Основные направления поддержки и развития
Малого бизнеса в г. Новокузнецке
Создание бизнес-инкубатора
Бизнес-инкубатор (БИ) — это организация, которая создает благоприятные условия («среду») и предоставляет услуги на льготных условиях начинающим малым предприятиям для стартового развития фирмы.
Мнение предпринимателей о БИ как элементе инфраструктуры поддержки малого бизнеса в нашем городе изучалось по следующим направлениям:
- Информированность предпринимателей о БИ.
- Представления предпринимателей об организационной структуре и функциональных критериях БИ (тип БИ, направления деятельности малых предприятий – арендаторов БИ, сроком существования на рынке кандидатов в БИ, критерии отбора фирм в БИ, срок пребывания в БИ, местоположение и инфраструктура БИ).
- Представления предпринимателей о содержательной стороне деятельности БИ (какой должен быть необходимый для предпринимателя набор специализированных услуг в рамках БИ).
- Представления предпринимателей о социальном потенциале среды общения в БИ
- Уровень востребованности БИ для начинающего предпринимателя
Информированность предпринимателей о бизнес-инкубаторе.
Диаграмма 78
Уровень информированности предпринимателей о БИ низкий. Подавляющее большинство либо мало знают о БИ (20%), либо ничего не знают (65%).
В этом отношении разговор с респондентами о БИ становился нецелесообразным. В качестве одной из гипотез исследования была гипотеза о низком уровне информированности предпринимателей о БИ. Эта гипотеза была заложена в разработку методического инструментария исследования. Поэтому в анкете после вопроса об информированности предпринимателей о БИ шла общая справка о БИ, конструирование дальнейших вопросов осуществлялось с учетом необходимости общего информирования предпринимателя по изучаемой переменной. В этом плане сама анкета имеет в определенной степени просветительский характер.
Представления предпринимателей об организационной структуре
И функциональных критериях БИ.
В данном исследовании изучалось мнение предпринимателей относительно следующих составляющих организационной структуры БИ и ее функциональных критериев, которые отражают требования к клиентам БИ:
· Тип БИ
· Направления деятельности клиентов БИ
· Срок работы на рынке для кандидатов в БИ
· Срок пребывания малого предприятия в БИ
· Критерии отбора малых предприятий в БИ
· Местоположение и инфраструктура БИ
Суммируя мнение предпринимателей относительно выделенных выше показателей организационной структуры БИ, можно на эмпирическом уровне описать основные характеристики БИ через призму опыта работы на рынке действующих предпринимателей.
Мнение предпринимателей о востребованном типе БИ, направлениях деятельности клиентов БИ, периоде работы на рынке для потенциальных кандидатов БИ, об оптимальном сроке пребывания фирм в БИ.
В практике работы БИ выделяют следующие типы БИ:
1. БИ общего типа (для фирм разного направления)
2. Технологический БИ (для инновационных фирм, развивающих новые технологии)
3. Специализированный БИ (для фирм специализирующихся в одном направлении: торговля, услуги, производство и пр.)
Диаграмма 79
У опрошенных предпринимателей нет единого мнения, какого типа БИ должен быть создан в нашем городе. Тем не менее, можно отметить, что технологические БИ практически не рассматриваются как необходимый элемент поддержки и развития малых предприятий. Это объясняется тем, что в выборке не было ни одного руководителя инновационных фирм.
Мнение предпринимателей фактически поровну распределилось относительно необходимости создания двух типов БИ нетехнологического направления: БИ общего типа и специализированных БИ.
Именно создание нетехнологических БИ особенно важно для нашего города, поскольку они должны стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Их создание особенно важно и по причине того, что градообразующие предприятия в настоящий момент находятся в состоянии кризиса, существуют проблемы и с трудоустройством других категорий работников (шахтеров, молодых дипломированных специалистов и др.). В этом отношении развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, элементом которой является бизнес – инкубатор, поможет снять остроту проблемы создания рабочих мест в городе.
Диаграмма 80
Большая часть ответивших предпринимателей (44%) считают, что критерий – направление деятельности - не является определяющим для фирм клиентов БИ. Практически фирмы всех направлений деятельности нуждаются в БИ. Тем не менее, почти четверть предпринимателей, отдают приоритет фирмам производственного направления.
Диаграмма 81
Относительно срока работы на рынке фирм, нуждающихся в БИ, предприниматели относительно единодушны: это вновь создающиеся фирмы или работающие на рынке менее года.
Практика показала, что для становления малой фирмы необходимо в среднем 2-3 года. В случае фирмы высоких технологий этот срок мог составить 3-6 лет. Но, как правило, для каждой фирмы срок становления индивидуален и зависит от ряда факторов объективного и субъективного характера. В рамках БИ создаются благоприятные условия для вхождения фирмы на рынок, а, следовательно, может сократиться срок ее становления.
Относительно предприятий разного направления деятельности действующие предприниматели следующим образом оценили оптимальные сроки пребывания в бизнес-инкубаторе:
Таблица 4
Тип предприятия | Количество лет (среднее значение) |
Торговая фирма | 1,7 |
Строительная фирма | 2,2 |
Производственное предприятие | 2,3 |
Предприятия сферы услуг | 1,5 |
Таким образом, по мнению предпринимателей, наибольший срок инкубирования должен быть у производственных и строительных фирм.
Итак, по мнению предпринимателей в нашем городе должен быть создан нетехнологический бизнес-инкубатор специализированного или общего типа, преимущественно для вновь создающихся фирм или работающих на рынке меньше года, безотносительно приоритетного отбора в БИ фирм конкретного направления деятельности. Срок инкубирования у фирм разного типа должен быть разным. Самый продолжительный - у производственных и строительных фирм (2,2-2,3 года), меньший срок у торговых предприятий и предприятий сферы услуг (1,5-1,7 года).