Местоположение и инфраструктура БИ как фактор его
Привлекательности для МП-арендаторов.
Известно, что местоположение и особенности инфраструктуры организации, предприятия являются одним факторов ее эффективной деятельности. Это положение касается в равной степени и БИ.
Субъективная значимость для предпринимателей тех или иных характеристик БИ, относящихся к переменной местоположение и особенности инфраструктуры определялась по указанной респондентами степени их значимости в континууме большое значение – не имеет значения. В результате рассчитывался обобщенный показатель степени значимости – балл характеристики (K).
K = 4Xб-3Xн-2Xт.с.-Xнет , где:
100%
Xб, , Xн,., означают процент респондентов, указавших соответственно на большое, незначительное значение указанных характеристик;
Xнет – отсутствие значение;
Xт.с – не определили значение.
Таблица 5
Характеристики | Большое значение % | Некоторое значение % | Не имеет значения % | Трудно сказать % | Балл характеристики |
Район расположения (Центр, Запсиб и др.) | 67,4 | 21,3 | 3,2 | 6,3 | 1,9 |
Удаленность от центра района расположения БИ | 41,2 | 37,1 | 14,5 | 5,4 | 0,28 |
Близость транспортных коммуникаций (автомагистрали) | 71,0 | 22,2 | 2,7 | 2,3 | 2,1 |
Наличие парковки | 64,7 | 24,4 | 7,2 | 2,3 | 1,74 |
Возможность перепланировки | 25,3 | 36,7 | 24,4 | 12,2 | -0,58 |
Наличие складских помещений | 41,6 | 32,6 | 16,7 | 7,7 | 0,37 |
Наличие производственных помещений | 37,1 | 34,8 | 16,7 | 9,0 | 0,09 |
Таким образом, характеристики местоположения и инфраструктуры БИ можно расположить по степени значимости для предпринимателей в ранговый ряд:
1. Близость транспортных коммуникаций (автомагистрали) 2,1
2. Район расположения (Центр, Заводской и др.) 1,9
3. Наличие парковки 1,74
4. Наличие складских помещений 0,37
5. Удаленность от центра района расположения БИ 0,28
6. Наличие производственных помещений 0,09
7. Возможность перепланировки -0,58
Наибольшее значение имеют те характеристики БИ, которые обеспечивают возможность эффективного использования транспортных средств. Гораздо меньшее значение предприниматели уделяют характеристикам БИ, обеспечивающим процесс производственной деятельности: наличие складских, производственных помещений, возможность перепланировки. Этот факт можно интерпретировать: БИ в сознании предпринимателей воспринимается, прежде всего, как помещение для офиса, получения разного рода услуг, но не для организации в рамках БИ производственного процесса.
Представления предпринимателей о деятельности бизнес-инкубатора.
Отношение предпринимателей к деятельности БИ измерялось через их отношение к набору предоставляемых БИ услуг. В целом набор услуг, предоставляемых БИ разным типам предприятий стандартен.
- Сдача в аренду помещений и офисное обслуживание
- Консультационные услуги, в том числе индивидуальные специализированные услуги
- Обучение предпринимателей
Субъективная значимость для предпринимателей тех или иных услуг, предоставляемых БИ, в том числе видов обучения и предоставление помещения в аренду определялась по указанной респондентами степени их важности в континууме очень важно – совсем не важно и отражена в обобщенном показателей – рейтинге. Рейтинг можно интерпретировать как вероятность
Рейтинг измерялся по вопросам, в ответах которых выражена степень важности предоставляемой услуги, предложенной для оценки. Каждому варианту ответа задаются определенные веса.
Значение весового коэффициента для i категории важности:
· очень важная – 1
· важная – 0,66
· не очень важная – 0,33
· совсем не важная – 0
· трудно сказать – 0,5
Группа респондентов, выбравшая вариант ответа «трудно сказать», при изменившихся условиях в равновероятной степени может распределиться по категориям важности. Поэтому средневзвешенный весовой коэффициент для варианта «трудно сказать» рассчитывался по формуле:
Vт.с. = Σ Vi/ni,где:
Vт.с. - значение весового коэффициента для категории важности «трудно сказать»
Vi – значение весового коэффициента для i категории важности
ni, - количество i категорий важности (ni = 4)
Итоговый рейтинг значимости услуг подсчитывался суммированием взвешенных оценок респондентов с последующим делением полученного числа на количество респондентов в выборке и умножением на 100%.
P = Σ (Vi*Ni)/N*100%,где:
P – итоговый рейтинг
Vi - значение весового коэффициента для i категории важности
Ni – количество респондентов, отметивших i категорию важности
N – количество респондентов в выборке
Аренда помещений и офисное обслуживание клиентов БИ.
Диаграмма 83
Можно выделить группы клиентских услуг (возможностей) БИ, которые для предпринимателей имеют разное значение.
· Наиболее важной является возможность аренды помещения на льготных условиях (рейтинг 72%). Известно, проблема арендной платы за помещение для малых предприятий, особенно вновь создающихся, очень острая. По результатам исследования «Состояние малого бизнеса в г.Новокузнецке», проведенного осенью 2001 года аренда помещений (уровень арендной платы, условия договора) – проблема предприятия, которая занимает второе место в рейтинге внутренних проблем (См.: Отчет «Состояние малого бизнеса в г.Новокузнецке.- НГФПМП, Новокузнецк, 2001. – с. 35).
· Вторая по важности группа возможностей, предоставляемых БИ для своих клиентов, по мнению респондентов – использование офисной техники, средств связи БИ, доступ к информационным ресурсам БИ: библиотека, Интернет и траспортым ресурсам БИ (рейтинг перечисленных услуг чуть больше 50%).
· Относительно важной для респондентов (рейтинг 46%) является охранная услуга.
· Наименее важными для опрошенных предпринимателей в БИ являются секретарские, почтовые услуги, уборка помещений и возможность использовать дополнительные площади для переговоров, деловых встреч и бытовых нужд (рейтинг перечисленных услуг в районе 30 и более %).
Рассмотрим подробнее отношение предпринимателей к наиболее значимой для них функции БИ - предоставление офисных площадей в аренду на льготных условиях малым предприятиям.
Проблема состоит в том, каков должен быть приемлемый для МП-арендаторов уровень арендной платы относительно рыночной в аналогичных условиях. Практика работы БИ показала, что регулирование взаимоотношений между клиентскими фирмами и БИ осуществляется путем реализации гибкой политики установления уровня арендной платы и сроков аренды, а также на основе критериев зрелости фирмы.
По мнению опрошенный предпринимателей, средний уровень арендной платы для МП-арендаторов должен составлять 40% от рыночной.
В качестве основных принципов формирования гибкой арендной платы респондентами были выделены следующие:
Диаграмма 84
Следует отметить, что среди предпринимателей нет единого мнения о том, какой принцип должен быть положен в основу политики руководства БИ установления арендной платы для своих клиентов. По этому вопросу предприниматели разделились на две полярные практически равные в количественном отношении группы:
- Первая группа предпринимателей (42%) считает, что арендная плата должна быть гибкая. По поводу принципов формирования гибкой арендной платы единства мнения в этой группе нет. Но большинство считает, что главным критерием для определения уровня арендной платы должен быть критерий финансового состояния предприятия.
- Вторая группа предпринимателей (39%) придерживается принципа равенства в определении арендной платы для всех предприятий на весь период их пребывания в БИ.