Предприниматели и мп, использующие внешние консультации
Факторы, связанные с предприятием | Факторы, связанные с предпринимателем | Факторы, связанные с фазами жизненного цикла |
Размер МП: чем меньше само предприятие, тем реже использование консультационных услуг. Кроме того, малые предприятия в основном пользуются финансовым консалтингом, в то время как более крупные прибегают к консультированию по широкому спектру вопросов. Вид деятельности МП: производственные предприятия чаще прибегают к внешним консультациям "Возраст" МП: за исключением компаний, переживающих начальную стадию, консалтингом чаще пользуются зрелые предприятия. Интернациональность МП означает повышенное использование услуг внешнего консалтинга. МП, востребованные внутренним рынком, чаще пользуются консультациями, чем не востребованные. | Высокообразованные, стремящиеся к росту и неконфликтные Предприниматели больше зависят от внешних консультаций. | МП, переживающие период становления: требуются консалтинговые услуги, связанные с развитием и отсевом деловых идей, либо с внешними советами по административным проблемам. МП на стадии роста: активные потребители различных консалтинговых услуг МП на стадии зрелости: пользуются внешними консалтинговыми услугами |
Источник: ENSR Enterprise Survey 1997.
Согласно последнему обзору ENSR Enterprise Survey, составленному в 1997 г. и включенному в пятый ежегодный отчет Европейского Обзора по МП, главные барьеры, ограничивающие доступ малых предприятий к консультационным услугам, можно разделить на следующие категории:
· барьеры, связанные со стоимостью;
· барьеры, связанные с характером услуг;
· барьеры, связанные с недостаточной информативностью;
· барьеры, связанные с исполнением.
Главным препятствием, влияющим ограничивающим доступ к внешним услугам, является дефицит средств, так как 40% респондентов уверены, что внешняя консультация – дорогое удовольствие. На втором месте стоят причины, касающиеся характера услуг. Здесь 26% респондентов верят, что консалтинг не отвечает их истинным потребностям, а еще 22% считают, что консалтинговые услуги носят слишком общий характер. 17% респондентов считают препятствием недостаточную информативность внешних консультаций. Интересно, что обзор ENSR доказывает, что подобного рода барьеры чаще упоминаются малыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, в то время как большие и производственные предприятия, по-видимому, в целом не очень доверяют внешнему консультированию.
V.2. Политика ЕС
С учетом важности внешней экспертной поддержки развития МП, а также высокой стоимости такой поддержки, предоставление советов экспертов и консалтинговых услуг для МП за меньшую цену представляет собой меру, включаемую в несколько стратегий ЕС:
· DG XVI для региональной политики ввел концепцию бизнес- и инновационных Центров (BIC) в 1984 г. сначала как инструмент для поддержки местного развития в слаборазвитых районах. С тех пор BIC выросли в заслуживающих доверия советников для новаторов-предпринимателей в странах ЕС и третьих странах.
· DG 1A для Внешних сношений и DG XXIII для Политики в сфере предпринимательства ввели в действие ряд программ, направленных на субсидирование консалтинговых услуг, с намерением помочь предпринимательству в Европейском Союзе, осуществить инвестиции в других странах ЕС или в третьих странах через создание и развитие совместных предприятий с местными партнерами.
V.2.1. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC)
DG XVI определяет BIC следующим образом:
“BIC представляет собой местную или региональную схему партнерства, которая предоставляет МП полный набор услуг на благоприятных условиях, делая основной упор на инновациях для промышленности или в сфере промышленных услуг. Такой центр определяет, отбирает и поддерживает подающих надежды предпринимателей и их проекты, либо уже существующие МП. BIC отражает многоплановую договоренность и мобилизует местный потенциал с позиций глобального подхода. Он направляет общественные и частные финансовые ресурсы на инициативы, которые являются полезными ввиду своего инновационного характера и экономической ориентации и предназначены для повышения благосостояния и создания рабочих мест, а также для придания разнообразия деятельности. Кроме того, подобные инициативы также помогают выходу МП на международный рынок и обеспечивают им доступ к международному сотрудничеству.”
В своем простейшем варианте BIC содержит команду квалифицированных экспертов по развитию предпринимательства, способных лично консультировать предпринимателей или направлять их в сеть профессиональных советников, находящихся в данном регионе. Однако, несколько BIC настолько развились, что сами внесли в свою деятельность элементы предпринимательства, а некоторые даже получили возможность создать начальный капитал.
BIC выполняют двойную функцию:
· помогают новым МП с инновационными идеями в таких областях, как разработка новых изделий, процессы производства и вопросы сбыта;
· содействуют уже существующим МП в налаживании бесперебойного производства, руководства предприятием и маркетинга.
Поступая таким образом, BIC предоставляют широкий спектр услуг, таких как определение и оценка потребностей, планирование первичных предпринимательских действий, реструктуризация компании, обучение персонала, предоставление консультаций, запуск, сопровождение и руководство проектами. В общем случае наиболее типичными услугами, характерными для BIC, являются следующие:
· выбор компетентных предпринимателей и жизнеспособных проектов, нуждающихся в поддержке;
· содействие новым инновационным проектам;
· организационная помощь посредством стратегического и оперативного бизнес-планирования;
· передача технологий и консультации по развитию инноваций;
· обучение управленческому искусству владельцев и персонала МП;
· помощь в маркетинге;
· советы по созданию фондов;
· доступ к сетям профессиональных бизнес-консультантов;
· мониторинг и текущая оценка бизнес-проектов после их внедрения;
· предоставление офисов и помещений в “бизнес- инкубаторах”, включая дополнительные услуги (секретарская деятельность, телекоммуникационное, аудио- и видеозаписывающее оборудование) для новых МП.
Финансирование со стороны ЕС зависит от стоимости конкретного BIC, но обычно составляет от 30 до 50% первоначальных и текущих расходов. Другие источники совместного финансирования – Страны-участницы, региональные и местные органы, торговые палаты, университеты и исследовательские институты и, наконец, частный сектор, например, банки, венчурные компании, компании с промышленной конверсией и крупные фирмы. Это позволяет администрации BIC проводить политику наиболее приемлемого ценообразования для МП посредством квалифицированных консультаций и советов по ценам, значительно ниже средних рыночных.
До настоящего времени успех деятельности BIC измерялся по двум критериям:
· свое собственное выживание и расширение, поскольку BIC, получивший признание в отношении услуг, предоставляемых местным МП, будет поддерживаться на местном уровне как финансовым, так и другим образом, и тогда его оборот от продажи экспертиз будет расти. В настоящее время имеется около 140 BIC, действующих не только в ЕС, но и третьих странах., причем лишь немногие из них прекратили свое существование. Неудачи в основном происходили из-за неспособности вписаться в местную предпринимательскую среду;
· Степень выживаемости МП, поддерживаемых со стороны BIC на начальной стадии и в последующий период. Средний коэффициент выживаемости клиентов BIC через 5 лет составляет 89%, что является очень неплохим показателем в сравнении со среднеевропейской цифрой, не превышающей 50% за такой же период жизни.
В заключение можно сказать, что работа BIC по оказанию помощи в создании предприятий и обеспечении их выживания в трудные первые годы их существования была достаточно успешной.