридического лица, то в качестве потенциальных заемщиков МФО могут выступать 3595,1 тыс. ПБОЮЛ.
Для получения более реального размера клиентской базы МФО уменьшим число потенциальных заемщиков за счет тех индивидуальных предпринимателей, которые не нуждаются во внешнем финансировании (таких в этой размерной группе, согласно опросу 2002 г.66([51]) насчитывалось 53,3%.). С учетом этой корректировки, наиболее реальный размер клиентской базы МФО из сектора индивидуального предпринимательства в масштабе России в абсолютном выражении составит 1 678,9 тыс. ПБОЮЛ.