Представления горожан о перспективах развития малого бизнеса в городе
Можно выделить оптимистические и пессимистические прогнозы населения относительно темпов развития малого бизнеса в городе.
К оптимистическим прогнозам относится сценарий – высокие темпы развития малого бизнеса в городе.
Пессимистические прогнозы включают следующие варианты:
- медленное развитие
- все останется без изменений (то есть отсутствие как положительной, так и отрицательной динамики в развитии малого бизнеса)
- постепенно заглохнет
Диаграмма 2
Отметим, горожане (практически все) рассматривают малый бизнес как неотъемлемый элемент социально-экономической жизни города. Только 2% отметили, что он постепенно исчезнет.
Тем не менее, преобладает представление (54%), что перспективы развития малого бизнеса в городе, оцениваемые через темпы его развития, невысокие. Фактически соотношение между оптимистами и пессимистами 1\2.
Отметим довольно большой процент затруднившихся ответить на данный вопрос. Эта группа, в которой не определилось мнение в силу разных причин, в том числе и малозначимости для этой группы проблемы возможных перспектив развития малого бизнеса в городе. В основном в позицию «затрудняюсь ответить» ушли люди с более низким образовательным уровнем, старших возрастных групп (особенно после 50 лет).
Отношение население к развитию малого бизнеса в целом
Отношение населения к развитию малого бизнеса в городе можно оценить в целом как положительное. Соотношение между группами населения, имеющими полярные позиции (положительное / отрицательное) составляет фактически 9/1. Этот факт свидетельствует о том, что в сознании населения преобладают представления о позитивной роли малого бизнеса в жизни города и конкретного человека.
Почти треть населения (32%) с развитием малого бизнеса связывают как положительные, так и отрицательные явления в жизни города и отдельного человека.
В группе респондентов, затруднившихся определить свое отношение к развитию малого бизнеса, не сформировалась определенная позиция по данному вопросу. Эта та часть населения, которая может перейти в любую группу под влиянием разного рода факторов.
Диаграмма 3
Отличительныесоциальные характеристики группы горожан, положительно относящихся к развитию малого бизнеса:
Мужчины и женщины представлены почти в равной степени (48,4% и 51,6%); преобладают возрастные группы до 51 года, особенно до 31 года (46,3%); преобладают группы с высоким уровнем образования (с высшим образование 49,5%; со среднепрофессиональным (техникум) - 30,1%); по экономическому статусу преобладают группы, относящиеся к среднему классу и выше (64%), по роду деятельности в большей степени представлены группы, выполняющие преимущественно квалифицированную работу: студенты, предприниматели, служащие высшей и средней квалификации, руководящие работники, техническая интеллигенция.
Отличительные социальные характеристики группы горожан, отрицательно относящихся к развитию малого бизнеса:
Преобладают мужчины (59,9%), возрастные группы после 51, особенно после 61 года (38,6% доля группы после 61 года), высокая доля пенсионеров (47,7%), преобладают люди с начальным профессиональным (ПТУ) (36,4%) и со среднепрофессиональным образованием (22,2%), по экономическому статусу преобладают малообеспеченные (34,1%) и бедные (34,1%); по роду деятельности преобладают группы преимущественно неквалифицированного труда и пенсионеры (47,7%)