Цели бизнеса предпринимателей.
В своей деятельности, направленной на получение личной прибыли, предприниматель должен в идеале руководствоваться принципом социальной ответственности бизнеса, то есть обеспечить оптимальное сочетание личной выгоды и общественных интересов. Безусловно, это может привести к дополнительным издержкам, но в перспективе ориентация на этот принцип может стимулировать прибыль за счет более привлекательного образа предприятия в общественном сознании, а в итоге формирования позитивного общественного мнения в городе в отношении предпринимателей и малого бизнеса в целом.
Известно, что одним из важных факторов развития предпринимательства является благоприятный социальный климат, то есть общественное мнение, выступающее в формах позитивных суждений о малом бизнесе. Благоприятный социальный климат выполняет следующие функции по отношению к развитию малого бизнеса: экспрессивную (благоприятное общественное мнение, занимая определенную позицию по отношению к малому бизнесу, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов) и рекрутирующую (благоприятное общественное мнение, оказывая влияние на формирование индивидуальных мнений привлекает в сферу предпринимательства новые силы).
По результатам социологического исследования, проведенного в июне 2000 года по заказу Новокузнецкого городского фонда поддержки малого предпринимательства, « Отношение горожан к малому бизнесу», была выявлена оценка эмоционального образа малого бизнеса и рациональная оценка морально-правовых качеств предпринимателя. Эта оценка показала следующее: в представлении большинства горожан малый бизнес предстает как в большей степени грязный и криминальный, чем чистый и законный; образ предпринимателя воспринимается скорее как не цивилизованный, криминально-аморальный. По мнению 70 % опрошенных большая часть предпринимателей не соблюдает закон, скрывая доходы от налогообложения. По мнению 53% респондентов большинство предпринимателей способны на подкуп должностного лица. 31% считают, что большинство предпринимателей способны подделать документы. Данные говорят, что местные предприниматели, по мнению горожан, скорее нецивилизованные по критерию соблюдения законности, чем цивилизованные.
По мнению 65 % опрошенных большинство предпринимателей могут говорить неправду в интересах дела, 52% респондентов считают, что многие предприниматели могут взять то, что плохо лежит, 34% считают, что большинство вне всякой меры эксплуатируют чужой труд. По критерию моральности местные предприниматели с точки зрения горожан также скорее не цивилизованные, чем цивилизованные.
В то же время у значительной части горожан (62%) преобладают положительные эмоции по отношению к предпринимателям.
На первый взгляд, существует противоречие между эмоциональной и рациональной оценкой предпринимателя. Но особенности российской действительности, когда нарушение законов становится условием выживания частных предприятий, специфика российского менталитета проявляющаяся в терпимом отношении к обману государства, несоблюдению законов, снимает это противоречие. Можно оценивать малый бизнес как криминальный, но при этом положительно относится к его представителям как к людям предприимчивым, деятельным, заслуживающим уважения.
Таким образом, по данным проведенного исследования, можно сделать вывод, что в сознании горожан летом 2000 года зафиксирован образ малого бизнеса и самого предпринимателя как несоответствующий этическим ценностям.
Изменение сложившегося стереотипа сознания связано в первую очередь с деятельностью и результатами деятельности самих малых предприятий.
Каждый предприниматель, начиная собственное дело, сознательно или несознательно определяет цель своего бизнеса, в которой отражается его собственная система ценностей, в том числе и понимание социальной сущности собственного бизнеса.
Для определения основных целей бизнеса предпринимателей г. Новокузнецка был задан вопрос, в котором предлагалось определить степень своего согласия с приведенными целями бизнеса по трехчленной шкале: скорее согласен; насколько согласен, настолько не согласен; скорее не согласен. Отдельно включен вариант ответа «трудно сказать». Для того чтобы выстроить предложенные для оценки цели бизнеса по шкале предпочтений, был использован интегративный показатель, рассчитанный на основе весового коэффициента каждого варианта ответа.
Диаграмма 23
Из диаграммы видно, что для опрошенных предпринимателей ведущее место среди целей бизнеса занимают две:
· Личная выгода (улучшение уровня жизни)
· Интересы собственных работников, связанные с гарантией сохранения рабочего места.
Таким образом, можно утверждать, что социальная ответственность перед работниками своего предприятия, обеспечивающего работу и доход своим сотрудникам, является характеристикой большинства предпринимателей. Более того, большая часть предпринимателей согласна, что цель целью бизнеса является улучшение репутации и статуса бизнеса в местном обществе, Этот факт свидетельствует о том, что в целом репутация бизнеса для предпринимателя становится категорией значимой. Другими словами, деятельность бизнеса, построенная на согласии с основными нормами и ценностями общества, в котором функционирует бизнес, во многом обеспечивает уважение и доверие к бизнесу потребителя. И современный предприниматель в большинстве приходит к выводу для себя, что бизнес должен быть социально ответственным и в определенной мере этическим. Этика и ответственность в действиях фирмы в сознании значительной части предпринимателей имеют непосредственное отношение к бизнесу. Формируется философия двойного выигрыша («win-win»).