Таб. 4.3.1 Факторная модель условий предпринимательства в регионах
q68 Как бы Вы оценили на сегодняшний день условия для ведения малого бизнеса в регионе? | ,735 | -,104 | ,114 | ,157 | ,168 |
q58 Как бы Вы охарактеризовали отношение местных органов власти и управления – власти города, сельского района, к малым предприятиям? | ,709 | ,119 | ,405 | -,116 | |
q70 Условия для ведения малого бизнеса в ближайшие 5 лет... | ,699 | ,238 | -,185 | ,138 | |
q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас? | ,695 | -,225 | ,409 | ||
q56 Как бы Вы охарактеризовали отношение региональных органов власти и управления к малым предприятиям? | ,680 | ,267 | -,114 | ||
q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент. | ,639 | -,355 | ,203 | ,188 | |
q75 Деятельность крупных компаний в Вашем регионе носит скорее позитивный характер для условий предпринимательства? | ,633 | ,272 | ,329 | -,155 | |
q69 Как, по-вашему мнению, условия для ведения малого бизнеса изменятся в Вашем регионе через год? | ,588 | ,209 | |||
q61 В какой степени региональные власти учитывают коммерческие интересы малого предпринимательства, принимая решения? | ,567 | ,333 | -,259 | ||
q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год? | ,555 | -,290 | -,152 | ,170 | ,475 |
q51 Если бы собственник вашего бизнеса решил продать его, насколько легко он смог бы это сделать? | ,523 | -,301 | ,180 | -,164 | |
q64 Как часто предприниматели региона сталкиваются с противоправными действиями со стороны представителей МВД? | ,878 | ,138 | |||
q63 Как часто предприниматели региона сталкиваются с противоправными действиями со стороны чиновников? | ,863 | ,137 | ,110 | ||
q62 Как часто предприниматели региона сталкиваются с угрозами, насилием и вымогательством? | -,205 | ,699 | ,139 | ||
q38 Насколько часто представители администрации в регионе используют своё служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам? | ,131 | ,574 | ,418 | -,103 | |
q37 В какой степени в вашей отрасли крупные компании мешают работать малым предприятиям? | ,202 | ,545 | ,110 | -,159 |
q53 Процедура вашего взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет? | ,389 | -,217 | -,159 | ||
q54 Насколько в вашем регионе распространена практика незаконных выплат представителю заказчика или покупателя за помощь в осуществлении сделки? | ,226 | ,863 | -,111 | ||
q55 Насколько в вашем регионе распространена практика незаконных выплат представителю государства за содействие в реализации коммерческих интересов бизнеса? | ,259 | ,789 | ,121 | ||
q49 Насколько в регионе распространена практика решения проблем с государственными органами с помощью незаконных выплат чиновникам? | ,201 | ,734 | ,219 | ||
q33 Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого бизнеса кем-либо искусственно затруднён? | ,225 | ,580 | ,344 | -,309 | |
q19 Доводилось ли Вам раньше использовать банковские кредиты для финансирования своего бизнеса? | ,132 | -,235 | ,402 | -,104 | ,289 |
q29 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде, если его оппонентом будут власти города, населённого пункта | ,126 | ,102 | ,921 | ||
q28 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде , если его оппонентом будут власти региона | ,917 | -,131 | |||
q30 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде , если его оппонентом будут правоохранительные органы или контролирующие инстанции | ,128 | ,862 | |||
q25 Насколько легко или сложно малому бизнесу в вашем регионе получить производственные площади? | -,160 | ,341 | ,408 | ,349 | |
q24 Оцените возможности по приобретению в собственность производственных и офисных площадей для малого бизнеса? | -,145 | ,305 | ,354 | ,323 | |
q31 Согласие с тем, что большинство предпринимателей в регионе не станут обращаться в суд, если их законные права будут ущемлены и предпочтут решить проблему другими способами? | ,280 | ,236 | ,299 | ,140 | |
q52 Как часто в ходе проведения проверки проверяющий нарушает установленную законом процедуру? | ,414 | ,170 | ,651 | ||
q14 Оцените текущее финансовое состояние вашего бизнеса? | ,309 | -,280 | ,593 | ||
q50 Какая доля среднемесячной выручки фирмы, подобной вашей, тратится на разного рода незаконные выплаты? | -,272 | ,284 | -,515 | ||
q43 Оценка процедур регистрации предприятия? | -,133 | ,362 |
Первый фактор условий предпринимательства (16% дисперсии) – «Финансово-мотивационный».Он определяется общей оценкой предпринимателями условий и перспектив предпринимательства в регионе.Эта оценка во многом связана с тем, насколько активно местные власти поддерживают предпринимательство и учитывают в своей деятельности его интересы. Важным для общей оценки условий предпринимательства является и возможность выхода из бизнеса через его продажу. Показательно, что на позитивные оценки условий предпринимательства влияет и положительная оценка роли крупных компаний в регионе.
Второй фактор – (12% дисперсии) – «Безопасность бизнеса».Он складывается из угроз и рисков, которым подвергается предприниматель со стороны доминирующих в политико-экономическом поле контрагентов (чиновников, правоохранительных органов, крупных компаний), а также криминальных групп. Однако данные обстоятельства не отражаются на оценке предпринимателем состояния своего бизнеса и не препятствуют выходу из него. Как правило, при низком уровне безопасности бизнеса в регионе чаще происходят нарушения при административных проверках на предприятиях.
Третий фактор (11% дисперсии) – «Коррупционный». Этот фактор предполагает распространенность в регионе коррупции, как в административной среде, так и среди самих бизнесменов. Причем высокий уровень коррупции сочетается с преференциями отдельным компаниям и ограничением доступа на определенные рынки.
Четвертый фактор (11% дисперсии) – «Судебно-правовой» – характеризуется оценкой предпринимателем шансов противостоять доминирующим контрагентам (представителям администраций, контрольных и силовых ведомств).
И, наконец, пятый фактор – «Трансакционный» -предполагает уровень издержек предпринимателя в регионе по взаимодействию с административными контрагентами и непосредственно отражается на оценке финансового положения предприятия и его перспектив.
Данный набор факторов фактически воспроизводит заложенную при исследовании модель региональных условий предпринимательства. Показательно, что при определенной сопоставимости моделей, полученных экспертным путем и при опросе непосредственно предпринимателей, очевидны различия в акцентах. Судя по всему, для предприниматели чрезвычайно чувствительны к деятельности администраций в отношении бизнеса, которая не сводится к рутинному взаимодействию с представителями контрольных органов. Более важными для них представляются учет их коммерческих интересов при принятии административных решений, возможность доступа на отдельные рынки, обеспечение равных условий конкуренции. Существенным для предпринимательского климата является и перспектива беспрепятственного выхода из бизнеса посредством его продажи. Все эти факторы относятся скорее к мезоуровню условий предпринимательства. Если под макроусловиями понимать базовые политические, экономические, культурные факторы, которые пока еще остаются общими для всех регионов в силу их общегосударственной, национальной обусловленности, а под микроусловиями понимать повседневные обстоятельства взаимодействия с конкретными контрагентами, рутинные предпринимательские практики, которые в большинстве своем достаточно локальны для малого бизнеса и обусловлены местной муниципальной спецификой, то средний уровень управляется региональными администрациями.
Для определения более четких критериев условий предпринимательской деятельности в регионах был проделан дополнительный анализ интегральных показателей. В результате была получена еще более компактная модель из трех факторов, которая объясняет 68% дисперсии (значимость ,000 при высоком коэффициенте адекватности КМО 0,666).