Социальная среда функционирования малого бизнеса

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения социально-экономических проблем города:

· создание новых рабочих мест;

· пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений;

· заполнение рынка разнообразными товарами и услугами по доступным для населения ценам;

· повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности;

· снижение уровня социальной напряженности и др.

Поддержка развития малого предпринимательства сегодня – это политика, которая имеет общегосударственное значение. Реализация этой политики на уровне города предполагает, что структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства, должны иметь достоверную информацию о состоянии малого бизнеса в городе, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, как оценивают собственные ресурсы и перспективы развития, что ожидают от административных органов и пр. Подобная информация поможет разработать эффективные программы финансовой поддержки малого предпринимательства, организации системы консультирования субъектов малого предпринимательства, системы обучения.

Следует отметить, что существующая система статистического учета, данные государственной налоговой инспекции не позволяют получить достаточно полную информацию о состоянии развития малого предпринимательства. Поэтому важнейшим источником информации является сам субъект деятельности – предприниматель.

Известно, что любое предприятие, в том числе малое – это социальная система открытого типа и поэтому социально - экономическое состояние малого бизнеса зависит от факторов как внешней, так и внутренней среды.

К числу основных внешних факторов развития малого бизнеса в г. Новокузнецке относятся факторы косвенного и прямого воздействия:

· Политическая, социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе.

· Законодательная база развития малого предпринимательства, как на федеральном, так и на местном уровнях.

· Состояние инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в городе.

· Инвестиционный потенциал для малого бизнеса в городе.

· Уровень конкуренции в городе среди предприятий малого бизнеса.

· Качество трудовых ресурсов в регионе, как основа для адекватного обеспечения малых предприятий рабочей силой.

· Деятельность предприятий - поставщиков для малых предприятий города.

· Уровень платежеспособности населения города и структура потребностей в разного рода товарах.

· Состояние общественного мнения в городе по отношению к малому бизнесу.

Перечисленные выше внешние факторы могут оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное влияние на состояние и развитие малого бизнеса в городе. Любой руководитель малого предприятия в своей деятельности, безусловно, должен учитывать и реагировать на эти факторы, но изменить их самостоятельно в свою пользу он не может.

Другое дело внутренняя структура предприятия, которая создается для производства определенного товара, получения прибыли и контролируется самим руководителем. Именно в ней заложены большие потенциальные возможности для эффективной работы предприятия даже при наличии неблагоприятных условий внешней среды.

Развитие малого предпринимательства в Новокузнецке является одним из важных инструментов решения ряда социально-экономических проблем города (создание новых рабочих мест; пополнение местного бюджета за счет налоговых поступлений; повышение доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности; снижение уровня социальной напряженности и др.). Специализированные структуры, отвечающие за разработку и реализацию программ поддержки и развития малого предпринимательства в городе, должны иметь достоверную информацию:

Во-первых, о состоянии малого бизнеса в Новокузнецке, которое отражено в разного рода статистических источниках и мнении самих предпринимателей.

Во-вторых, о состоянии общественного мнения горожан относительно малого бизнеса и самих предпринимателей.

Известно, одним из важных факторов развития предпринимательства является благоприятный социальный климат, то есть общественное мнение, выступающее в формах позитивных суждений о малом бизнесе. Благоприятный социальный климат выполняет следующие функции по отношению к развитию малого бизнеса:

· экспрессивную (благоприятное общественное мнение, занимая определенную позицию по отношению к малому бизнесу, придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность данных институтов);

· рекрутирующую (благоприятное общественное мнение оказывая влияние на формирование индивидуальных мнений привлекает в сферу предпринимательства новые силы).

Общественное мнение как отношение социальных групп к проблемам, представляющим для них непосредственный интерес, проявляется сначала в суждениях, затем в действиях. Поэтому общественное мнение отражает не только определенный уровень знаний людей по конкретному вопросу (малый бизнес в целом, его возможности для развития города и пр.), но и фиксирует отношение (активное, пассивное) к объекту мнения, образуя своеобразное единство рационального, эмоционального и волевого компонентов.

Таким образом, изучение общественного мнения дает возможность определить социальный потенциал среды функционирования и развития малого бизнеса в Новокузнецке. Следует так же отметить, что общественное мнение по отношению к конкретному социальному явлению или объекту чувствительно к разного рода факторам (социально-экономическим и политическим), поэтому оно изменчиво во времени. Мониторинг общественного мнения создает возможность для управленческих органов отслеживать динамику ситуации в малом бизнесе, отраженную в сознании горожан, дает информацию для выработки управленческих решений при разработки стратегии и тактики развития малого бизнеса в городе.

С развитием малого бизнеса на уровне государственной политики связывается возможность экономического роста в регионах и снижение уровня социальной напряженности. Вместе с тем, малые предприятия более уязвимы по сравнению с крупными. Основные проблемы в следующем:

· Недостаток финансов, особенно в период становления малого предпринимательства.

· Повышенная чувствительность к макроизменениям (инфляция, рыночная конъюнктура и пр.).

· Невысокий уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления.

Таким образом, для эффективного развития предпринимательства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства. Государственная поддержка реализуется через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитную поддержку, налоговые льготы, помощь в получении льготного кредита и т.п. Как показал мировой опыт наиболее полную поддержку малое предпринимательство получает в так называемых бизнес-инкубаторах (БИ).

Социальная миссия инкубатора - формировать и поддерживать малый бизнес.В деятельности бизнес - инкубаторов можно выделить два важнейших направления: создание новых рабочих мест и формирование наукоемкого сектора экономики часто там, где его до этого не было.

Для российской экономики наиболее актуальным является создание большого количества нетехнологических бизнес-инкубаторов, основное назначение которых – стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Это направление, связанное с формированием инкубаторов нетехнологических фирм, особенно важно в тех регионах и городах, благополучие которых преимущественно строилось на процветании крупнейших градообразующих предприятий, в настоящий момент находящихся в состоянии кризиса. На базе этих предприятий происходит образование различных дочерних фирм, которое сопровождается массовым сокращением работающих. Кроме того, на местном уровне существуют проблемы и с трудоустройством других категорий работников (шахтеров, молодых дипломированных специалистов и пр.). В этом отношении, одним из важнейших направлений региональной, городской социально-экономической политики по созданию новых рабочих мест является развитие и поддержка малого бизнеса, а, следовательно, и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, элементом которой является бизнес – инкубатор.

У инициаторов организации инкубаторов бизнеса в затронутых кризисом регионах и городах, а этими инициаторами обычно выступают местные органы власти, как правило, нет четко определенной концепции инкубатора. Формирование концепции инкубатора включает в себя:

· Подбор его учредителей.

· Определение организационно-правовой формы БИ

· Выбор типа инкубатора (общего типа, специализированный).

· Определение перечня услуг, присущих этой форме поддержки малого предпринимательства.

· Определение критериев подбора клиентуры.

· Определение сроков пребывания и критериев для выпуска фирм из бизнес инкубатора.

· Выработка принципов регулирования взаимоотношений между клиентскими фирмами и дирекцией инкубатора (уровень арендной платы и сроки аренды, условия договора, условия предоставления услуг и пр.), основанных на взаимном балансе интересов.

· Разработка принципов организационной культуры сотрудников и клиентов БИ.

· Выбор месторасположения инкубатора и его планировка.

· Определение направлений и форм деловых связей с конкретными органами власти и управления, банками, консалтинговыми фирмами, высшими учебными заведениями, крупными корпорациями и т.д. для привлечения их в качестве внешних консультантов в дальнейшем. В профессиональном плане сотрудники бизнес-инкубатора не могут охватить всего многообразия проблем, особенно узкоспециальных вопросов, интересующих фирмы инкубатора. Более того, подобная сеть взаимоотношений с внешними организациями способствует росту престижа инкубатора.

Суммируя, можно сказать, что именно на этапе формирования концепции инкубатора, которая построена на принципах системного подхода, закладывается жизненно важная для инкубатора сеть взаимоотношений с внешним миром, формируется его внутренняя микроэкономическая среда формирования и роста новых малых фирм.

Разработка концепции создания бизнес инкубатора должна осуществляться как с учетом имеющего опыта создания бизнес инкубаторов в разных городах страны, так и с учетом опыта вхождения в рынок работающих малых фирм города. Руководители малых предприятий имеют не только опыт организации собственного дела, но и достаточно устойчивые представления о том, как могут помочь начинающему предпринимателю для относительно быстрой и успешной его адаптации на рынке организации поддержки малого бизнеса, в первую очередь бизнес - инкубаторы. Подобная информация может быть получена только в ходе специального исследования.

Активно развивающимся элементом инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Новокузнецке должен стать консалтинг по вопросам управления малыми предприятиями. Важность развития консалтинга в сфере малого бизнеса очевидна. Известно, что малым предприятием, как правило, выступает такое предприятие, в котором административное и оперативное руководство сосредоточено в руках одного, максимум двух-трех людей, принимающих самые ответственные решения. Руководитель фирмы, выполняя максимально широкий круг текущих обязанностей, фактически не имеет свободного времени на участие в курсах по бизнес-обучению, на постоянное повышение собственной квалификации в области предпринимательской деятельности. Более того, у большой части руководителей малых предприятий не сформировалась в полной мере потребность в обучении ведения бизнеса, как важнейшего условия успешной работы на рынке. (См.: Отчет социологического исследования «Состояние малого бизнеса в г.Новокузнецке». – Новокузнецк, 2001.–с.15). Поэтому уровень компетенции руководства малых предприятий в вопросах управления собственного бизнеса не всегда высокий. Подтверждением этому факту являются результаты исследования по проблеме использования предпринимателями внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности (См.: Отчет социологического исследования «Исследование потенциальной возможности предпринимателя по использованию внутренних ресурсов собственного бизнеса как путей увеличения доходности». – Новокузнецк, 2001). Отсюда следует необходимость в консалтинговой помощи малым предприятиям со стороны специализированных структур.

Определяя, какие услуги стоит предложить потенциальным клиентам, необходимо руководствоваться двумя взаимосвязанными основными критериями:

  • Какого рода услуги может предоставить консультант или его группа
  • Какая услуга является самой полезной и востребованной для клиента

Первый критерий очевиден, его применение связано, прежде всего, с уровнем компетентности консультанта. Реализация второго критерия основана на знании потребностей потенциальных клиентов. В этом отношении консультирующая организация должна четко определить круг основных задач, стоящих перед руководителями малых предприятий для повышения доходности их бизнеса. При всей специфике проблем функционирования и развития конкретного предприятия большинство предприятий малого бизнеса, занятых в сходных областях предпринимательства, работающих в единых социально-экономических условиях, по сути сталкиваются с типичными проблемами и нуждаются в сходном наборе консалтинговых услуг.

Диаграмма 1

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Из диаграммы следует: в общественном мнении горожан преобладают представления, что развитие малого бизнеса в городе приведет в основном к положительным социальным результатам. Эти представления имеют системный характер, отражающий понимание населением тесной взаимосвязи между социально-экономической ситуацией в городе и собственным благосостоянием.

На уровне социально-экономической ситуации города в целом большинство горожан рассматривают развитие малого бизнеса как условие:

· создания новых рабочих мест, снижение уровня безработицы;

· дополнительных налоговых поступлений в городской бюджет, что положительно отразится на развитии города

На уровне жизнедеятельности отдельного человека развитие малого бизнеса рассматривается как возможность:

· удовлетворения собственных потребностей за счет улучшения обеспечения населения товарами и услугами, поставляемыми малыми предприятиями;

· уменьшения затрат на покупку товаров и услуг за счет снижения их стоимости в результате конкуренции между фирмами.

Количество горожан, связывающих развитие малого бизнеса, прежде всего, с теми или иными отрицательными последствиями не превышает в целом 21%.

Однако, среди горожан, которые акцентируют свое внимание на отрицательных последствиях развития малого бизнеса, большая часть (21%) обеспокоена неполными социальными гарантиями или их отсутствием для людей, работающих на малых предприятиях. Отмеченная проблема порождена не только самими предпринимателями, но и состоянием законодательной базы функционирования малого бизнеса.

Только 10% горожан рассматривают малый бизнес как индифферентное для жизни города и отдельного человека явление.

Отдельно следует отметить невысокий процент респондентов (7%) затруднившихся оценить социальные последствия развития малого бизнеса в Новокузнецке. Этот факт свидетельствует, что в общественном сознании горожан сложилось представление о влиянии малого бизнеса на жизнь города и отдельного человека.

Выявились связи между признаками образование, возраст, экономический статус и оценкой социальных последствий развития малого бизнеса в городе.

  • Чем старше возрастная группа, тем выше оценивается вероятность отрицательных социальных последствий развития малого бизнеса
  • Чем ниже уровень доходов, тем больше мнение смещается в сторону отрицательных социальных последствиях развития малого бизнеса (особенно это ярко прослеживается в группе бедных, то есть в той группе, в которой денег не хватает и на продукты питания)
  • Чем выше уровень образования, тем больше доминирует мнение, что развитие малого бизнеса имеет положительные социальные последствия.

(См.: табл. №№1, 2, 3 в приложении)

Итак, большинство населения рассматривает малый бизнес в качестве инструмента улучшения как социально- экономической ситуации в городе, так и собственного благосостояния. Можно сделать вывод, что в представлении горожан социальный потенциал развития малого бизнеса достаточно высокий, следовательно, в городе формируется благоприятная социальная среда функционирования и развития малого бизнеса.

Диаграмма 2

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Отметим, горожане (практически все) рассматривают малый бизнес как неотъемлемый элемент социально-экономической жизни города. Только 2% отметили, что он постепенно исчезнет.

Тем не менее, преобладает представление (54%), что перспективы развития малого бизнеса в городе, оцениваемые через темпы его развития, невысокие. Фактически соотношение между оптимистами и пессимистами 1\2.

Отметим довольно большой процент затруднившихся ответить на данный вопрос. Эта группа, в которой не определилось мнение в силу разных причин, в том числе и малозначимости для этой группы проблемы возможных перспектив развития малого бизнеса в городе. В основном в позицию «затрудняюсь ответить» ушли люди с более низким образовательным уровнем, старших возрастных групп (особенно после 50 лет).

Диаграмма 3

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Отличительныесоциальные характеристики группы горожан, положительно относящихся к развитию малого бизнеса:

Мужчины и женщины представлены почти в равной степени (48,4% и 51,6%); преобладают возрастные группы до 51 года, особенно до 31 года (46,3%); преобладают группы с высоким уровнем образования (с высшим образование 49,5%; со среднепрофессиональным (техникум) - 30,1%); по экономическому статусу преобладают группы, относящиеся к среднему классу и выше (64%), по роду деятельности в большей степени представлены группы, выполняющие преимущественно квалифицированную работу: студенты, предприниматели, служащие высшей и средней квалификации, руководящие работники, техническая интеллигенция.

Отличительные социальные характеристики группы горожан, отрицательно относящихся к развитию малого бизнеса:

Преобладают мужчины (59,9%), возрастные группы после 51, особенно после 61 года (38,6% доля группы после 61 года), высокая доля пенсионеров (47,7%), преобладают люди с начальным профессиональным (ПТУ) (36,4%) и со среднепрофессиональным образованием (22,2%), по экономическому статусу преобладают малообеспеченные (34,1%) и бедные (34,1%); по роду деятельности преобладают группы преимущественно неквалифицированного труда и пенсионеры (47,7%)

Диаграмма 4

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Итак, можно сделать общий вывод: в общественном мнении за истекший период с июня 2000 года происходят позитивные изменения в отношении предпринимателей и малого бизнеса. Социальная среда функционирования малого бизнеса в Новокузнецке улучшается.

Диаграмма 6

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Для группы респондентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность, измерялся рейтинг причин отсутствия мотивации на предпринимательство через частотность предложенных респондентам для выбора причин.

Причины отсутствия мотивации на предпринимательскую деятельность можно разделить на две группы:

1. Объективные причины, обусловленные:

· Состоянием внешней среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность (высокие ставки кредита, высокие налоги, занятые доходные рыночные ниши, нестабильность экономической ситуации в городе, вымогательство со стороны криминальных структур и пр.)

· Стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности (наличие капитала для начала собственного дела).

2. Субъективные причины, обусловленные социально-психологическими особенностями самого человека (особенности собственного характера, отсутствие интереса к предпринимательству, отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу).

Причем сами причины субъективного характера можно разделить на две группы детерминированные:

· Социально-психологическими особенностями личности. Они являются базовыми для мотивации на предпринимательскую деятельность (интерес к предпринимательству и особенности характера). Их можно отнести к категории условно постоянных.

· Недостатком знаний, умений, навыков в предпринимательском виде деятельности. Эти причины могут быть сняты через соответствующую систему обучения предпринимательской деятельности. Эти причины можно классифицировать как условно переменную составляющую мотивации на предпринимательскую деятельность

Диаграмма 7

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Как позитивный факт следует отметить, что относительно других причин малозначимыми являются причины, связанные с разными формами вымогательства.

Причина лидер – отсутствие денег для начала собственного дела (48%). Значимость этой причины закономерна на общем фоне социально-экономической ситуации в стране, городе. Эта ситуация характеризуется относительно низким уровнем жизни населения. По результатам самооценки самих респондентов 40,9% относят себя к малообеспеченным или нуждающимся, 36,7% могут позволить себе купить необходимые продукты и одежду, а 12,2% телевизор и холодильник, покупка автомашины недоступна. Только 4,7% могут себе ни в чем не отказывать.

Между тем, данные диаграммы 6 свидетельствуют, что названная респондентами выше причина – отсутствие денег - является лишь «вершиной айсберга». Скорее всего, ведущей является совокупность причин субъективного характера:

· Отсутствие интереса к предпринимательству (28%)

· Отсутствие предпринимательского опыта (25%)

· Особенности собственного характера (20%)

· Отсутствие специальных знаний по бизнесу (16%)

Условно постоянные (отсутствие интереса к предпринимательству, особенности собственного характера) и условно переменные (отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу) составляющие мотивации на предпринимательскую деятельность распределяются приблизительно в равной степени по выборке.

Таким образом, ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлена субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.

В этом отношении эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной на предпринимательство части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.

Диаграмма 8

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

В общественном сознании горожан не сложилось общего мнения о приоритетности своего трудоустройства на определенном типе предприятия в ситуации жесткого альтернативного выбора. Практически в равной степени респонденты ориентированы на разные типы предприятий, относящиеся к разным секторам экономики. 20% респондентов, которые выбрали позицию «трудно сказать», со временем могут принять для себя одну из названных выше позиций в зависимости от конъюнктуры рынка труда.

Итак, отсутствует определенная тенденция в ориентации населения на выбор типа предприятия при решении вопроса своего трудоустройства. Фактически нет отличия между коммерческими (частными) и государственными предприятиями с точки зрения привлекательности их для трудоустройства в сознании горожан. Это свидетельствует о том, что у частного бизнеса, в том числе и малого существует достаточный кадровый резерв для развития. Более того, выявлены отличия в социальных характеристиках респондентов, ориентированных на работу в разных типах предприятий.

Отличительные социальные характеристики респондентов, ориентированных на работу в коммерческих (частных) предприятиях:

Преобладают мужчины (54,3%); возрастные группы до 41 года, особенно высокая доля возрастной группы до 25 лет (28,1%); начиная с 51 года резко снижается количество желающих работать в коммерческом предприятии; самая высокая доля лиц с высшим образованием (48,5%); доля лиц со средним профессиональным (27,5%) и начальным профессиональным (11,1%); по признаку «род деятельности» - самая высокая доля студентов (18,8%); доля служащих высшей квалификации (10,2%), руководящих работников (3,1%) выше, чем в группе лиц, сделавших выбор в пользу государственных предприятий, соответственно ниже доля гуманитарной (6,8%), технической (4,9%), служащих низшей квалификации.

Отличительные социальные характеристики респондентов, ориентированных на работу в государственных предприятиях:

Преобладают женщины (61,2%); начиная с 41 года повышается количество желающих работать в государственных предприятиях; доля лиц с начальным (16,7%) и средним (36%) профессиональным образованием выше, чем в первой группе; доля лиц с высшим образованием составляет 31,7%. Доли гуманитарной, технической интеллигенции (14,6% и 7,8% соответственно), служащих низшей квалификации (5,6%) больше, чем в первой группе. Доли студентов (4,4%), служащих высшей квалификации (3,1%), руководящих работников (1,9%) меньше, чем в первой группе.

Таким образом, качественные характеристики кадрового потенциала, связанные с социально-демографическими признаками, коммерческих предприятий выше, чем государственных.

Диаграмма 9

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

.

В целом, у студентов преобладает представление (66%), что у малого бизнеса есть перспективы в городе, он будет развиваться, хотя темпы развития преимущественно рассматриваются как невысокие.

Отметим, практически все выпускники рассматривают малый бизнес уже как неотъемлемый элемент социально-экономической жизни города. Только 2% считают, что малый бизнес постепенно исчезнет.

Поведенческий аспект отношения выпускников к малому бизнесу измерялся через выявление установки на занятие предпринимательской деятельностью.

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru Диаграмма 10

Более 56% выпускников имеют потенциальное желание стать предпринимателем, начать свое дело. На самом деле эта цифра несколько ниже: на вопрос о планах на будущее после окончания вуза в ситуации конкретного выбора 33% ответили, что хотели бы основать собственное дело. Тем не менее, зафиксирован высокий уровень установки на предпринимательство.

По видам предпринимательской деятельности, в которых опрошенные выпускники хотели бы открыть собственное дело, лидируют два вида с наиболее высоким уровнем доходности в настоящий момент времени:

Оказание различного рода услуг – 49,8%

Торгово-закупочная деятельность – 17,4%

Производство в связи с большими инвестиционными затратами на первоначальном этапе развития, большими сроками окупаемости и высоким уровнем инфляции закономерно является менее привлекательным для предпринимательской деятельности – 14,9%.

Посредническая деятельность в связи с ростом уровня профессионализма в деятельности фирм и предприятий и заполнением рыночных ниш является малопривлекательной для выпускников, которые хотели бы заняться предпринимательством – 4,9%.

Конкретные причины, побуждающие выпускников к предпринимательству, представлены в виде рейтинга на диаграмме.

Диаграмма 11

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Самым значимым фактором является фактор материальный – возможность иметь хорошее вознаграждение за свой труд, обеспечить себя и свою семью. В этом мотиве проявляется сложившийся стереотип сознания о предпринимателях как людях более обеспеченных, чем другие. Однако этот социальный стереотип в отношении предпринимателей не всегда адекватно отражает реальную ситуацию. Тем не менее, степень адаптированности предпринимателей к условиям внешней среды гораздо выше, чем основной массы населения города.

Значимой является группа мотивов (37%; 43%; 47% выборов от числа ответивших на этот вопрос), отражающая потребность человека самореализации через свободу выбора и творческую работу. В этом отношении достижение определенной степени независимости (стать хозяином) можно рассматривать как способ реализации собственной свободы выбора.

Для дальнейшего анализа сравним две группы студентов, ориентированных и неориентированных на предпринимательство с точки зрения выяснения значимости проблем, связанных с предпринимательской деятельностью, как факторов влияющих на мотивацию на предпринимательство на уровне конкретного индивида. Другими словами, какое значение придают одним и тем же проблемам, связанным с предпринимательской деятельностью выпускники, которые ориентированы и не ориентированы на предпринимательство.

Всю совокупность проблем можно разделить на две группы.

1. Объективные проблемы, обусловленные:

  • Состоянием внешней среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность (высокие ставки кредита, высокие налоги, занятые доходные рыночные ниши, нестабильность экономической ситуации в городе, вымогательство со стороны криминальных структур и пр.)
  • Стартовыми требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности (наличие капитала для начала собственного дела).
  • Особенностями предпринимательской деятельности (высокий уровень ответственности, высокий уровень рисков)

2. Субъективные проблемы, обусловленные особенностями самого человека и (особенности собственного характера, отсутствие предпринимательского опыта, отсутствие специальных знаний по бизнесу) и его социальными связями

Причем сами причины субъективного характера можно разделить на две группы детерминированные:

  • Социально-психологическими особенностями личности. Они являются базовыми для мотивации на предпринимательскую деятельность (особенности характера). Их можно отнести к категории условно постоянных.
  • Недостатком знаний, умений, навыков в предпринимательском виде деятельности и отсутствием налаженных деловых контактов. Эти проблемы могут быть решены через соответствующую систему обучения предпринимательской деятельности. Эти проблемы можно классифицировать как условно переменную составляющую предпринимательской деятельности.

Мнение выпускников, ориентированных на предпринимательство, о наиболее важных проблемах, связанных с началом предпринимательской деятельности, представлено в виде рейтинга проблем, который измерялся через частотность выбора предложенных респондентам проблем.

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru Диаграмма 12

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Данные диаграммы по существу отражают представление студентов о значимости потенциальных проблем, которые необходимо решать в процессе организации собственного дела и вхождения на рынок.

Ведущими являются проблемы объективного характера:

  • очень важная проблема - отсутствие первоначального капитала (81%), как стартовое условие организации собственного дела;
  • важные проблемы, но по показателю рейтинга находятся ближе к маловажным проблемам - высокие ставки налогов и нестабильная ситуация в городе (41% и 35% соответственно);

К числу важных относится проблема субъективного характера – отсутствие предпринимательского опыта (рейтинг 42%).

Отсутствие специальных знаний по предпринимательству не рассматривается как важная проблема (рейтинг 24%).

Как позитивный факт следует отметить, что относительно других проблем малозначимой является проблема, связанная с вымогательством со стороны криминальных структур.

Для группы студентов, не ориентированных на предпринимательскую деятельность, измерялся рейтинг проблем, связанных с предпринимательством, как факторов нежелания заниматься предпринимательской деятельностью.

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru Диаграмма 13

Причины отсутствия мотивации на предпринимательскую деятельность можно разделить на две группы:

Причина лидер – отсутствие денег для начала собственного дела (64%). Значимость этой причины закономерна на общем фоне социально-экономической ситуации в стране, городе. Эта ситуация характеризуется относительно низким уровнем жизни населения. Между тем, данные диаграммы 37 свидетельствуют, что названная респондентами выше причина – отсутствие денег - является лишь «вершиной айсберга». Скорее всего, ведущей является совокупность причин субъективного характера:

Отсутствие предпринимательского опыта (40%)

Особенности собственного характера (24%)

Отсутствие специальных знаний по бизнесу (25%)

Сравнивая отношение к проблемам предпринимательства двух групп студентов - ориентированных и не ориентированных на предпринимательство, можно сделать вывод, что при внешней схожести позиций определился главный фактор, влияющий на мотивацию на предпринимательство – субъективный, имеющий условно постоянное значение (особенности собственного характера). Таким образом, ориентация или отсутствие ориентации на предпринимательскую деятельность в первую очередь обусловлена субъективными факторами, свойствами самой личности. Объективные факторы создают благоприятные или неблагоприятные условия для формирования соответствующей мотивации человека.

В этом отношении эффективное функционирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубатора, консалтинговых, обучающих структур и пр.) создаст благоприятные условия для вхождения в рынок мотивированной на предпринимательство части населения, которая ограничена в своих желаниях и возможностях недостатком соответствующих знаний и опыта.

3. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в г. Новокузнецке

Диаграмма 14

Социальная среда функционирования малого бизнеса - student2.ru

Из диаграммы следует:

· 37% предпринимателей не имеют представление, чем занимаются организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса, причем 13% из этого числа не знают о существовании подобных организаций

· 39% предпринимателей оценивают уровень своей информированности о подобных организациях как недостаточный.

Фактически две трети предпринимателей (63%) недостаточно информированы о деятельности организаций поддержки малого бизнеса. Только 18% отметили, что они в целом имеют представление о деятельности этих организаций, лишь 1% предпринимателей полностью информированы об инфраструктуре поддержки малого бизнеса.

Выявлен факт – уровень информированности предпринимателей о деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства мало зависит от срока существования предприятия на рынке (См.: табл. 1 приложения).

Таким образом, степень информированности предпринимателей о деятельности организаций поддержки малого бизнеса находится на недостаточном уровне, следова

Наши рекомендации