Это манифест о том, как начать
Инициатор
Энни Доунс работает в Нэшвилле, в благотворительной организации Mocha Club, которая, сотрудничая с гастролирующими музыкантами, занимается сбором пожертвований для стран развивающегося мира.
В прошлом году Энни позвонила своему боссу и сказала нечто такое, чего никогда не говорила раньше: «У меня есть идея, и завтра я начну над ней работать. Она не займет много времени и не потребует много денег, и я думаю, у меня получится».
Произнеся эти две фразы, Энни изменила свою жизнь. А также свою организацию и людей, для которых она работает.
Вероятно, вы хотите узнать, что это была за идея? Вам даже, может быть, любопытно, как Энни удалось ее провернуть?
Это неправильный вопрос.
Изменение было в настрое. Изменение заключалось в том, что впервые за все время работы Энни не ждала инструкций, не выполняла дела из составленного кем-то списка или текущие задачи. Она не ждала, когда кто-то предложит ей проявить инициативу, а просто взяла ее в свои руки.
В тот день Энни пересекла Рубикон. Она стала человеком, который начал нечто важное, кем-то, кто проявил инициативу, кем-то, кто готов к неудачам на своем пути, если только это поможет ему измениться к лучшему.
Ваш ход
Представьте себе мир, в котором нет посредников, нет издателей, нет боссов, нет кадровиков, нет домашних и никто не говорит вам, что вы не можете что-то сделать.
Что бы вы делали, если бы жили в таком мире?
Так идите. И делайте это!
* * *
В Китае есть завод, который может изготовить те же самые устройства, что и ваша компания, но в десять раз дешевле.
В ресторане через дорогу бойко крадут ваше меню и винную карту, но просят на 20 % меньше за те же блюда и напитки, чем вы.
С рынка исчез последний турагент. Издатели журналов уступили весь свой потенциал роста блогерам. «Википедии» не пришлось трудиться, чтобы отнять бразды правления у «Британской энциклопедии»; участники проекта появились сами и сделали всю работу. Сотрудникам «Британской энциклопедии» оставалось только сидеть и наблюдать за происходящим.
Роль посредников, лидеров мнений и инвесторов сейчас стала важна меньше, чем когда-либо. В прошлом году в Сан-Франциско и Нью-Йорке запущены 67 интернет-стартапов за деньги, на которые в Кремниевой долине можно было финансировать лишь треть проектов от этого числа.
Но если деньги, возможности доступа и организационная мощь не являются основой экономики, то что же ею движет?
Инициатива.
Это манифест о том, как начать
Начать проект, привлечь к нему внимание, принять на себя риск.
Не просто «я начну об этом думать», или «мы встретимся по этому поводу», или даже «я подал заявку на патент»…
Нет, начать по-настоящему.
Перейти черту, за которой нет пути назад.
Стартовать.
Решиться.
Совершить.
Седьмой императив
• Первый императив: знать рынок, знать возможности, знать себя.
• Второй императив: быть образованным, чтобы понимать, что происходит вокруг.
• Третий императив: иметь связи, чтобы ваши начинания вызывали доверие.
• Четвертый императив: быть последовательным, чтобы система знала, чего ожидать.
• Пятый императив: создать активы, чтобы вам было что продать.
• Шестой императив: быть продуктивным, чтобы вас хорошо оценивали.
Но вы можете выполнить все из этого списка и все равно потерпеть крах. Недостаточно просто работы. Недостаточно просто производства. Недостаточно просто продаж. Раньше было достаточно, но не теперь.
Мир меняется слишком быстро. Если в вас нет духа инициативы, вам ничего не остается, как просто реагировать на происходящее. Без способности побуждать к действию и экспериментировать вы обречены плыть по течению, пока вас не подтолкнут в нужном направлении.
Я могу найти тысячи книг и миллион упоминаний о первых шести императивах. Они вбивались в вас бесчисленное количество раз в школе, в аспирантуре и на работе. Многие руководители охотно напомнят вам о них. Но когда приходит время седьмого императива, кажется, что вы предоставлены сами себе.
Седьмой императив пугает, и поэтому его легко пропустить или игнорировать. Седьмой императив означает, что надо иметь достаточно мужества, твердости и страсти, чтобы самому встать у штурвала.
Умение начать
Разница между сильным и слабым человеком так же проста, как и разница между эффективными, растущими организациями и теми, которые стагнируют и умирают.
Победители превратили инициативу в страсть и практику жизни. Проверьте это, составьте список людей и организаций, которыми вы восхищаетесь. Я предвижу, что их всех отличает седьмой императив.
Выходит, что задача состоит не в том, чтобы совершенствовать вашу способность понять, когда нужно начать, а когда стоит подождать. Задача заключается в том, чтобы умение начинать вошло в привычку.
Коробка с зуммером
Когда родился мой племянник, мой дядя (который получил докторскую степень в MIT), сделал для него коробку с зуммером. Это было тяжелое металлическое устройство с толстым черным проводом, подключенным к розетке в стене. Коробка выглядела скорее как предмет, необходимый на атомной электростанции, чем как игрушка для мальчика, но это не помешало дяде подкинуть ее в детскую кроватку.
В коробку было вмонтировано два переключателя, немного лампочек и еще несколько рычагов управления. Переключи выключатель – и загорится лампочка. Переключи два – и зазвенит зуммер. Конечно, ужасная штука, если только вы не ребенок.
Малыш видит коробку с зуммером и начинает тыкать в него пальчиком. Если я нажму на это, произойдет что-то другое!
Математики называют это функцией. Задай одну переменную – получишь результат. Вызов и ответ.
Жизнь – это коробка с зуммером. Экспериментируйте!
Элементы производства
Вот что необходимо для того, чтобы что-то произвести:
идея;
люди, которые будут над ней работать;
место, где будет находиться организация;
сырье;
дистрибуция;
деньги;
маркетинг.
Это исходные элементы, которые экономисты давно изучили. Пойдите в любую бизнес-школу, и вы можете прослушать курсы по любому из этих элементов. Пойдите на Уолл-стрит, и вы обнаружите целую отрасль, посвященную лишь одному из них.
Но все эти занятия будут бесполезны, если отсутствует наименее осознаваемый (но наиболее существенный) элемент. Если никто не скажет «вперед!», проект зачахнет. Если никто не настаивает, не толкает, не создает, не умасливает, не запускает, то нет ничего, все бесполезно.
Мой тезис: все остальные элементы теперь дешевле и их легче достать, чем когда-либо. Именно поэтому критическое значение придается движущей силе.
Мы построили самый большой экономический механизм в истории. Все инструменты доступны, и сейчас они дешевле, чем когда-либо. Рынок ждет, капитал ждет, заводы ждут, и да, магазины тоже ждут.
Они ждут кого-нибудь, кто скажет: «Вперед!»
Ходьба по кругу
Доктор Ян Соуман из Института биологической кибернетики имени Макса Планка изучал, что происходит с нами, когда у нас нет карт, нет компаса и нет возможности отметить ориентиры. Это не метафора – он действительно изучал, что происходит с людьми, потерявшимися в лесу или бродящими в Сахаре, где не видно Полярной звезды или Солнца, чтобы по ним можно было определить, куда двигаться.
Оказывается, в этом случае мы ходим кругами. Даже стараясь изо всех сил идти прямо, чтобы выбраться из леса или пустыни, мы оказываемся в том же самом месте, с которого начали. Наших инстинктов недостаточно. Как говорит доктор Соуман, «не доверяйте вашим чувствам, поскольку вы можете думать, что идете по прямой, а на самом деле это не так».
Человек так устроен, что испытывает потребность в карте. Если вы достаточно смелы, чтобы ее нарисовать, люди последуют за вами.
Кто говорит «да»?
«Чем вы здесь занимаетесь?»
Этот вопрос я часто задаю людям в организациях. Интересно слушать, как они описывают свои функции, свою работу, свои задачи. Некоторые преуменьшают собственную роль («Я сортирую отчеты по четвергам»), а другие, наоборот, ее возвеличивают («Я отвечаю за корпоративную культуру»).
Почти никто не говорит: «Я запускаю проекты».
Это поразительно, если подумать. Если никто не запускает проекты, откуда может появиться инновация? Нет, не просто идея – идей полно, а именно начало чего-то нового. Если единственное, чего нам не хватает, – искра жизни, движущая сила, как можно этого не замечать?
Где вице-президент по запуску проектов? Сколько раз надо преодолеть «нет», прежде чем получить «да»? Очевидно, в организации всегда есть ответственный за производство, сбыт или финансы. Но кто отвечает за «да»?
Экспериментируйте!
Как программисты учатся мастерству? Есть ли пошаговая инструкция, которая гарантирует, что вы овладеете своей работой в совершенстве?
Все отличные программисты учились одинаково. Они экспериментировали. Писали какую-то программу для компьютера и смотрели, что получится. Потом меняли ее и смотрели, что он будет делать в ответ. Программисты повторяли процесс раз за разом до тех пор, пока не понимали, как устроен этот «черный ящик».
В качестве такого объекта может выступать компьютер, или рынок, или покупатель, или ваш босс. Это головоломка, которую можно разгадать только одним способом – путем эксперимента.
Что произойдет, если вы сделаете это ? Что произойдет, если вы сделаете то ? «Коробка с зуммером» понемногу открывает свои секреты, и, по мере того как вы экспериментируете все больше и больше, вы не только становитесь умнее, но и начинаете получать от своих знаний все большую выгоду. Она не обязательно означает долю в акциях или даже контроль. Выгода основана на понимании и вашей власти что-нибудь совершить.
Даг Рашкофф и Марк Фрауэнфельдер писали о новой тенденции: мы готовы уступить контроль над нашей жизнью организациям и объектам. Как только мы добровольно и слепо принимаем то, что нам дают, мы теряем власть. Лишь воздействуя, тестируя, изменяя и понимая, мы можем по-настоящему владеть чем-либо и по-настоящему оказывать на что-то влияние.
Никто не добьется авторитета, контроля и уверенности в своей работе до тех пор, пока не поймет, каким образом инициировать изменения и предсказывать, как на них прореагирует «коробка с зуммером».
С чего можно начать?
Крупнейших предпринимателей расхваливают каждый день. Мы слышим их имена – это люди (слишком часто – мужчины), которые начали новый бизнес, основали компанию, сделали революцию. За них можно только порадоваться. Но чтобы стать инициатором, вам не обязательно быть Говардом Шульцем[1].
Люди пришли к ложному заключению, что, если они не готовы начать самостоятельное и рискованное предприятие, которое изменит мир, им лучше вообще ничего не начинать. Почему-то мы заставили себя поверить в заблуждение, что уважающий себя проект обязан иметь название, здание и тикерный символ.
На самом деле люди внутри организаций имеют прекрасные возможности, чтобы что-то начать. На это способен каждый третий человек в команде из четырех работников службы сервиса для клиентов. На это способен секретарь на ресепшн. На это способен помощник мастера.
Искру, о которой я говорю, почти так же просто описать, как и легко пропустить.
Вы увидели женщину, которой трудно удержать поднос в кафетерии при больнице? Вы можете встать, подойти к ней и помочь. Это не ваша работа, вы даже можете не получить за это никакой благодарности, но все равно вы в состоянии это сделать.
Существует более подходящий способ ответить на телефонный звонок от рассерженного клиента? Вы можете опробовать этот способ, а затем научить ему остальных.
Дверная петля скрипит и раздражает всех, кто находится в комнате? Вы можете принести немного смазки и избавить людей от этого скрипа.
Но если это настолько очевидно, то почему никто этого не делает?
Когда можно начать?
Прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. И в короткий тоже.
Виды капитала
Что можете инвестировать вы? Что может инвестировать ваша компания?
• Финансовый капитал – деньги в банке, которые можно пустить в работу над проектом или инвестицией.
• Капитал связей – люди, которых вы знаете, связи, которые вы можете приобрести, ретейлеры и системы, к которым вы можете подключиться.
• Интеллектуальный капитал – мозги. Системы программного обеспечения. Доступ к людям, обладающим способностью проникать в суть вещей.
• Физический капитал – завод и оборудование, инструменты и транспорт.
• Капитал уважения – ваша репутация.
• «Инициативный» капитал – желание двигаться вперед. Способность и сила воли, чтобы сказать «да».
Подумайте о том, как репутация, связи и доступ к капиталу совращают нас. Большинство сценаристов предпочло бы, чтобы их фильм продюсировала крупная киностудия, а не независимый директор. В корпорации General Motors пачка резюме от автомобильных дизайнеров гораздо толще, чем в Aptera[2]. Рынок реагирует на власть, которая приходит с капиталом.
Мой любимый вид капитала, конечно, последний в этом списке. Оказывается, это самый важный капитал в нашей новой экономике.
Двойное удвоение
В небольшой деревне вроде той, в которой раньше жили наши предки, инновация позволяет долгое время выигрывать в конкурентной борьбе. Рынок насыщен слабо, остальные организации парализованы страхом, и вы можете благополучно использовать свое преимущество месяцами или даже годами. Бизнесу достаточно удвоить скорость своего развития, или удвоить долю рынка, или удвоить инновации, чтобы процветать целое поколение.
В «мире Google» количество прямых и потенциальных конкурентов не поддается подсчету – по сути, оно бесконечно. В мире, где новости распространяются мгновенно и последними достижениями современной науки могут пользоваться все, период полураспада идеи или инновации короток и становится еще меньше.
Удвоения недостаточно. Внедрить инновацию и затем пожинать ее плоды – это не может быть долговременной стратегией. Единственный способ, пригодный для обороны от конкурентов, – удвоить, а затем удвоить еще раз. Создавать инновации на пути к новым инновациям, начинать еще раз на пути к новым начинаниям.
Но нам не нужна быстрота, которую демонстрирует Люсиль Болл, запихивающая шоколадные трюфели в коробочки, или себе в рот, или в карман так быстро, как только можно, чтобы справиться с потоком конфет на линии конвейера[3]. Нет, нужна быстрота, появляющаяся от ускорения циклов, требуются повышенное внимание к переменам, одержимость изменением статус-кво, для того чтобы всего лишь увидеть, что произойдет.
Мы оказываемся без цели, если недостаточно заботимся о том, что делаем, или пытаемся скрыть и ограничить наш вклад. Я агитирую за полную противоположность бесцельности, если это можно так сформулировать.
Дорога неудач
«Это закончится слезами», – предупреждала моя мама, когда обнаруживала между мной и моими сестрами ситуацию, которая была явно связана с плохим поведением.
Именно так некоторые думают про карьеру, построенную на проявлении инициативы.
Большинство вещей рано или поздно ломаются. Большинство идей проваливаются. Большинство инициатив оканчиваются неудачей. И если вы один из тех, кто за ними стоит, если вы тот, кто все время начинает какое-либо дело, которое заканчивается неудачей, то, кажется, вы обречены.
Как ни крути, наше общество любит пляски на костях неудачников. (В отличие от победных танцев. Они выглядят как бахвальство. А вот злорадство во время пляски на костях – самое то.) Посмотрите футбольный матч, или послушайте анализ политической кампании, или прочитайте список провалившихся бизнес-проектов в журнале – очень легко показывать пальцем, найти виноватого, радостно критиковать то, что пошло не так.
Я должен продать вам идею, почему избегать поражений контрпродуктивно.
Во-первых, давайте составим список из людей, которые сделали свою карьеру, начиная что-то (и поэтому часто терпя поражение): Харлан Эллисон, Стив Кэрелл, Опра Уинфри, Ричард Райт, Марк Кьюбан, Мехмет Оз, Джордж Оруэлл, Майкл Блумберг, Нан Талез, Глория Стайнем и т. д. На самом деле, чтобы составить этот список, мне совсем не надо было проводить никаких исследований. Я просто написал имена известных, уважаемых и успешных людей.
У Опры были провальные шоу, неудачные проекты, несбывшиеся прогнозы. Она начинает что-то новое каждый день, иногда несколько раз в день, и у нее есть длинный, длинный список дел, которые не получились. Однако, поскольку рынок (и наше общество) весьма уважает работу, которую сделала и в которой преуспела Опра, за этим списком никто не следит. Мехмет Оз терял пациентов, Марк Кубан поддерживал провалившиеся бизнесы. Чем больше вы делаете, тем больше у вас и поражений.
Во-вторых, давайте подумаем, о каком именно типе неудач идет речь. Мы говорим не о проявлении неуважения, не о срезании углов, которое не следовало предпринимать, не о халтурной работе кого-то, кому все равно. Нет, мы говорим о неудачах людей с хорошими намерениями, людей, которые ищут клиентов, хотят доставлять им радость и изменить мир к лучшему.
Я не предполагаю, что вы сделаете ошибку, работая на атомной станции, или будете лихорадочно перепрыгивать от одного задания к другому вместо подготовки к предстоящему тесту SAT[5]. Усердная работа необходима в любом случае. Разновидность инициативы, о которой я говорю, сопряжена со сложностями, поскольку она важна, пугающа и нова.
Если вы встанете на путь инициативы и пойдете по нему, в то время как остальные будут беспокоиться о «качестве» и «предсказуемости», рано или поздно вы достигнете цели. Толпа не перестанет беспокоиться, поскольку она любит это делать. Не обращайте на нее внимания, потому что вы будете создавать изменения и использовать новый рычаг воздействия, чтобы делать все больше и больше работы, которая очень важна.
Эпидемия
Вокруг так много людей, которые впадают в ступор, столкнувшись с неопределенностью, и которых парализует сама мысль о том, чтобы представить на всеобщее обозрение свои достижения, что можно подумать, что этот страх врожденный.
Так и есть.
Ученые могут точно указать, где расположен ваш «ящеричный мозг». Это участок мозга доисторического человека, такой же, как у ящерицы или у оленя. Наполненный страхом, сосредоточенный на воспроизводстве.
Стивен Прессфилд называет ящеричный мозг «сопротивлением»[6]. Это оно вам что-то говорит, когда вы читаете эти строки, это оно вынуждает вас идти на компромисс, не создавать проблем, избегать резких движений. Многих из нас «сопротивление» постоянно забалтывает, часто саботируя благоприятнейшие возможности и разрушая наши лучшие шансы сделать хорошую работу. Если вы присвоите своему внутреннему сопротивлению какое-то имя, это поможет вам подружиться с ним, а подружившись – игнорировать его.
Naps.google.com
Что отличает последние пять лет работы Google от практически любого другого успешного нового предприятия? Сравните его с eBay, Yahoo! Netscape или About.com.
Все просто: после того как первоначальные коммерческие инновации оказались успешными, Google полностью игнорировал Уолл-стрит. Вместо того чтобы заниматься исключительно максимизацией прибыли от одного изобретения, портал продолжает инвестировать (некоторые люди считают, что эти инвестиции чрезмерны: они неправы) в новые инструменты, новые проекты, новые способы взаимосвязи и взаимодействия людей.
Большинство инициатив заканчиваются неудачей. И это нормально. По крайней мере ни одну из них Google «не проспал»[7].
Ваше эго и ваш проект
В какой-то момент слово «эго» приобрело отрицательную окраску. Это не соответствует действительности.
Когда проект осуществляется от нашего имени, наше эго заставляет нас поднимать планку и работать еще лучше. Эго вынуждает нас искать одобрения, изменять окружающий мир, раздвигать границы возможного. Если бы эго не было ключевым двигателем, плодотворная творческая работа была бы анонимной, а это не так.
Это нормально. Пусть ваше эго заставит вас быть инициатором.
Только скажите ему, что лучший способ сдвинуть дело с мертвой точки – позволить другим поставить его себе в заслугу. Реальный выигрыш для вас (и для вашего эго) – увидеть, что дело пошло, а не добиться признания.
Переосмысление качества
Раньше качество определялось как «удовлетворительное». Ваши товары или услуги должны были удовлетворять определенным критериям, чтобы их приняли к рассмотрению.
А потом в качестве произошла революция и рынок стал характеризовать качество как «отсутствие недостатков».
Практически все, что предлагается на рынке, – от автомобилей до планшетов iPad или страховых полисов – действует в точности как заявлено. Вы поворачиваете ключ или открываете коробку – и все работает. Каждый раз.
Вещи так часто хорошо работают, что севшая батарейка, отказ автомобиля или опечатка в книге вызывают шок.
Большинство ваших конкурентов тоже работают без дефектов, и это означает, что качество уже не имеет первостепенной важности. Мы его требуем, но нам не надо его искать. Если качественно работаете и вы и конкурент и вы оба предлагаете только это, значит, вы предлагаете массовый продукт, и я, пожалуй, выберу что подешевле.
У нас практически нет другого выбора, кроме как выйти за рамки качества и стремиться к чему-то выдающемуся, включенному в общие связи и в то же время новому.
А все выдающееся, как вы уже поняли, требует инициативы.
Куда делось любопытство?
Если вы зайдете на сайт Penguin Magic, то увидите множество видеозаписей потрясающих фокусов – там и чтение мыслей, и сгибание металла, и завязывание шнурков. В этих видеоклипах фокусники выступают на улицах для прохожих. Хороший номер вызывает восторженные возгласы. Зрители не могут поверить в увиденное. Это чудо! Какая-то чертовщина! А затем начинается любопытство.
«Как вы это сделали?»
Время от времени я тоже показываю фокусы или какие-то технические приемы, но меня не спрашивают, как у меня это получается. Люди настолько погружены в работу, что не хотят знать, как что-то происходит; они готовы принять на веру, что, возможно, законы природы действуют не так, как они ожидали, но какое им до этого дело?
Инициатива схожа с творчеством, поскольку и для того, и для другого необходимо любопытство. Не поиск «правильного» ответа, а именно неутолимое желание понять, как что-то делается и как можно это улучшить.
Разница в том, что творческий человек удовлетворится тем, что узнал, как это делается. А инициатор не успокоится, пока не научится делать что-то сам.
Выбери меня! Выбери меня!
Беспрестанная промывка мозгов в условиях ослабевающей индустриальной экономики создала недоразумение, которое многим обходится очень дорого. Творческие личности или люди, имеющие свое мнение, считают, что они должны ждать, пока их выберут.
Например, писатели ждут, пока к ним обратится агент, а затем издатель. Потом волнуются о том, чтобы их выбрали книжные магазины и они смогли добраться до читателей, которые наконец прочитают написанные ими книги. А если уж вас выбрали для участия в шоу Опры Уинфри, то все получится само собой.
Предприниматели часто ждут, пока их выберет венчурный капиталист или инвестор. Им нужно, чтобы их выбрали, чтобы они получили подтверждение нужности своего дела и начали реальную работу по организации бизнеса.
Сотрудники ждут, пока им предложат повышение или пост председателя или же докладчика на собрании.
Лозунг «Выбери меня, выбери меня!» служит признанием мощи системы и передает ответственность и инициативу кому-то другому. Даже не так: фраза «Выбери меня, выбери меня!» перекладывает вину с вас на кого-то еще.
Если вас не выбрали – виноваты они, а не вы.
Если вас выбрали – ну что ж, это они сказали, что вы на что-то годитесь, правда? Значит, вы уже не отвечаете за свои ошибки.
Восстаньте против тирании чужого выбора. Выбирайте сами.
Устроитель и организатор
Моя знакомая Джессика хочет быть организатором конференций. Если вы ее наймете, она продумает мельчайшую деталь вашего мероприятия. Дайте ей список участников, определите место проведения и программу конференции – и все пройдет без сучка без задоринки.
Недостаток этого плана в том, что он оставляет выбор за устроителем мероприятия. Если Джессику выбирают часто, ей повезло. Если ей удастся договориться о справедливой оплате, ей повезло. Но она должна идти на поклон к устроителю и упрашивать его.
А вот в руках устроителя все козыри. Он инициирует конференцию. И хотя у него и у организатора очень сходные профессиональные навыки, именно устроитель нанимает организатора. Он делает выбор, а не ждет, пока его выберут.
Тогда… почему же не стать устроителем, инициатором, главным ответственным лицом?
За годы работы Джерри Вайнтрауб[8]заработал более $100 млн на рекламе своих фильмов, не поддаваясь искушению расслабиться и просто реагировать на предложения об их продвижении. Он инициировал свои проекты, а не передавал их в чужие руки.
Сезонный билет
Лыжные курорты с удовольствием продадут вам годовой билет на катание за цену, примерно равную стоимости билетов на подъемник за семь дней. Люди, которые использовали эту возможность и купили билет, поняли, что проще (и дешевле) принять решение однажды, чем принимать его снова и снова весь сезон.
Начинание – тоже нечто в этом роде. Вместо того чтобы проявлять инициативу от случая к случаю, каждый раз волноваться, получать разрешение и убеждать, почему бы не приобрести «сезонный билет»? Почему бы не убедить начальника или коллег, что вы – инициатор? Это ваша работа. Вы – начинатель. Спросите один раз, делайте постоянно.
Бесплатных обедов не бывает
Конечно, жизнь инициатора осложняется тем, что он может ошибаться. Вы сделаете неправильный выбор, потеряете время, вас будут обвинять.
Вот почему инициативность так ценна.
Большинство людей стараются избегать сложных задач. Они слишком затюканы, слишком напуганы; они сдерживаются, они будут рады, если удар придется на кого-то другого.
Инициатива – редкое явление.
И поэтому ценное.
Рытье траншей – явление обыденное. Найти рабочих для ручного труда за минимальную плату легко, и именно поэтому она минимальна.
А найти умных людей, готовых начать полезные проекты, невероятно трудно. Потому что иногда начатое не приносит результатов. И тот факт, что предложенное вами срабатывает далеко не всегда, должен придавать вам уверенности, потому что это означает, что вы делаете нечто такое, что пугает других.
Вылезай, трусишка
Один из способов начать рабочий день – настроить членов своей команды. Пройдите по кругу и дайте сотрудникам возможность сообщить новости и поделиться идеями. Это полезное упражнение, оно помогает людям высказаться и дает импульс для движения вперед.
Еще один способ – вероятно, более эффективный – попросить каждого сотрудника рассказать о том, чего он боится. Есть два вида страха. Страх, что не получится, и страх, что получится.
Вы что, трусишка?
Да, мы все трусишки. Мы боимся. «Ящерица» вцепилась в нас основательно.
Так что скажите: вы боитесь того, что может уничтожить, разубедить, подкосить вас? Или вы боитесь того, что может сработать, все изменить и выявить совершенно новые поводы для страха?
«Ящерица» не понимает пользу экспериментирования
Формула проста: когда затраты на экспериментирование (ЗНЭ) меньше, чем затраты на бездействие (ø), вы должны экспериментировать! [ЗНЭ<ø —> экспериментирование. ]
Если вы владеете гигантским сталелитейным предприятием стоимостью в миллиарды долларов, думаю, будет неразумно закрывать его на месяц, чтобы попробовать новую, непроверенную технологию.
Однако, когда вы пишете сценарий, затраты на использование какого-то новаторского приема гораздо менее ощутимы, чем издержки, связанные со скучным следованием стандартам. Хотя такая практика иногда чудесным образом приводит к продаже произведенного продукта, как правило, она почти всегда заканчивается неудачей. Цена ошибки меньше, чем цена бездействия.
Это утверждение применимо практически ко всем инновациям в сфере продаж, маркетинга, набора персонала, программного обеспечения или управления. То же самое справедливо и в отношении любого вашего взаимодействия с поставщиком, клиентом или коллегой. И это то, чем должны руководствоваться многие из нас большую часть времени, за исключением короткого периода, когда мы управляем сталелитейным заводом.
Экономика, развитие которой связано с появлением все новых идей, требует от нас проявления инициативы. Тем не менее мы сопротивляемся, поскольку наш «ящеричный мозг», живущий в вечном страхе, постоянно преувеличивает затраты на ошибку.
«Отполируйте» это!
Каждые несколько минут у него звонит мобильный телефон.
По-видимому, мой друг настроил его так, чтобы он подавал сигнал всякий раз, когда кто-то из пользователей Twitter присылает сообщение. Подобная настройка дает возможность его прочитать и дать ответ, что, вероятно, делает моего друга чрезвычайно полезным человеком. Он надеется, что «полировка» отношений послужит чем-то вроде инструмента для создания деловых связей, поможет ему лучше интегрироваться в жизнь и, возможно, в бизнес пользователей Twitter.
Ох уж эта «полировка»!
Встаньте на оживленном городском перекрестке, и вы увидите, как это происходит. Десятки вроде бы занятых людей «отполировывают» свои взаимоотношения, глядя по сторонам.
Проблема в асимптотичности[9]процесса. Если «полировать» в два раза дольше – результат не станет в два раза лучше. Если «полировать» в десять раз дольше – результат определенно не станет в десять раз лучше. Полируете вы мебель или идею, преимущества быстро иссякают. «Полировка» ничего не дает.
Интересно, что бы произошло, если вместо того, чтобы спешно открывать Twitter, мой друг использовал бы сигнал мобильника, чтобы сделать что-то оригинальное, провокационное, важное? Что, если бы сигнал напоминал ему не о том, чтобы «отполировывать», а о том, чтобы создавать?
Императив Земмельвайса
Успешное экспериментирование тоже требует тактичности, поскольку ваши действия должны что-то реально изменить, а не вызвать у людей отторжение, злость или страх.
В середине XIX в. Игнац Земмельвайс был в Венгрии практикующим врачом. Он предположил, что несоблюдение правил гигиены, в особенности тот факт, что врачи-акушеры недостаточно часто моют руки, часто становится причиной послеродовой горячки и смертности среди рожениц. Несмотря на то что распространению этой идеи врач посвятил всю свою жизнь, он умер неудачником, непопулярным и ничего не добившимся человеком.
В книге, опубликованной в 1861 г., Земмельвайс писал: «В большинстве аудиторий на медицинских факультетах продолжают звучать лекции об эпидемии родильной горячки и об опровержении моих теорий… В 1854 г. в Вене, где зародилась моя гипотеза, от родильной горячки умерло 400 женщин».
Почему? Если результаты предлагаемого Земмельвайсом такого простого вмешательства были настолько впечатляющими, почему же врачи и медицинское сообщество так упорно отказывались от его идей?
По двум причинам. Во-первых, он никогда не прикладывал усилий к тому, чтобы разъяснить свою гипотезу с помощью науки. А без ответа на вопрос «почему?» и без соответствующих разъяснений его идеям трудно было приобрести импульс для последующего распространения.
Во-вторых, как сообщал Атул Гаванде в своей книге «Лучше» (Better ), Земмельвайс был болваном. Увлеченный своими идеями, он ни разу не подумал о том, чтобы кого-то убедить в своей правоте, или даже о том, чтобы быть терпеливым. Одному врачу Земмельвайс написал: «Вы, герр профессор, сами принимали участие в этой кровавой резне», а другому: «…Объявляю перед Богом и перед миром, что вы – убийца».
Экспериментируйте, но по-умному. Однажды сформулировав свою точку зрения, Земмельвайс по каким-то причинам не стал ее пропагандировать, прекратил работать над тем, чтобы изменить мир. Вместо того чтобы настаивать на том, что дает результаты, он отстранился и не сделал того, что мог бы сделать.
Развитие бизнеса
Во многих компаниях есть отделы по развитию бизнеса. Его сотрудники не занимаются ни маркетингом, не продажами – они ответственны за новые сделки, партнерства и революционные идеи. Именно сотрудники отдела по развитию бизнеса придумывают новую игрушку для детских наборов в компании McDonald’s или новый способ расставить на полках товары в кофейне Starbucks.
Отдел по развитию бизнеса не имеет определенной программы действий, и у его сотрудников нет отработанного пути принятия решений о том, что делать дальше. Он отвечает за инновации. Такие отделы нужны большинству организаций, но реально они существуют лишь в немногих из них. Зачастую компании, имеющие отделы по развитию бизнеса, используют их с потрясающей неэффективностью, потому что ни у одного из сотрудников нет настроя на инициирование. Все боятся слишком серьезных экспериментов, опасаются выйти за привычные рамки и создать что-то новое.
Что дальше?
Насколько часто наши герои пребывают в полном покое? Сложно представить себе, чтобы Спок и капитан Кирк[11]приземлились на планету и просто расслабились на месяц-другой.
Безделье не имеет ничего общего с тем, чтобы «смело идти туда, куда не ступала нога человека»[12].
От других существ нас отличает то, что мы ходим в незнакомые места, туда, куда раньше не ступала нога человека. Мы делаем это часто и по собственной воле. Единственное, что делает нашу работу и нашу жизнь интересными, это открытия, способность удивляться и риск первопроходцев (вставить сценку с испанскими инквизиторами из сериала «Монти Пайтон»[13]).
Поточное производство лишило нас тяги к приключениям. Экономический императив прошлого века состоял в уклонении от рисков, от перемен, а больше всего – от открытий и от всего нового. Эффективно работающая компания боится перемен, потому что они означают переоборудование производства, риск, сбой производительности. Конечно, при необходимости мы уживаемся с переменами и приветствуем предсказуемые постепенные преобразования, направленные на повышение производительности, но когда речь заходит о слове «смело» – увольте.
Уклонение от риска работало тогда, но не теперь.
И вопрос «что дальше?» в действительности является движущей силой отдельных личностей и организаций. Всегда вперед, все быстрее и быстрее.
Если видишь что-то необычное – скажи!
[14]
Неужели нам действительно нужен этот лозунг и сопутствующие ему плакаты?
Давайте потратим минутку на их анализ.
Если вы что-то увидели (а именно: опасное устройство, бомбу, например, или зомби с ножом, или чемодан, из которого вылетают искры, или куски асбеста, свисающие с потолка в детском саду), скажите что-нибудь (а именно: возьмите телефон, наберите телефон службы спасения 911, укажите на это солдату в форме).
Неужели кто-то будет колебаться, стоит ли сооб<