Трудовые ресурсы сектора МСП
На МСП в 2002 г. было занято 29 547,2 тыс. чел. Если использовать критерий отнесения предприятий к средним (500 чел.), то численность занятых возрастает до 37 578,4 тыс. чел. Это 45,1% и 57,4%, соответственно, от общего числа занятых в экономике России в целом. (диаграмма5).
Диаграмма 5. Структура занятости по России в 2002 г., в тыс. чел. и в % (по европейскому критерию по числу занятых на СП)
Структура занятости свидетельствует, что на данный момент проблема обеспечения рабочими местами решается за счет крупных предприятий, где трудится по европейскому критерию формирования МСП 54,8%, а по цензу США – 42,5% от общего числа занятых. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2%[28]. То есть, МСП России еще не играют той социальной роли, которую они выполняют в экономически развитых странах в области занятости.
От 23,4% до 35,7%, в зависимости от критерия отнесения предприятий к МСП, занятость по России в целом обеспечивается средними предприятиями. Затем по массовости предоставления рабочих мест идут малые предприятия и сегмент индивидуального бизнеса (11 и 10% соответственно).
В территориальном разрезе наиболее активную роль при формировании занятости играют МСП в Южном, Центральном, Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах (диаграмма 6).
Диаграмма 6. Структура занятости, % от общего числа занятых в российской экономике в 2002 г. (по европейскому критерию по числу занятых на СП)
- Выручка МСП
Для определения вклада МСП в экономику по результатам деятельности наиболее общим показателем является их доля в валовом региональном продукте, но, к сожалению, для его расчета потребуется серьезное статистико-методическое обеспечение, затрагивающее и программы статистического наблюдения за сектором МСП. Поэтому здесь для характеристики вклада МСП в уровень экономического развития используется показатель выручки. Выбор этого индикатора обусловлен несколькими моментами.
Во-первых, выручка наряду с другими показателями выпуска является одним из основных индикаторов производственно-хозяйственных результатов деятельности предприятий. Во-вторых, этот показатель рассчитывается по единой методике во всех отраслях в отличие, например, от показателя произведенной продукции. Показатель регулярно считается Госкомстатом России. Помимо всего прочего именно показатель выручки используется в международной статистической практике для оценки доли продаж, так называемой доли рынка.
По итогам 2002 г. МСП было получено 7278,5 млрд. руб., что составляет 39,3% от общего объема выручки. Если оперировать цензом США по числу занятых на СП, то объем выручки МСП возрастает до 8 681,7 млрд. руб., а доля рынка соответственно возрастает до 46,9%. Доля рынка российских МСП приближается к данному показателю в европейских странах, который оценивается на уровне 56,7%[29] [30]. (диаграмма 7).
Диаграмма 7. Объем выручки МСП России в 2002 г., в млрд. руб. и в % от общего объема выручки (по европейскому критерию по числу занятых на СП)
Среди российских МСП (ценз по численности занятых до 250 чел.) наибольшая доля рынка занята малыми предприятиями – 20,8%. На втором месте средние предприятия – 16,4% от всех объемов продаж. По цензу США среди МСП лидерами становятся средние предприятия – 24,0% доли рынка. Учитывая, что численность занятых на МП в 2-3 раза уступала средним предприятиям, можно сделать вывод о большей эффективности первых. Доля выручки ПБОЮЛ в общем ее объеме минимальна – 2,1%.
В территориальном разрезе при использовании европейского критерия во всех федеральных округах малые предприятия среди МСП имеют большую долю на рынке, колеблющуюся от 13,5% (Уральский ФО) до 30,8% (Южный ФО). На втором месте – средние предприятия, чья доля продаж изменяется от 10,1% (Уральский ФО) до 22,0% (Дальневосточный ФО). (Диаграмма 8).
Диаграмма 8. Структура выручки МСП в 2002 г., в % от общего объема выручки (по европейскому критерию по числу занятых на СП)
Если к МСП относить предприятия с численностью занятых до 500 человек, то как и по России в целом, так в основном и по ряду округов лидером по доле на рынке среди МСП становятся средние предприятия. Исключением являются лишь Южный и Северо-Западный ФО, где первенство остается за МП.
В региональном разрезе рынок продаж по всем МСП резко колеблется. Так, по европейскому критерию формирования МСП минимальная доля зафиксирована в Уральском ФО – 25,6%, а максимальная (52,3%) - в Южном ФО. По цензу США размах колебаний составляет от 31,0 до 62,1%, максимум и минимум достигаются в тех же регионах.
- Эффективность функционирования МСП
Охарактеризовав число МСП, численность занятых, а также результаты деятельности, отметим, что логическим продолжением анализа является расчет эффективности МСП. В качестве такого показателя нами будет использован удельный показатель выручки на одного занятого, оценивающий прежде всего, эффективность использования трудовых ресурсов.
Диаграмма 9. Выручка в расчете на одного занятого по России в 2002 г., тыс. руб.
В 2002 г. наиболее эффективными были крупные предприятия. Причин тому несколько, назовем основные. Многие из крупных предприятий являются монополистами на своем рынке, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически выгодными, у них хорошие отношения с местными органами власти. (диаграмма 9).
Вторые по эффективности – МП. Будучи частными, эти предприятия нацелены на высокую эффективность функционирования.