Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского малого предпринимательства

Анализ нормативно-правового регулирования консалтинга как формы бизнес - услуг предпринимательскому сектору[71] затрудняется не только многообразным характером этого вида услуг, но и тем, что само по себе понятие «консалтинг» не является пока общепринятым обозначением той или иной сферы профессиональной (хозяйственной) деятельности[72]. Например, в такой известной базе данных по правовым вопросам как «Гарант» понятие «Консалтинг» отсутствует вообще. Это типично и для других баз данных по правовым вопросам. Специфическая подотрасль «деловые услуги» или «бизнес-услуги» (что, несомненно, шире понятия предпринимательского консультирования) не представлена в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП)[73].

В сложившейся ситуации наиболее близкой сферой правового регулирования к сфере предпринимательского консультирования являются отрасли «Услуги» в их традиционном понимании и структуризации[74]. Значительное внимание правовому регулированию деятельности сферы услуг уделено в ГК РФ. Эти вопросы рассмотрены главным образом в Главе 39 ГК РФ - «Возмездное оказание услуг», хотя по мнению юристов, для правовой основы консалтинговой деятельности могут быть также взяты и иные нормы, в частности, регулирующие выполнение работ по договору и пр. При этом важно то, что статья 779 ГК, определяя характер договора возмездного оказания услуг[75], включает в сферу отношений, покрываемых этой статьей, оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, по туристическому обслуживанию и иных услуг. Это открывает возможность формирования по каждой из названных подотраслей сферы услуг самостоятельного блока нормативно-правового регулирования, хотя нет оснований полагать, что без него эффективное функционирование данной сферы услуг для предпринимательства в принципе невозможно. Следует также иметь в виду, что сфера услуг и возникающие здесь правоотношения регулируются также и Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Применительно к нормативно-правовому регулированию сферы услуг следует выделить ряд юридических документов, которые можно рассматривать как на наиболее приемлемую правовую базу для оказания консультационных услуг предпринимательской среде.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на уже упоминавшийся закон «О торгово-промышленных палатах...», который не только позволяет последним иметь собственные предприятия, но и прямо фиксирует в целях и задачах деятельности ТПП многие вопросы, тяготеющие к сфере консалтинга как для российских, так и для иностранных предпринимателей.

Примером нормативно-правового регулирования отдельных сфер, условно относимых к сфере предпринимательского консультирования, может служить действующее регулирование оказания юридических услуг[76], которые действительно занимают важное место в деятельности российских МП. Такое регулирование осуществляется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг» № 344 от 15 апреля 1995 г. Документ устанавливает практику лицензирования оказания юридических услуг. Выдача лицензий осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции субъектов Российской Федерации.

Лицензии на оказание платных юридических услуг выдаются физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Согласно Постановлению и Положению, платные юридические услуги вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Лицо, имеющее диплом иностранного государства о высшем юридическом образовании, вправе оказывать платные юридические услуги в виде консультаций только по законодательству государства, выдавшего диплом. Довольно жестко лицензируется также и право оказывать деловые консультационные услуги в области бухгалтерского учета и аудита, операций с ценными бумагами. В настоящее время решается вопрос о лицензировании консультирования в области оценочной деятельности.

Таким образом, основное значение в правовом регулировании консалтинга имеет вопрос о его лицензировании. Практика лицензирования имеет своей главной целью защитить клиента от получения некачественных консультационных услуг[77]. По существу, сегодня консалтинговое обслуживание предпринимательской среды (в том числе и МП) распалось на две составляющие: лицензируемый консалтинг и нелицензируемый консалтинг. К первому, как уже было отмечено выше, относятся консалтинговые услуги по широкому спектру вопросов юридического характера, а также по вопросам бухгалтерского учета и аудита, операций с ценными бумагами и пр. Напротив, консалтинговые услуги в области маркетинга, менеджмента, рекламы, социально-трудовых отношений не лицензируются.

В настоящее время эксперты не поддерживают нормативного расширения сферы лицензируемого консалтинга или ужесточения самой процедуры лицензирования, т.к. это далеко не всегда (особенно в российских условий) является твердой гарантией качества услуг. Напротив, выдвигается идея профессионально-общественной аккредитации услуг консультантов как формы утверждения и контроля определенного имиджа фирмы-консультанта на рынке деловых услуг.

Поскольку в законах субъектов РФ по вопросам развития и поддержки МП проблемы регулирования консалтинговых услуг для МП отражены неудовлетворительно, основная тяжесть по нормативному урегулированию данного элемента внешней среды российского МП по названным выше вопросам ложится на федеральное законодательство и нормативные документы российского Правительства.

4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства

4.1 Текущее состояние систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства

Развертывание деятельности по обучению и подготовке кадров для малого предпринимательства (далее - «бизнес-обучение») началось еще в конце 1980-х годов, практически одновременно с появлением самых первых форм МП, еще в рамках так называемого кооперативного движения. Более того, само по себе обучение основам предпринимательства, как и издание разного рода обучающих материалов, стало одной из разновидностей малого бизнеса и послужило основой старта многих новых бизнес - структур, перешедших затем в совершенно иные сферы предпринимательской деятельности.

В развитии системы бизнес - обучения постоянно присутствовали и взаимодействовали две тенденции: одна - к формированию новых, специализированных систем обучения (контактных и дистанционных), вторая - к интеграции систем бизнес - обучения в среду традиционно действующих обучающих центров за счет их переориентации на новые направления и формы работы.

По оценкам экспертов, перед бизнес - обучением в России огромные перспективы деятельности, т.к. уже в ближайшей перспективе стране потребуется 3-5 млн. квалифицированных менеджеров, причем преимущественно, в сфере малого и среднего бизнеса[78].

Наши рекомендации