Таб. 6.4.3. Как часто представители администрации региона создают преференции отдельным фирмам?
регион | часто | иногда | редко | никогда | Затр. Отв. | инд | ||
Нижегородская область | 4,0 | 46,0 | 44,0 | 6,0 | 100,0 | Нетипично преуспевающие регионы | ||
Новосибирская область | 26,0 | 16,0 | 20,0 | 18,0 | 20,0 | 96,0 | ||
Ханты-Мансийский АО | 14,0 | 24,0 | 20,0 | 12,0 | 30,0 | 94,0 | ||
Республика Ингушетия | 24,5 | 18,4 | 22,4 | 6,1 | 28,6 | 85,7 | Преуспевающие регионы | |
Ставропольский край | 26,0 | 18,0 | 14,0 | 14,0 | 28,0 | 84,0 | ||
Смоленская область | 24,0 | 30,0 | 32,0 | 4,0 | 10,0 | 82,0 | ||
Алтайский край | 8,0 | 52,0 | 16,0 | 20,0 | 4,0 | 76,0 | ||
Владимирская область | 21,6 | 19,6 | 13,7 | 2,0 | 43,1 | 74,5 | ||
Омская область | 21,6 | 33,3 | 19,6 | 9,8 | 15,7 | 74,5 | ||
Коми-Пермяцкий АО | 27,3 | 18,2 | 11,4 | 6,8 | 36,4 | 72,7 | ||
Хабаровский край | 30,0 | 30,0 | 26,0 | 6,0 | 8,0 | 72,0 | ||
Республика Алтай | 18,0 | 44,0 | 24,0 | 8,0 | 6,0 | 70,0 | Типичные регионы выше среднего | |
Кабардино-Балкарская республика | 36,0 | 20,0 | 16,0 | 10,0 | 18,0 | 70,0 | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 22,0 | 32,0 | 8,0 | 16,0 | 22,0 | 70,0 | ||
Республика Северная Осетия | 39,6 | 20,8 | 27,1 | 2,1 | 10,4 | 68,8 | ||
Ульяновская область | 20,0 | 26,0 | 4,0 | 10,0 | 40,0 | 68,0 | ||
Оренбургская область | 30,0 | 28,0 | 6,0 | 18,0 | 18,0 | 66,0 | ||
Псковская область | 29,4 | 27,5 | 11,8 | 9,8 | 21,6 | 64,7 | ||
Ивановская область | 41,2 | 23,5 | 23,5 | 5,9 | 5,9 | 64,7 | ||
Ямало-Ненецкий АО | 30,0 | 26,0 | 6,0 | 14,0 | 24,0 | 64,0 | ||
Орловская область | 38,8 | 18,4 | 10,2 | 10,2 | 22,4 | 63,3 | ||
Республика Марий Эл | 36,0 | 24,0 | 12,0 | 10,0 | 18,0 | 62,0 | ||
Краснодарский край | 26,0 | 28,0 | 14,0 | 2,0 | 30,0 | 62,0 | ||
Брянская область | 30,0 | 34,0 | 18,0 | 8,0 | 10,0 | 62,0 | ||
Томская область | 40,0 | 22,0 | 16,0 | 8,0 | 14,0 | 62,0 | ||
Республика Башкортостан | 30,0 | 26,0 | 10,0 | 6,0 | 28,0 | 60,0 | ||
Сахалинская область | 25,5 | 37,3 | 17,6 | 3,9 | 15,7 | 58,8 | ||
Ярославская область | 35,3 | 25,5 | 17,6 | 2,0 | 19,6 | 58,8 | ||
Республика Мордовия | 33,3 | 29,2 | 14,6 | 6,3 | 16,7 | 58,3 | ||
Приморский край | 48,0 | 12,0 | 16,0 | 2,0 | 22,0 | 58,0 | ||
Курская область | 28,0 | 36,0 | 16,0 | 6,0 | 14,0 | 58,0 | ||
г. Санкт-Петербург | 31,8 | 23,0 | 4,7 | 7,4 | 33,1 | 57,4 | ||
Тюменская область | 44,0 | 22,0 | 8,0 | 14,0 | 12,0 | 56,0 | ||
Тверская область | 21,6 | 51,0 | 23,5 | 3,9 | 54,9 | |||
Иркутская область | 43,1 | 11,8 | 9,8 | 35,3 | 54,9 | |||
Тамбовская область | 38,0 | 22,0 | 6,0 | 8,0 | 26,0 | 54,0 | ||
Республика Дагестан | 26,5 | 38,8 | 14,3 | 4,1 | 16,3 | 53,1 | ||
Курганская область | 36,0 | 22,0 | 4,0 | 6,0 | 32,0 | 52,0 | ||
Ленинградская область | 42,0 | 18,0 | 6,0 | 6,0 | 28,0 | 52,0 | ||
Пермская область | 32,0 | 24,0 | 8,0 | 36,0 | 52,0 | |||
Калужская область | 34,6 | 28,8 | 9,6 | 5,8 | 21,2 | 51,9 | Средние регионы | |
Рязанская область | 40,4 | 21,2 | 7,7 | 5,8 | 25,0 | 51,9 | ||
Республика Бурятия | 32,0 | 32,0 | 8,0 | 6,0 | 22,0 | 50,0 | Типичные регионы ниже среднего | |
Камчатская область | 24,0 | 44,0 | 12,0 | 6,0 | 14,0 | 50,0 | ||
Челябинская область | 48,0 | 24,0 | 12,0 | 10,0 | 6,0 | 50,0 | ||
Республика Хакасия | 40,8 | 28,6 | 10,2 | 8,2 | 12,2 | 49,0 | ||
Архангельская область | 36,0 | 30,0 | 4,0 | 10,0 | 20,0 | 48,0 | ||
Вологодская область | 36,0 | 30,0 | 4,0 | 10,0 | 20,0 | 48,0 | ||
Калининградская область | 38,0 | 20,0 | 2,0 | 4,0 | 36,0 | 48,0 | ||
Новгородская область | 36,0 | 20,0 | 2,0 | 2,0 | 40,0 | 48,0 | ||
Самарская область | 41,2 | 29,4 | 9,8 | 7,8 | 11,8 | 47,1 | ||
Мурманская область | 28,0 | 36,0 | 10,0 | 26,0 | 46,0 | |||
Республика Карелия | 43,4 | 28,3 | 13,2 | 3,8 | 11,3 | 45,3 | ||
Белгородская область | 40,0 | 34,0 | 12,0 | 6,0 | 8,0 | 44,0 | ||
Республика Калмыкия | 38,0 | 38,0 | 8,0 | 10,0 | 6,0 | 42,0 | ||
Амурская область | 34,0 | 34,0 | 10,0 | 22,0 | 42,0 | |||
г. Москва | 44,3 | 25,3 | 8,0 | 2,3 | 20,0 | 40,7 | ||
Чувашская республика | 44,0 | 26,0 | 6,0 | 4,0 | 20,0 | 40,0 | ||
Астраханская область | 53,8 | 19,2 | 7,7 | 3,8 | 15,4 | 38,5 | ||
Тульская область | 4,0 | 68,0 | 6,0 | 4,0 | 18,0 | 38,0 | ||
Республика Коми | 38,0 | 34,0 | 2,0 | 6,0 | 20,0 | 36,0 | ||
Воронежская область | 40,0 | 38,0 | 14,0 | 8,0 | 36,0 | |||
Кировская область | 40,0 | 38,0 | 10,0 | 4,0 | 8,0 | 36,0 | ||
Ростовская область | 20,0 | 54,0 | 6,0 | 4,0 | 16,0 | 36,0 | ||
Республика Адыгея | 66,0 | 8,0 | 2,0 | 6,0 | 18,0 | 34,0 | ||
Липецкая область | 30,0 | 40,0 | 4,0 | 26,0 | 34,0 | |||
Кемеровская область | 42,6 | 31,5 | 1,9 | 5,6 | 18,5 | 33,3 | ||
Магаданская область | 47,6 | 33,3 | 11,9 | 7,1 | 31,0 | Отстающие регионы | ||
Волгоградская область | 45,3 | 35,8 | 5,7 | 5,7 | 7,5 | 30,2 | ||
Карачаево-Черкесская республика | 52,0 | 30,0 | 8,0 | 2,0 | 8,0 | 28,0 | ||
Саратовская область | 58,0 | 22,0 | 4,0 | 4,0 | 12,0 | 28,0 | ||
Свердловская область | 46,0 | 30,0 | 4,0 | 20,0 | 28,0 | |||
Костромская область | 73,1 | 7,7 | 5,8 | 1,9 | 11,5 | 26,9 | ||
Удмуртская республика | 54,0 | 32,0 | 10,0 | 2,0 | 2,0 | 26,0 | ||
Республика Саха (Якутия) | 64,0 | 26,0 | 8,0 | 2,0 | 20,0 | |||
Московская область | 68,0 | 18,0 | 2,0 | 4,0 | 8,0 | 20,0 | ||
Красноярский край | 71,4 | 12,2 | 16,3 | 16,3 | ||||
Пензенская область | 50,0 | 36,0 | 2,0 | 12,0 | 16,0 | |||
Читинская область | 52,0 | 40,0 | 6,0 | 2,0 | 14,0 | |||
Республика Татарстан | 78,0 | 16,0 | 6,0 | 12,0 | Нетипично отстающие регионы |
Выдающимся регионом, где процветает административно-преференциальный бизнес, является Татарстан. 78% предпринимателей этого региона считают, что использование служебного положения в бизнес целях частая практика республиканских властей. В меньшей степени это свойственно для Читинской, Пензенской, Московских областей, Красноярского края и Якутии.
Показательно, что мы выявили высокий уровень связи между уровнем административного протекционизма в регионе и уровнем недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса. Это говорит о том, что, как правило, административные преференции относятся именно к крупному бизнесу (очевидно, что для малого бизнеса крупным может восприниматься и достаточно средний бизнес по объективным критериям). Таким образом, объединенные общим интересом региональная администрация и дружественный ей бизнес могут поддерживать бесконкурентную среду на отдельных рынках и искусственно сдерживать развитие предпринимательства. В этой ситуации малому бизнесу приходится искать открытые рыночные ниши, работа на которых не всегда рентабельна и не позволяет реализовывать более динамичные инвестиционные стратегии.