V Всероссийская конференция представителей малых предприятий
V Всероссийская конференция представителей малых предприятий
«Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики»
СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Москва, 10-11 марта 2004 г.
ББК 65.9 (2) 29
С 23
С 23 V Всероссийская конференция представителей малых предприятий “Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики”/Сборник информационно-аналитических материалов. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004. С.
Настоящий сборник подготовлен на основе официальных документов о состоянии малого предпринимательства в стране, опубликованных Госкомстатом России, исследований Агентства США по международному развитию (проект “Межпарламентская рабочая группа по малому предпринимательству”), разработок Ресурсного центра малого предпринимательства, результатов социологических опросов и обследований населения России, изданий отечественных и зарубежных авторов, а также материалов периодической печати.
Данный сборник сформирован в соответствии с тематикой V Всероссийской конференции представителей малых предприятий “Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики”.
Сборник предназначен, прежде всего, для предпринимателей, представителей государственных органов, политиков, финансистов, инвесторов, специалистов в области подготовки кадров и научных работников.
Редакционная группа
В.Ш. Каганов (руководитель), Н.А. Атаканов, В.П. Ващенко, В.Ю. Заведеева,
А.В. Панфилов, А.В. Толоконников
Излагаемая в материалах сборника авторская позиция может не совпадать с позицией редакционной группы и Оргкомитета конференции.
© Институт предпринимательства и инвестиций, 2004.
© Оргкомитет V Всероссийской конференции представителей малых предприятий, 2004.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия. Оценка состояния малого предпринимательства в Российской Федерации | |
Социально-экономическое положение России и возможности для развития предпринимательства | |
Предпринимательский потенциал российского общества | |
Направления совершенствования нормативно-правовой базы развития и поддержки предпринимательства в России | |
Анализ роли и места малого и среднего предпринимательства в российской экономике в 2002 г. | |
Социально-экономические аспекты малого бизнеса | |
Институциональная среда малого предпринимательства и его социальные функции | |
Роль и место микрофинансирования в развитии малого предпринимательства | |
Стратегические ориентиры развития малого предпринимательства | |
Участие малых предприятий в выполнении государственных и муниципальных заказов – одна из форм поддержки развития малого предпринимательства | |
Эффективный персонал – главный ресурс малого бизнеса | |
Механизмы представления и защиты интересов членов бизнес-ассоциаций (advocacy) |
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вместо предисловия
По данным Госкомстата России, количество малых предприятий по состоянию на 01.10.02 г. (далее - МП) составило 880,6 тыс., что на 4,5% больше, чем в 2001 году. Этот показатель также превысил уровень, характерный для периода, предшествовавшего августовскому кризису 1998 года.
По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных МП также выросло и достигло 611,7 единиц.
Численность занятых на МП, включая работников всех категорий, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду 2001 года она увеличилась на 7,4%. Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств несколько уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.
По исследованиям, проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.
Исследования РЦЭР и НИСИПП показали, что поступления единого налога от субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее – ЕНМП) увеличились на 11,0%. Поступления доходов в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) увеличились, однако рост менее заметен, чем по итогам января-сентября 2001 г. по отношению к аналогичному периоду 2000 г. (16,6% против 50,1%).
Наиболее полные данные даст анализ состояния развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, который предполагает провести МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на основе уточненной информации об индивидуальных предпринимателях, полученной в ходе статистических обследований.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 1410-р на территории России в апреле 2004 года планируется проведение сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей по итогам работы за 2003 год.
Согласно п.6 указанного распоряжения МАП, России совместно с Госкомстатом России разработали план мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение значимости целей, задач и результатов сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей, который был передан в Правительство Российской Федерации (письмо от 26.02.03 № ИЮ/307-пр).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*
Безработные
Население России к началу 2002 г. составило 110,4 млн. человек. Экономически активную его часть составляют 71,9 млн. человек (65,1% россиян). Среди мужчин к категории экономически активных относились 70,3%, среди женщин эта доля была несколько ниже – 58,8%68([53]).
Из экономически активного населения на конец 2001 г. 8,9% не имели работы, к концу 2002 г. уровень безработицы несколько снизился и составил 8,6%. Общее число безработных на начало 2003г. составило 6 153 тыс. человек, из них на долю безработных мужчин приходится 54,0%, на долю безработных женщин – 46,0%.69([54])
Однако не все безработные обладают качествами, позволяющими реализовать себя как предпринимателя. Соответственно и не все из них являются потенциальными клиентами микрофинансовых институтов.
Основываясь на материалах исследования «Анализ состояния предложения и спроса на рынке микрофинансовых услуг России», проведенного по заказу ФИНКА Интернэшнл ООО в 2000 г., к ключевым количественным характеристикам, определяющим и формирующим предпринимательский потенциал, относятся:
- гендерная принадлежность;
- возраст;
- уровень образования;
- должность и статус по последнему месту работы.
По материалам того же исследования, социальный портрет руководителя малого предприятия таков. 70% предпринимателей находятся в возрасте от 30 до 49 лет. Высшее образование имеют 65% руководителей; незаконченное высшее и среднее, в том числе специальное, имеют 25% руководителей МП. Различия в уровне образования между мужчинами и женщинами – руководителями МП - незначительны. Профессиональный статус предпринимателей до прихода в бизнес был достаточно высок. Около половины из них (45,5%) являлись руководителями, а 22,5% - специалистами.
Проанализировав качественную структуру безработных по означенным характеристикам, выделим из их общего числа тех безработных мужчин и женщин, которые обладают указанными выше признаками.
Распределение численности безработных России по возрастным группам (диаграмма 16) свидетельствует, что около половины из них находятся в возрасте, благоприятном для предпринимательской деятельности. Причем число мужчин и женщин, удовлетворяющих данному возрастному цензу, было примерно одинаково и составляло порядка 1,3 млн. человек; 30,5% от общего числа безработных – это молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет, когда происходит профессиональное формирование личности, осуществляется выбор сферы деятельности.
Однако по данным специального обследования Госкомстата России, только 3% людей в возрасте до 25 лет возглавляют малые предприятия. Дело не в том, что предпринимательство мало привлекательно для молодежи, скорее всего, причина заключается, например, в отсутствии опыта руководства, боязнь ответственности или отсутствие необходимых финансовых ресурсов. Именно отсутствие финансовых средств подавляющее число предпринимателей считает основной проблемы в создании бизнеса. Микрофинансирование является тем инструментом, который позволит, с одной стороны, «омолодить» бизнес, а с другой – поможет молодежи реализовать себя в нем.
Диаграмма 16. Структура безработных по возрасту, ноябрь 2002 г.,в % от общего числа безработных соответствующей категории /внешний круг - все безработные, средний круг - безработные мужчины, внутренний круг - безработные женщины/70([55])
По уровню образования в группу лиц, имеющих высшее профессиональное, неполное высшее и среднее профессиональное образование попадает 33,5% безработных мужчин и 42,7% безработных женщин (диаграмма 17).
Диаграмма 17. Структура безработных по уровню образования, ноябрь 2002 г., % от общего числа безработных соответствующей категории /внешний круг - все безработные, средний круг - безработные мужчины, внутренний круг - безработные женщины/71([56])
Род занятий безработных по последнему месту работы представлен в табл. 4. Среди безработных мужчин порядка 11,9% составляли бывшие руководители, специалисты высшей или средней квалификации. Среди безработных женщин к указанным группам принадлежало порядка 21,3% от общего количества.
Таблица 4.
Безработные по занятиям по последнему месту работы72([57])
Род занятий | Тыс. чел. | % к итогу | ||||
всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | |
Руководители | 2,0 | 2,5 | 1,3 | |||
Специалисты высшей квалификации | 6,1 | 4,1 | 8,5 | |||
Специалисты средней квалификации | 8,2 | 5,3 | 11,5 | |||
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием | 2,7 | 0,6 | 5,2 | |||
Работники сферы обслуживания | 10,4 | 4,6 | 17,3 | |||
Квалифицированные рабочие сельского хозяйства | 2,9 | 2,9 | 3,0 | |||
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий | 17,6 | 23,9 | 10,0 | |||
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари-сборщики | 12,6 | 20,1 | 3,6 | |||
Неквалифицированные рабочие | 16,7 | 17,2 | 16,1 | |||
Не имеют опыта работы | 20,9 | 18,8 | 23,4 |
Самым жестким ограничением среди всех отобранных факторов, которыми можно измерить уровень предпринимательского потенциала безработной части населения, является предыдущий опыт работы. Учитывая, что уровень образования человека и род его занятий взаимосвязаны, можно сделать следующий вывод: из общего числа безработных порядка 11,9% мужчин и 21,3% женщин обладают объективными признаками (возраст, образование, опыт предыдущей работы), позволяющими успешно заняться предпринимательской деятельностью в качестве владельца бизнеса. Поскольку речь идет о безработных, которые будут вынуждены начинать свое дело "с нуля", очевидным является тот факт, что бывшие безработные, создающие микро-предприятия или регистрирующиеся в форме ПБОЮЛ, будут предъявлять спрос на микрофинансовые ресурсы для своего стартующего бизнеса.
Таким образом, порядка 395,5 тыс. безработных мужчин и 603,0 тыс. безработных женщин при благоприятных условиях могли бы организовать свой бизнес и предъявить спрос на микрофинансовые ресурсы. Фактические размеры указанных групп могут быть как меньше, так и больше.
Уменьшению размеров групп способствуют такие факторы, как отсутствие индивидуальных качеств, необходимых для предпринимательской деятельности (предприимчивость, инициатива и т.д.), специальных знаний в области организации и развития бизнеса (менеджмент, маркетинг и т. д.) и финансовых возможностей.
Увеличению размеров групп потенциальных предпринимателей помогает то, что организовать свой бизнес и успешно его развить могут представители и из других групп безработных по возрасту, уровню образования и опыту работы, имеющие субъективные задатки предпринимателя.
Учитывая эти обстоятельства, более реально оценить размер клиентской базы МФО из числа безработных можно путем выяснения их мнений о желании стать предпринимателем. По результатам регулярного обследования Госкомстата России в феврале 2003 г., только 128 тыс. безработных мужчин (3,6% от числа безработных) и 60 тыс. безработных женщин (2,0%) хотят работать на собственном предприятии, в собственном деле, остальные видят себя исключительно в качестве наемных работников. Причем, 40% от общего числа изъявивших желание открыть свой бизнес, не могут этого сделать в течение уже более года. В то же время только 29,3% (54 тыс. человек) от числа опрошенных, решивших стать предпринимателями, сделали конкретные шаги и указали, что активно занимаются поиском земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов73([58]).
Итак, по факту, несмотря на то, что в структуре безработных насчитывается порядка 395,3 тыс. мужчин и 603,0 тыс. женщин, обладающих основными предпринимательскими качествами, только 128 тыс. безработных мужчин и 60 тыс. женщин готовы открыть собственное дело. Эту цифру мы можем принять как нижнюю границу интервала спроса на микрофинансовые услуги, выраженного как число потенциальных клиентов из населения, не имеющего работы.
Тем не менее, за счет создания благоприятных условий для функционирования бизнеса, развития сети образовательных, информационных, консультационных услуг для начинающих предпринимателей, создания специальных финансовых организаций для кредитования бизнеса на старте, увеличится число людей, решивших изменить свой статус безработного на предпринимателя, поскольку, как было показано выше, среди безработных достаточно большое число людей, имеющих все необходимые характеристики для занятия бизнесом. Увеличится и клиентская база микрофинансовых организаций.
Размер клиентской базы МФО
Размер потенциальной клиентской базы микрофинансовых организаций из числа субъектов малого предпринимательства можно оценить на уровне – 2 039,3 тыс. клиентов, в том числе из сектора индивидуального бизнеса – 1 678,9 тыс., из МП – 341,4 тыс. и из крестьянских хозяйств – 19,0 тыс.
Размер потенциальной клиентской базы из числа безработных оценивается в интервале от 188 тыс. чел. (128 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин) до 998,5 тыс. чел. (395,5 тыс. мужчин и 603,0 тыс. женщин). Эти цифры можно принять как наиболее реальную на сегодняшний день оценку спроса, выраженную в числе потенциальных клиентов из населения, не имеющего работы.
Размер потенциальной клиентской базы микрофинансовых организаций из числа лиц, имеющих низкие доходы и ищущих дополнительную занятость, составляет 6294 тысячи, в том числе 2696 тыс. женщин и 3598 тыс. мужчин.
Итак, число потенциальных клиентов МФО из сферы бизнеса – 2 039,3 тыс. Это уже действующие хозяйствующие субъекты, которые могут предъявить спрос на финансирование деятельности предприятия. Размер клиентской базы из числа безработного и низкооплачиваемого населения может находиться в интервале от 6482 тыс. до 7292,3 тыс. человек. Этот тип клиентов нуждается в финансировании начального этапа, старта.
V Всероссийская конференция представителей малых предприятий
«Ускоренное развитие малого предпринимательства как фактор устойчивого роста экономики»