Три тысячи выступлений на конференциях TED

[16]

Первоначально в конференции TED принимали участие гиганты научного и литературного мира (а также некоторые политики). Неудивительно, что эта серия выступлений стала сенсацией в Интернете.

Но самое интересное началось потом, когда Крис Андерсон и его рабочая группа призвали людей во всем мире проводить собственные версии TED. Независимые конференции называются TEDx, и на них выступают докладчики, занятые в самых разных отраслях и работающие в основном на обычных должностях.

После того как на конференции TED выступили 3000 человек, стало ясно, что большие идеи и революционные концепции не являются исключительной прерогативой тех, кому за это платят.

На самом деле экспериментировать может каждый. В любой стране в большинстве отраслей есть страстные фанатики своего дела, которые могут изменить мир к лучшему. Потому что они на это способны.

Если бы у вас была возможность выступить на TED, о чем бы вы говорили? О своих открытиях, о своих знаниях, о том, чему вы можете научить? Вам надо выбрать какую-то одну тему. Даже если вы не будете придерживаться только ее, надо быть готовым к тому, что нужно остановиться на чем-то одном.

Вам дается возможность рассматривать свою работу как уникальный способ обучения и взаимодействия, который стоит того, чтобы им поделиться.

Радость ошибки

В торговом центре Pike Place Market в Сиэтле до сих пор существует первая кофейня Starbucks. Хотя выглядит она необычно. У нее другой логотип, другое внутреннее устройство.

Оказывается, первоначально в Starbucks не продавали кофе.

Там продавали кофе в зернах, рассыпные чаи и даже травы. Но выпить кофе там было нельзя – только дегустация кофе из конкретного сорта зерен (обычного, не эспрессо!).

Компания Starbucks допустила ошибку. Джерри Болдуин, один из основателей, допустил ошибку. Он считал, что главное – это кофейные зерна, а не готовый кофе. Если бы все зависело от Джерри, компания Starbucks потерпела бы неудачу. Чтобы магазины-кофейни Starbucks стали такими, какими их знаем мы, потребовались Говард Шульц, поездка в Италию и любовь к эспрессо. И в том, что произошло, большая заслуга Говарда.

Но что, если «неправильный» магазин Starbucks никогда не был бы построен? Что, если бы Джерри и его партнеры сказали: «Ну, мы не уверены, что идея с кофейными зернами сработает, поэтому давайте ничего не будем делать»? Без Джерри Болдуина и его ошибочной идеи о магазине, где продавался бы кофе в зернах, у нас не было бы фраппучино[17]. Одно привело к другому обычным путем, который никогда не бывает прямым.

Первоначальный проект космического корабля Enterprise[18]был создан Мэттом Джефферисом. Он походил на гибрид летающей тарелки и консервного ножа. Совершенно неправильно.

Но Мэтт обладал способностью доводить все до конца. Он взял ошибочную начальную идею, а потом совершенствовал и обновлял ее до тех пор, пока Enterprise не стал таким, каким мы его знаем и любим. Самое трудное, как мне кажется, было создать первую, неудачную, версию.

Эксперимент не означает постоянную правоту. Он подразумевает действие.

Мир сложнее, чем кажется

Решая головоломку «найди слово», Google отыскивает вам правильный ответ среди 12 млрд страниц.

Блогер формулирует точный план действий в трех абзацах.

Книга сообщает вам о 13 шагах к успеху.

Внутренняя инструкция компании содержит ответ на ваш вопрос, и прояснить его могут всего лишь несколько ее вице-президентов.

Этого достаточно, чтобы убедить вас в том, что ответы существуют и все, что требуется от вас, – соглашаться.

В пользу принятия готовых ответов действуют две силы. Первая – это индустриальная эпоха, которая принуждает нас немедленно делать выводы, потому что на нерешительность просто нет времени, когда вас ждут машины, рынки и люди в очереди.

Вторая сила – это эпоха цифровых технологий, потому что компьютерам нравятся совпадения, алгоритмы и двоичная система. Они не любят неопределенности.

Инициатива и начинание никак не связаны ни с тем, ни с другим. Они связаны с «давайте посмотрим» и «попробуем».

Если четкого ответа нет, возможно, вам стоит попробовать что-то еще. В сложном мире новый путь часто оказывается верным.

Зубрежка

Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путем понимания. Они учатся каким-то другим способом – путем механического запоминания или как-то иначе… Их знания так нестойки!

Ричард Фейнман

«Возможно, ничего не получится»

Можно ли произносить эти четыре слова?

Настолько ли ваша работа серьезна, лишена недостатков и неотложна, чтобы все, чем вы занимаетесь изо дня в день, должно быть безупречным?

Изменения – очень сильная вещь, но им всегда сопутствует неудача. «Возможно, ничего не получится» – с этим не надо мириться, к этому надо стремиться.

Попытка

Одно из самых ранних моих воспоминаний – поход с бабушкой в цирк «Ринглинг Бразерс». Мы сидели в темном зале Мэдисон-сквер-гарден, когда внезапно зажегся свет и ведущий провозгласил (не объявил, а именно провозгласил): «Дамы и господа, сейчас акробаты на трапеции предпримут попытку тройного сальто…»

И то, как он сказал «попытку », натолкнуло нас на мысль, что у них может не получиться. Они попытаются . А не исполнят трюк. Не покажут номер. Мы пришли не для того, чтобы акробаты показывали нам что-то хорошо отработанное. Нет, нам хотелось увидеть что-то новое, рискованное, интересное.

Только в системах, где качество воспринимается как данность, попытки имеют значение. Я не уверен, что магистр Йода[19]был прав, когда сказал: «Можно сделать или не сделать, попытаться нельзя». Попытаться можно. Попытка – это действие, противоположное уклонению.

Снимите крышку

Красной нитью через все мои рассуждения об экспериментировании проходит следующая идея: у вас уже есть все хорошие идеи, у вас уже есть что сказать, вы уже ведете оживленный внутренний диалог о том, что способны сделать и как это могло бы улучшить ситуацию.

Если этого нет, если у вас внутри ничего не происходит, я думаю, вы не дочитали бы книгу до этого места.

Для всех остальных, для большинства, существует двигатель, работающий на слове «улучшение». У нас в голове сидит демон – голос, который часто начинает с фразы «а что, если…», а затем уходит, возмущенный нашей неспособностью действительно что-то пробовать и экспериментировать.

Причины бездействия понятны, очевидны и глупы. Возможность заключается в принятии нового порядка, который позволит вам, почти ничем не рискуя и потратив минимум средств, узнать о том, насколько вы умны, продуктивны и наделены интуицией.

Наши рекомендации