Таб. 1.1.1 Оценка предпринимательского климата
аспект предпринимательского климата | краткое описание | среднее значение индекса по всем регионам | количество регионов с индексом выше 100 |
финансовое состояние | самооценка финансового состояния бизнеса | 124,5 | |
трансакционные издержки | оценка затрат ресурсов на взаимодействие с властями, в том числе коррупционных расходов | 114,3 | |
поддержка малого предпринимательства властями | оценка отношения властей региона и местных властей к ИП | 113,2 | |
мотивация ведения бизнеса | оценка текущей ситуации в регионе с условиями МП и перспектив | 93,5 | |
уровень безопасности | оценка уровня рисков взаимодействия с властями, проверяющими инстанциями и криминальной средой | 68,7 | |
состояние конкурентной среды | наличие/отсутствие ограничений по выходу на рынки | 75,8 | |
имущественные ресурсы | оценка доступности производственных площадей | 55,3 | |
правовые условия | обеспеченность правовой (судебной) защитой | 47,6 |
Как следует из таблицы 1.1.1, первые три аспекта - финансовое состояние собственного бизнеса, допустимые затраты ресурсов на взаимодействие с властями (даже с учетом коррупционных издержек), поддержка малого бизнеса властями - предприниматели оценивают в большинстве российских регионов как более приемлемые по сравнению с остальными пятью аспектами. Что касается поддержки со стороны администраций всех уровней, нелишне учесть, что малый бизнес очень чувствителен даже к мелким акциям властей, направленных на реальную поддержку, и такие акции непременно «идут в зачет». В их числе могут рассматриваться также знаковые, резонансные судебные процессы. Таким образом, хотя бы демонстрация конструктивных намерений властями региона сама по себе может рассматриваться малым бизнесом как существенное подспорье.
Кроме того, общественное восприятие усилий властей «мультиплицируется» тем, что в ряде регионов предприниматели занимают видное место в представительных органах власти (в ЗАКСах) и располагают реальными рычагами воздействия на выбор направления региональной политики в интересах малого бизнеса. Можно предположить и другое – предыдущие годы «выживания» малого бизнеса научили вдадельцев-менеджеров делить бизнес-операции на легальные и «теневые» и теперь по теневой составляющей достигнуто равновесие с коррупцией властей а по легальной, с «официальными» доходами-расходами. Корреляция по другим аспектам (особенно разделение локального рынка на «своих и чужих» административными и бизнес-элитами, а также известная финансовая «непрозрачность», которая мешает банковскому кредитованию МП), говорит о том, что данное обстоятельство нельзя упускать из виду.
Наиболее проблемным аспектом являются правовые условия, которые ухудшили общеэкономические условия бизнеса.
Крайне низко оценивается судебно-правовая защита (этот аспект лидирует в «антирейтинге»). Отвечая на вопрос о наиболее актуальных рисках, субъекты МП акцентируют внимание не столько на криминальных угрозах, сколько на рисках экономической среды. Для МП это самый существенный риск (см. рис. 1.1.1).
Проблемным аспектом, специфическим для малого предпринимательства, является обеспеченность доступа к производственным площадям, под которыми понимаются и офисные помещения. Во многих регионах такие площади либо крайне дефицитны, что соответственно сказывается на условиях аренды, либо же их получение/приобретение сопряжено с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры.
Новым явлением оказалось смещение акцента в проблеме безопасности бизнеса: сегодня, по данным исследования, малый предприниматель в большей степени озабочен экономической конъюнктурой, проблемами конкуренции, спроса и т.п., а не поисками подходов к тому или иному чиновнику или отношениями с местной преступной группировкой.
Ситуация с конкуренцией в основном неблагополучна. Большую часть ответственности за это, судя по мнению респондентов, несут администрации, создающие на местах незаконные преференции «своим» бизнесам. Не случайно, ситуацию с преференциями «для своих» со стороны властей предприниматели оценивают намного хуже, чем ситуацию с недобросовестной конкуренцией со стороны крупного бизнеса.
Рис. 1.1.1