Основные проблемы развития малого бизнеса
Рейтинг проблем малого бизнеса.
Диаграмма 42
Следует отметить очень высокий рейтинг практически всех, предложенных для оценки предпринимателям, правовых проблем. Это свидетельствует о сложности и несовершенстве правового поля деятельности малого бизнеса.
Доминирующими являются проблемы, связанные с налогообложением.
На вопрос о необходимости изменения существующих законов о малом бизнесе было получено следующее распределение ответов (в % от числа опрошенных):
29,2%- Необходимо коренным образом изменить большинство законов о малом бизнесе
56,4% -Нужно изменить отдельные законы 3,5% - Ничего не надо менять 10,9% - Трудно сказать
–
На вопрос, нужны ли новые законы о предпринимательстве, ответили:
Да – 30,2%
Скорее да – 52%
Скорее нет – 4,5%
Нет – 1,5%
Трудно сказать – 11,4%
Таким образом, явно выражена потребность в изменении существующей законодательной базы малого бизнеса и предпринимательства.
Следует отметить небольшой процент предпринимателей, давших ответ на открытый вопрос: «Ваши предложения об изменении законов о малом бизнесе». Методика открытого вопроса специально нацелена на выяснение мнения предпринимателя без предложенного «меню» вариантов ответов. Респондент самостоятельно записывает свое мнение. Влияние исследователя в данном случае на сознание отвечающего минимально.
Ниже дословно перечислено все, что было записано в анкетах. Анализ ответов на открытые вопросы свидетельствует, что сами предприниматели не до конца представляют сущность изменений законодательной базы. Предложения достаточно абстрактные и касаются проблемы налогообложения в общем.
· Льготное налогообложение, кредитование предпринимателей
· Больше доверия предпринимателям.
· Кто нас будет слушать?
· Упрощение налогообложения; работа не в противодействии с администрацией, а во взаимодействии; поощрение малого предпринимательства в виде конкретных льгот по аренде помещений, сборам, налогам и многое др.
· Заинтересованность управляющих органов в нашей необходимости
· Сначала изменить отношение в обществе к малому бизнесу. Побольше положительных примеров.
· Большая проблема – аренда помещений.
· Упростить налогообложение, снизить ставки налогов до разумного уровня, нужны законы о частной собственности.
· Я считаю, что нужно изменить большинство законов, связанных с финансированием и налогообложением.
· На начальном этапе дать срок на подъем бизнеса (реальные сроки) без налогов, а потом и спрашивать.
· Законы должны действовать и выполняться не только на словах, но и на деле.
· Главная проблема – налоги (душат) и арендная плата (еще больше душит).
· Нужны постоянные законы.
· Изменить отдельные законы.
· О правах, финансирования, налогообложении.
· Законодательство должно стимулировать ведущую роль малого бизнеса в экономике страны.
· Изменить законы о правах, налогообложение.
· Изменить законы о налогообложении.
· Закон о правах в малом бизнесе, налогообложении.
· Высокие претензии, требования от администрации.
· Изменить законы о финансировании, налогообложении.
· Изменить закон о правах малого бизнеса.
· Закон об упрощенной системе налогообложения, в частности с НДС.
· Новые законы должны работать и способствовать развитию малого бизнеса.
Диаграмма 43
Высокий рейтинг экономических проблем свидетельствует о напряженной и неблагоприятной экономической ситуации, в которой работает малый бизнес.
Самый высокий рейтинг – проблема высокого уровня налогов. Проблема налогообложения по рейтингу занимает одну и ту же позицию в правовой и экономической сферах.
Вторая проблема по рейтингу – низкий уровень жизни населения, следствием которого является низкий уровень спроса.
На третьем месте – проблема роста арендной платы (78,2% опрошенных предпринимателей арендуют помещение для бизнеса).
Дальше следует группа проблем, связанная с ростом тарифов, оптовых цен и инфляции.
Следует отметить, что конкуренция как проблема предприятий малого бизнеса, занимает менее значимое место в российской экономике.
Диаграмма 44
В целом рейтинг социальных проблем несколько меньше, чем рейтинг правовых и экономических. Тем не менее, он достаточно высокий. Главная проблема для предпринимателя – персонал. Известно, что главный капитал малого бизнеса – это люди. Проблема подбора и формирования именно команды на сегодняшний день в предпринимательской среде самая значимая.
Уже осознана как важная проблема (третье место в рейтинге) проблема имиджа предприятия.
Проблемы профессионализма персонала и повышение его заинтересованности через систему стимулов занимают последние места в рейтинге. То есть фактически отдается предпочтение поиску готовых работников по нужным для предпринимателя критериям. Между тем, формирование команды, как главная для предпринимателя проблема, требует вложений в работающий персонал постоянное поддержание и повышение его мотивации. А эти проблемы как раз занимают два последних места в рейтинге. Тем не менее, эти проблемы осознаны как значимые с вероятностью более чем 60%. Это относительно высокий показатель.
Итак, на текущий момент зафиксирована достаточно высокая значимость человеческого фактора в сознании предпринимателей для их бизнеса. Вероятность значимости этого фактора находится в диапазоне от 64% до 78% по отмеченным в вопросе параметрам.