Критерии отбора предприятий в БИ.
Основой успеха БИ являются успешно действующие и развивающиеся предприятия малого бизнеса - арендаторы и малые предприятия, уже вышедшие из него. При этом успех предпринимательской деятельности, в первую очередь зависит от предпринимательской активности самого малого предприятия, перспективной коммерческой идеи, правильной организации бизнеса, компетентного руководства. БИ создает лишь благоприятные условия для успешного старта малого предприятия. Поэтому определение критериев отбора малых предприятий в БИ и отбор предприятий и предпринимательских проектов позволит в конечном итоге гарантировать то, что ограниченные ресурсы БИ будут вложены в фирмы, имеющие реальную вероятность коммерческого успеха.
Остановимся вначале подробнее на эмпирическом содержании некоторых критериев, предложенных для оценки предпринимателям.
Соответствие направлениям деятельности БИ (если БИ специализированного типа). Преимущественный прием малых предприятий, действующих в приоритетных для БИ отраслях.
Совместимость с другими предприятиями.Профиль деятельности предприятия-кандидата не должен совпадать с профилем уже имеющихся предприятий-арендаторов. Неэтично принимать в БИ малое предприятие, конкурирующее напрямую с арендатором БИ. Могут быть исключения, если развести сегменты рынка.
Коммерческая жизнеспособность.Нежелательно, чтобы малое предприятие действовало в той отрасли, где господствуют крупные монополии и существуют высокие барьеры для выхода на рынок.
Уровень потенциальной доходности предприятия. Малое предприятие должно достигнуть уровня безубыточности до своего ухода из БИ, то есть оценивается его потенциальная прибыльность, отраженная в бизнес-плане.
Готовность продукции или услуги к быстрому выходу на рынок. БИ нетехнологического типа предназначен для коммерческой реализации уже разработанной технологии или готового продукта. Чем больше времени у малого предприятия займет процесс разработки, тем меньше времени останется, в течение которого оно будет получать преимущества от БИ. Время от разработки продукта до его выхода на рынок должно составлять не более трети времени пребывания фирмы в БИ.
Способность к созданию рабочих мест. Совокупное увеличение количества рабочих мест.
Степень важности критериев отбора предприятий в БИ, с точки зрения опрошенных предпринимателей, отражена в виде рейтинга. Предпринимателям для оценки был предложен перечень возможных критериев отбора предприятий в БИ. Через частотность выбора критериев в диаграмме построен их рейтинг.
Диаграмма 82
В качестве важнейшего критерия, по мнению предпринимателей, выступает стадия развития предприятия (43%), то есть клиентами БИ в первую очередь должны стать вновь создающиеся предприятия или находящиеся на начальной стадии развития. Этот критерий можно охарактеризовать как исходное требование к отбору малых предприятий.
Второй по важности критерий – характеристика личности самого предпринимателя. В конечном итоге этот критерий может стать решающим для успеха фирмы.
Дальше следует необходимое требование к отбору – наличие разработанного бизнес плана. Фактически анализ бизнес-плана позволит в целом оценить финансово-экономические перспективы предприятия, которые в своей совокупности в сознании предпринимателей являются значимыми критериями для отбора предприятий в БИ (способность к созданию рабочих мест, коммерческая жизнеспособность предприятия, его платежеспособность по оплате услуг БИ, уровень потенциальной доходности).
Итак, БИ не рассматривается предпринимателями в целом как структура, предназначенная для оказания помощи действующим малодоходным предприятиям. Это организация, ориентированная в отборе МП-арендаторов , в первую очередь, на входящие в рынок предприятия с экономическими и социальными перспективами, отраженными в бизнес плане, имеющими сильных руководителей.