Таб. 4.3.1 Факторная модель условий предпринимательства в регионах

 
q68 Как бы Вы оценили на сегодняшний день условия для ведения малого бизнеса в регионе?
,735 -,104 ,114 ,157 ,168
q58 Как бы Вы охарактеризовали отношение местных органов власти и управления – власти города, сельского района, к малым предприятиям?
,709 ,119 ,405   -,116
q70 Условия для ведения малого бизнеса в ближайшие 5 лет...
,699 ,238   -,185 ,138
q16 Через год финансовое состояние вашего бизнеса будет лучше или хуже, чем сейчас?
,695   -,225   ,409
q56 Как бы Вы охарактеризовали отношение региональных органов власти и управления к малым предприятиям?
,680   ,267   -,114
q13 Оцените состояние вашего бизнеса в целом на текущий момент.
,639 -,355   ,203 ,188
q75 Деятельность крупных компаний в Вашем регионе носит скорее позитивный характер для условий предпринимательства?
,633   ,272 ,329 -,155
q69 Как, по-вашему мнению, условия для ведения малого бизнеса изменятся в Вашем регионе через год?
,588 ,209      
q61 В какой степени региональные власти учитывают коммерческие интересы малого предпринимательства, принимая решения?
,567   ,333   -,259
q15 Как изменилось финансовое состояние вашего бизнеса за последний год?
,555 -,290 -,152 ,170 ,475
q51 Если бы собственник вашего бизнеса решил продать его, насколько легко он смог бы это сделать?
,523 -,301   ,180 -,164
q64 Как часто предприниматели региона сталкиваются с противоправными действиями со стороны представителей МВД?
  ,878   ,138  
q63 Как часто предприниматели региона сталкиваются с противоправными действиями со стороны чиновников?
  ,863   ,137 ,110
q62 Как часто предприниматели региона сталкиваются с угрозами, насилием и вымогательством?
-,205 ,699     ,139
q38 Насколько часто представители администрации в регионе используют своё служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам?
,131 ,574 ,418   -,103
q37 В какой степени в вашей отрасли крупные компании мешают работать малым предприятиям?
,202 ,545 ,110 -,159  





q53 Процедура вашего взаимодействия с налоговой инспекцией за последние пару лет?   ,389   -,217 -,159
q54 Насколько в вашем регионе распространена практика незаконных выплат представителю заказчика или покупателя за помощь в осуществлении сделки?
  ,226 ,863 -,111  
q55 Насколько в вашем регионе распространена практика незаконных выплат представителю государства за содействие в реализации коммерческих интересов бизнеса?
  ,259 ,789 ,121  
q49 Насколько в регионе распространена практика решения проблем с государственными органами с помощью незаконных выплат чиновникам?
,201   ,734 ,219  
q33 Существуют ли в регионе отрасли экономики, доступ в которые для малого бизнеса кем-либо искусственно затруднён?
,225   ,580 ,344 -,309
q19 Доводилось ли Вам раньше использовать банковские кредиты для финансирования своего бизнеса?
,132 -,235 ,402 -,104 ,289
q29 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде, если его оппонентом будут власти города, населённого пункта
,126   ,102 ,921  
q28 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде , если его оппонентом будут власти региона
      ,917 -,131
q30 Шансы предпринимателя отстоять законные интересы своего бизнеса в суде , если его оппонентом будут правоохранительные органы или контролирующие инстанции
,128     ,862  
q25 Насколько легко или сложно малому бизнесу в вашем регионе получить производственные площади?
  -,160 ,341 ,408 ,349
q24 Оцените возможности по приобретению в собственность производственных и офисных площадей для малого бизнеса?
  -,145 ,305 ,354 ,323
q31 Согласие с тем, что большинство предпринимателей в регионе не станут обращаться в суд, если их законные права будут ущемлены и предпочтут решить проблему другими способами?
,280   ,236 ,299 ,140
q52 Как часто в ходе проведения проверки проверяющий нарушает установленную законом процедуру?
  ,414 ,170   ,651
q14 Оцените текущее финансовое состояние вашего бизнеса?
,309 -,280     ,593
q50 Какая доля среднемесячной выручки фирмы, подобной вашей, тратится на разного рода незаконные выплаты?
    -,272 ,284 -,515
q43 Оценка процедур регистрации предприятия?
-,133       ,362

Первый фактор условий предпринимательства (16% дисперсии) – «Финансово-мотивационный».Он определяется общей оценкой предпринимателями условий и перспектив предпринимательства в регионе.Эта оценка во многом связана с тем, насколько активно местные власти поддерживают предпринимательство и учитывают в своей деятельности его интересы. Важным для общей оценки условий предпринимательства является и возможность выхода из бизнеса через его продажу. Показательно, что на позитивные оценки условий предпринимательства влияет и положительная оценка роли крупных компаний в регионе.

Второй фактор – (12% дисперсии) – «Безопасность бизнеса».Он складывается из угроз и рисков, которым подвергается предприниматель со стороны доминирующих в политико-экономическом поле контрагентов (чиновников, правоохранительных органов, крупных компаний), а также криминальных групп. Однако данные обстоятельства не отражаются на оценке предпринимателем состояния своего бизнеса и не препятствуют выходу из него. Как правило, при низком уровне безопасности бизнеса в регионе чаще происходят нарушения при административных проверках на предприятиях.

Третий фактор (11% дисперсии) – «Коррупционный». Этот фактор предполагает распространенность в регионе коррупции, как в административной среде, так и среди самих бизнесменов. Причем высокий уровень коррупции сочетается с преференциями отдельным компаниям и ограничением доступа на определенные рынки.

Четвертый фактор (11% дисперсии) – «Судебно-правовой» – характеризуется оценкой предпринимателем шансов противостоять доминирующим контрагентам (представителям администраций, контрольных и силовых ведомств).

И, наконец, пятый фактор – «Трансакционный» -предполагает уровень издержек предпринимателя в регионе по взаимодействию с административными контрагентами и непосредственно отражается на оценке финансового положения предприятия и его перспектив.

Данный набор факторов фактически воспроизводит заложенную при исследовании модель региональных условий предпринимательства. Показательно, что при определенной сопоставимости моделей, полученных экспертным путем и при опросе непосредственно предпринимателей, очевидны различия в акцентах. Судя по всему, для предприниматели чрезвычайно чувствительны к деятельности администраций в отношении бизнеса, которая не сводится к рутинному взаимодействию с представителями контрольных органов. Более важными для них представляются учет их коммерческих интересов при принятии административных решений, возможность доступа на отдельные рынки, обеспечение равных условий конкуренции. Существенным для предпринимательского климата является и перспектива беспрепятственного выхода из бизнеса посредством его продажи. Все эти факторы относятся скорее к мезоуровню условий предпринимательства. Если под макроусловиями понимать базовые политические, экономические, культурные факторы, которые пока еще остаются общими для всех регионов в силу их общегосударственной, национальной обусловленности, а под микроусловиями понимать повседневные обстоятельства взаимодействия с конкретными контрагентами, рутинные предпринимательские практики, которые в большинстве своем достаточно локальны для малого бизнеса и обусловлены местной муниципальной спецификой, то средний уровень управляется региональными администрациями.

Для определения более четких критериев условий предпринимательской деятельности в регионах был проделан дополнительный анализ интегральных показателей. В результате была получена еще более компактная модель из трех факторов, которая объясняет 68% дисперсии (значимость ,000 при высоком коэффициенте адекватности КМО 0,666).

Наши рекомендации