Анализ результатов опросов российских МП
Опросы свидетельствует о том, что сфера лизинговых услуг для малого бизнеса, по мнению его представителей, все еще находится в начальной стадии своего становления, которая характеризуется отсутствием в среде предпринимателей должной информации о тех возможностях, которые они в принципе открывает. Наиболее распространенными типами оборудования для лизинга в сфере МП являются пищевое и упаковочное технологическое оборудование, а также деревообрабатывающее, торговое, полиграфическое оборудование, автомобили, оборудование для предприятий общественного питания.
Лишь один из пяти респондентов опросов не видел особых препятствий к получению оборудования по лизингу. Это означает - основная масса малых предприятий пока рассматривает получение лизинговых услуг как малодоступный фактор (источник) развития их предприятий. Это говорит также о неразвитости структур поддержки малых предприятий в сфере лизинговых услуг.
Опросы показывают лишь умеренную заинтересованность МП в информационных услугах. Опросы выявили рост потребностей МП лишь в отношении информации правового характера. По своей значимости она занимает в настоящее время первое место. Иные виды информации (о новых технологиях, источниках и условиях кредитования, методологии бизнес-планировании, партнерах для совместного производства, менеджменте и организации производства, обучении и переподготовке кадров) занимают более низкие места в рейтинге. При этом значимость каждого вида информации за прошедшие три-четыре года фактически не изменилась.
Модифицируется характер потребностей МП в информации о поставщиках: складывается преобладание факторов надежности коммерческой деятельности, качества товаров работ и услуг по сравнению с доминировавшем ранее акцентом на наиболее выгодные цены. Трансформируется и структура источников информации: растущий спрос на нее все более покрывается, как ранее, преимущественно знакомыми предпринимателями, деловыми партнерами и чиновниками, но и все более - справочной, специализированной литературой, электронными базами данных. Значительно возрастает роль торговых ярмарок и выставок и, напротив, существенно снижается значение органов власти любого уровня как источника информации.
Основным барьером, препятствующим доступу малого бизнеса к информации, в настоящее время, согласно опросам, являются финансовые ограничения на создание современных информационных систем и инструментов оперативного доступа всех категорий МП к этим системам по «разумным ценам».
Отношение МП к консультированию также сдержанное. Этот факт подтверждается тем, что при ранговой оценке влияния на успех фирмы специальные профессиональные знания заняли нижнее место после таких факторов, как деловая активность, размеры накопленного капитала и связи в органах власти. Консультирование в сфере МП преобладающе концентрируется на различных аспектах управленческой деятельности.
Опросы показали, что с 1995 по 1997 гг. произошло падение потребности МП в консультациях по инвестиционным проектам от коммерческих банков, зато почти удвоилась их потребность в финансовых консультациях. В инвестиционном консалтинге сегодня, согласно опросам, наиболее заинтересованы производители средств производства и фирмы, занимающиеся информатикой и интеллектуальными услугами.
Пока невелика доля предпринимателей, пользующихся услугами специализированных консалтинговых фирм. Это связано, в первую очередь, с ограниченностью собственных финансовых средств МП и неразвитостью систем поддержки МП, обеспечивающих им льготные условия доступа к услугам профессиональных консультантов.
По различным опросам, сегодня почти 70% предпринимателей в возрасте до З5 лет считают, что им необходимо обучение, дополнительные знания в области бизнеса. Так, в опросе, проведенном по заказу Национального Фонда подготовки кадров, от 40 до 52% руководителей МП считают необходимым повысить уровень профессионализма в таких областях, как управление финансами, сбыт продукции, маркетинг; от 23% до 29% — в управлении производственным процессом, стратегическом управлении, управлении кадрами, построении эффективной системы управления.
Как показывают обследования, при выборе обучающего центра большинство слушателей ориентируются на имя бизнес-школы (по данным опросов, каждого второго слушателя привлек именно авторитет учебного заведения) и зарплату ее выпускников. Напротив, судя по опросам, представители МП пока не имеют возможности (источников информации) чтобы аргументировано судить о качестве образовательных услуг тех или иных обучающих центров.
1.3 Общие выводы и рекомендации по российскому опыту
В целом из оценок нормативно-правовой ситуации в сфере МП и из проведенных опросов, следует, что необходимо законодательное закрепление финансовых источников развития сети лизинга, общедоступных информационных, консультационных и обученческих услуг для МП. В интересах МП должны действовать федеральный и региональные Фонды содействия лизингу, системы льготного кредитования лизинговых операций, а также системы страхования объектов лизинга и своевременности/полноты лизинговых платежей. В дальнейшем развитии и нормативно-правовом закреплении нуждается практика передачи малых предприятий в лизинг «под ключ».
Стоит вопрос о новом подходе к созданию целостной системы СИОМП и, соответственно, о новом нормативно-правовом обеспечении ее деятельности, включающем практическое решение комплексности этой системы и ее доступности для всех представителей российского малого бизнеса во всех регионах страны. В отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения МП в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на объединение на новой экономической и организационно-правовой базы независимых, в т.ч. и частных, информационных систем, что потребует четкого выделения и закрепления здесь компонента «государственной поддержки» в отношении малого бизнеса.
Развитие правовой базы консалтинговых услуг должно идти в направлении создании единой системы лицензирования этих услуг, закрепления условий их доступности для всех МП, т.е. механизмов льготного финансирования, а также усиления взаимодействия консалтинга с другими компонентами «внешней среды» (финансовая и имущественная поддержка, лизинг, обучение и пр.).
Целесообразна большая чем в настоящее время (сводящаяся лишь к одноразовому лицензированию), нормативная регламентация обученческих центров для МП, включающая в себя больший контроль за качеством обучения, а также стимулирующая обученческие центры участвовать в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников. Перечень форм контроля за бизнес-школами и формами их участия в послеобученческой бизнес-карьере своих выпускников следует закрепить законодательно на уровне субъектов Федерации.
На федеральном и региональном уровне нормативным порядком должны быть закреплены права всех категорий населения на получение на льготных условиях одной из форм обучения основам предпринимательской деятельности.
2. Опыт стран Европейского Союза (ЕС)