Оценка масштабов клиентской базы российских микрофинансовых организаций
В клиентской базе российских микрофинансовых организаций можно выделить две расширенные группы клиентов. С одной стороны, это предприниматели, имеющие небольшой бизнес и зарегистрированные как малые предприятия или как предприниматели без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (К(ф)Х). С другой стороны, это социально незащищенные слои населения, речь идет о безработных или о россиянах, имеющих низкий уровень дохода. Во второй группе традиционно особое внимание микрофинансовыми институтами уделяется женщинам, безработным и молодежи, стремящимся открыть собственное дело.
Характеристика микро- и малых предпринимателей как потенциальных клиентов микрофинансовых российских организаций
Российское законодательство и государственная статистика с точки зрения размеров выделяют следующие основные категории субъектов хозяйствования (диаграмма 11):
- субъекты малого предпринимательства;
- крупные и средние предприятия.
Диаграмма 11. Структура хозяйствующих субъектов в России
Все хозяйствующие субъекты России | |||||||||||||||
субъекты малого предпринимательства | средние и крупные предприятия | прочие хозяйствующие субъекты54([39]) | |||||||||||||
малые предприятия - юридические лица | крестьянские (фермерские) хозяйства | предприниматели без образования юридического лица | |||||||||||||
Круг субъектов малого предпринимательства, определенный Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», включает:
- предпринимателей без образования юридического лица;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- малые предприятия - юридические лица, удовлетворяющие следующим двум требованиям:
1) в уставном капитале доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
По итогам 2002 г. в структуре субъектов сектора малого бизнеса традиционно доминирующее положение занимают ПБОЮЛ, на долю которых приходится порядка 80,5% от их общего числа. На долю малых предприятий – юридических лиц приходится 15,0%, доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 5% .
Диаграмма 12. Структура сектора малого предпринимательства в 2002г., ед. и % от общего числа субъектов малого предпринимательства
Малые предприятия – юридические лица
По данным Госкомстата России, на начало 2003г. число МП составило – 882, 3 тыс. (диаграмма 12).
Несмотря на то, что верхняя граница по числу занятых на МП законодательно установлена на уровне 100 человек, размер более половины (55,2%) МП по числу занятых не превышал 5 человек (по материалам сплошного обследования малых предприятий в 2000 г., табл. 3). В соответствии с действующими в Европе критериями, к микропредприятиям относят хозяйствующие субъекты с численностью занятых до 10 человек. Этот же порог был означен ФИНКА Интернэшнл ООО при определении круга потенциальных клиентов «классических» микрофинансовых организаций в ходе работы над проектом «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России». Методологические подходы этого проекта нашли отражение и в рамках данного исследования55([40]). По итогам 2002 г. к потенциальным клиентам микрофинансовых организаций относится 72,6% от числа действующих МП – это 640,5 тыс. предприятий (табл. 3) .
Таблица 3