Актуальные потребности предпринимателей в сфере государственной поддержки их бизнеса
Данные, полученные в ходе анкетного опроса, подтвердили, что предприниматели придают государственной поддержке малого бизнеса очень высокое значение, считая ее необходимой для своего бизнеса. Так ответило подавляющее большинство опрошенных (85,8% по всей выборке). Лишь 7,3% всех респондентов определенно заявили, что не нуждаются в поддержке со стороны государства. В наименьшей степени нуждаются в государственной поддержке предприниматели из Москвы – 17,2% респондентов этой группы отметили, что для них господдержка не является необходимой. Так же настроены 14,3% ответивших из Ростова-на-Дону. Меньше всего тех, кто не считает господдержку для себя необходимой, в Курске – всего 2,1%.
Остальные предприниматели отмечают важность государственной поддержки на всех этапах жизненного цикла предприятия, причем из ответов следует, что такая поддержка нужна в большей степени на этапе организации и начала деятельности, чем на этапе зрелости (48,6% и 37,2% ответивших по всей выборке, соответственно).
Мнения представителей разных регионов конечно не совпали, что является не удивительным, учитывая различия в социально-экономических условиях представленных в исследовании регионов. Так, на этапе организации и начала деятельности важнее господдержка для представителей четырех регионов из шести. Больше всего заинтересованы в поддержке на этом этапе предприниматели из Новосибирска (68,7% респондентов этой региональной группы); Курска (61,5%); Нижнего Новгорода (53,5%) и Ростова-на-Дону (48,0%). Только в ответах представителей двух регионов проявилось, что для них более важной является поддержка государства на этапе зрелости для целей развития – в Екатеринбурге (69,4%) и Москве (46,5%).
Что касается отдельных видов господдержки, то тут выраженные предпринимателями предпочтения послужили дополнительной иллюстрацией к широко известным мнениям о болевых точках российского бизнеса. По тому, как респонденты отметили наиболее важные непосредственно для их бизнеса направления государственной поддержки, все эти варианты разделились на семь групп в зависимости от частоты выбора каждого из них. Распределение ответов респондентов о наиболее важных для них видах государственной поддержки представлено на рисунке 4.1.
Характерно, что наиболее важным для себя предприниматели считают предоставление налоговых льгот, которое было упомянуто в 72,7% ответов. Этот вид государственной поддержки лидирует с огромным отрывом, а представители малого бизнеса из Москвы и Екатеринбурга оценили значимость этого вида даже выше, чем в среднем, показав 90,9% и 89,8% соответственно. Тем не менее во всех остальных регионах, кроме Новосибирска, даже с меньшими абсолютными цифрами по количеству выборов, этот вид господдержки тоже лидирует по значимости.
На втором месте оказался такой вид поддержки, как льготная аренда помещений– 60,1% от всех ответов по выборке в целом. И здесь также для предпринимателей из Москвы и Екатеринбурга это направление оказалось более важным (74,7% и 82,7% соответственно), чем в среднем по всей выборке. Относительно наименее значимым среди всех региональных групп это направление оказалось для Ростова-на-Дону, где его выбрали 41,0% респондентов.
На третьем месте по значимости оказались такие виды, как упрощение и стабильность системы налогообложенияи нормативно-правовая поддержка малого бизнеса. Они составляют, соответственно, 49,8% и 43,5% всех ответов по выборке в целом.
Рис. 4.1. Распределение ответов на вопрос: «Какие виды государственной поддержки наиболее важны для Вас как для предпринимателя?»
Существенно выше среднего оказалась важность этих видов для предпринимателей из Новосибирска. В их ответах доли этих вариантов составили, соответственно, 78,0% и 72,0%. Контраст с новосибирцами составили представители Ростова-на-Дону, у которых такое направление, как упрощение и стабилизация системы налогообложения, получило 23,0% голосов, а нормативно-правовая поддержка малого бизнеса оказалась чуть более значимой, ее отметили 32,0% опрошенных предпринимателей.
В четвертой по важности для предпринимателей группе оказались два направления, набравшие одинаковое число сторонников, а именно, льготные целевые кредиты для проектов (33,6% по всей выборке в целом) и упрощение процедур регистрации и лицензирования (33,6%). При этом выявился существенный разброс в региональных оценках значимости двух этих видов. Так оценки важности льготных целевых кредитов колебались от 17,0% в Новосибирске до 44,9% в Екатеринбурге, а упрощения процедур регистрации и лицензирования от 16,0% до 50,0% в тех же Новосибирске и Екатеринбурге, соответственно.
Пятую группу составили виды поддержки с относительно невысоким уровнем субъективной значимости для опрошенных предпринимателей. Сюда вошли: гарантии по коммерческим кредитам (20,5%); бесплатные или льготные информационные ресурсы (19,0%); микрокредитование (18,6%); содействие в лизинге оборудования (16,3%); страхование имущества и предпринимательского риска (16,3%);обеспечение безопасности бизнеса и личности (14,0%).Практически по каждому из данных видов поддержки наблюдается разброс в оценках их значимости предпринимателями разных регионов. Наиболее яркие проявления этих различий видны по отношению к микрокредитованию, где наибольшую заинтересованность показали респонденты из Ростова-на-Дону (32,0% их ответов), а наименьшую – из Екатеринбурга (7,1% ответов). Столь же большой разброс в мнениях относительно гарантий под коммерческие кредиты. Предприниматели из Новосибирска посчитали их более важными, чем в среднем по выборке (32,0%), а из Екатеринбурга – менее важными (8,2%). Бесплатные или льготные информационные ресурсы меньше всего интересуют предпринимателей из Новосибирска (2,0%), но зато достаточно важны для условий Екатеринбурга (29,6%) и Москвы (28,3%). Лизинг оборудования относительно более значим для москвичей (24,2%), новосибирцев (19,0%) и предпринимателей из Ростова-на-Дону (18,0%), чем, например, для Екатеринбурга (10,2%). Существенно важнее для предпринимателей из Новосибирска страхование имущества и предпринимательского риска (33,0%), чем для респондентов из других городов и в среднем по выборке. Такое направление, как обеспечение безопасности бизнеса и личности примерно одинаково по важности для всех регионов без особых различий.
На шестом месте оказалась группа из пяти видов господдержки, в которую вошли такие виды поддержки, которые в совокупности получили достаточно низкие оценки важности со стороны предпринимателей. Это - предоставление госзаказов (11.4%), упорядочивание государственного контроля за дея-тельностью предпринимателей (8,9%), поддержка инновационной деятельности (8,4%), защита конкурентной среды (8,4%), поддержка социального статуса пред-принимателей (6,5%).
Наконец, в седьмую группу - с очень низкими оценками относительной важности – вошли: доступный консалтинг (3,5%), содействие внешнеэкономической деятельности (3.5%), целевая поддержка отдельных групп предпринимателей (3,5%) и содействие в подготовке и переподготовке кадров (2,3%). По этим направлениям практически отсутствуют различия в предпочтениях предпринимателей различных регионов.
Данные обследования дают возможность показать специфику потребностей предпринимателей в каждом из обследованных регионов, однако такая информация важна, скорее, для анализа региональной ситуации и разработки региональных программ поддержки предпринимательства. Для федерального уровня более важными являются данные об относительной важности отдельных видов господдержки по всей выборке респондентов, а также более конкретная информация о предпочтениях предпринимателей в рамках отдельных видов господдержки. Материалы настоящего исследования предоставляют такую информацию, важную для оценки потребности в кредитно-финансовой поддержке, в том числе в части микрокредитования и предоставления гарантий под кредиты.
Опрос показал, что в настоящее время необходимость в получении кредита испытывает 33,9% участвовавших в обследовании предпринимателей. При этом выявились существенные региональные различия. Наиболее ярко необходимость в кредитных услугах выражена в Екатеринбурге, где число нуждающихся составляет 63,6% от опрошенных в этом городе предпринимателей. Слабее эта необходимость ощущается в Новосибирске (35,4% от респондентов этой группы) и Курске (35,4%). Существенно меньшую необходимость в кредите испытывают, судя по опросу, предприниматели Москвы, где кредит нужен четверти опрошенных, в Ростове-на-Дону (21,6%) и Новосибирске (19,4%).
Заявили, что не нуждаются в кредите 40,1% предпринимателей по всей выборке, причем в Новосибирске таких оказалось более половины (55,2%) и ровно половина – в Нижнем Новгороде. Почти в два раза меньше тех, кому не нужен кредит, в Курске (29,3%) и Екатеринбурге (26,3%).
Не смог занять определенную позицию в вопросе о потребности в кредите каждый четвертый из всех опрошенных. Наибольшие затруднения вопрос вызвал у предпринимателей из Москвы (36,0%), Курска (35,4%) и Ростова-на-Дону (35,2%). В Новосибирске не определились с необходимостью в кредите 9,4% респондентов, а в Екатеринбурге – 10,1%.
Из ответов на вопрос об оптимальном размере кредита в настоящее время, складывается следующая картина. Разброс оптимальных размеров кредита, названных опрошенными предпринимателями, составил интервал от 3 тысяч рублей до 100 млн. рублей. Средний потребный размер кредита оказался около 2 млн. рублей по всей выборке.
По регионам необходимый средний размер кредита составил в порядке убывания:
· Москва – 8107286 рублей (в пределах от 3 тыс. рублей до 100 млн. рублей);
· Екатеринбург – 1480476 рублей (в пределах от 30 тыс. рублей до 30 млн. рублей);
· Новосибирск – 1350471 рублей (в пределах от 50 тыс. рублей до 15 млн. рублей);
· Курск – 1140000 рублей (в пределах от 50 тыс. рублей до 7 млн. рублей);
· Нижний Новгород – 472525 рублей (в пределах от 20 тыс. рублей до 5 млн. рублей);
· Ростов-на-Дону – 137895 рублей (в пределах от 10 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей).
Как видно, наибольший диапазон потребностей в кредитных ресурсах характерен для Москвы, в то время, как для предпринимателей из регионов с менее развитым сектором малого бизнеса, этот диапазон существенно меньше.
Опираясь на данные, полученные в рамках настоящего исследования, можно в первом приближении оценить общую потребность в кредитных ресурсах, существующую в настоящее время со стороны малых предприятий России.
В качестве исходных принимаются данные об оптимальных размерах кредита, выраженные в оценках самих предпринимателей, доля предприятий, которая в ходе опроса четко заявила о необходимости кредита определенного размера, и общее число малых предприятий в России.
Опрос показал, что только 33,9% респондентов испытывают необходимость в получении кредитов. Если исходить из общеизвестных данных о том, что в настоящее время в нашей стране насчитывается около 850 тысяч малых предприятий, то в масштабе Российской Федерации число желающих получить кредитные ресурсы примерно составит 288150 предприятий.
С учетом того, что по данным проведенного опроса минимальный размер желаемого кредита был определен в 3 тыс. рублей, а максимальный – в 100 млн. рублей, при этом средняя величина составила 1889723 рубля, общий объем потребных кредитных ресурсов равен, в среднем, 544523680 рублей, то есть более чем полу миллиарду рублей.
Материалы опроса позволили также выявить существующие предпочтения предпринимателей в отношении сроков предоставления кредитов. Наиболее приемлемый средний срок предоставления кредита для всей выборки составил 11,2 месяца. При этом интервал предпочтений достаточно широк и составил от 0,5 месяца до 5 лет.
По регионам он (в порядке возрастания) распределился следующим образом:
· Ростов-на-Дону – 9,5 месяцев (от 1 месяца до 2 лет);
· Москва – 11 месяцев (от 0,5 месяца до 5 лет);
· Екатеринбург – 11,3 месяцев (от 2 месяцев до 4 лет);
· Новосибирск – 11,3 месяцев (от 1 месяца до 3 лет);
· Курск – 11,5 месяцев (от 2 месяцев до 4 лет);
· Нижний Новгород – 12,4 месяцев (от 3 месяцев до 4 лет).
Наиболее приемлемый размер максимальной месячной ставки за кредит на указанный срок оказался по всей выборке на уровне 7,4%. Диапазон возможных вариантов составил от 0 до 45,0%.
По регионам варианты наиболее предпочтительной ставки за кредит распределились так:
· Москва – 4,3% (диапазон от 0,5% до 15,0%);
· Курск – 5,3% (диапазон от 0 45%);
· Ростов-на-Дону – 6,0% (диапазон от 0 до 30,0%);
· Новосибирск – 7,5 % (диапазон от 1,0% до 28,0%);
· Нижний Новгород – 8,5% (диапазон от 0 до 27,0%);
· Екатеринбург – 11,7% (диапазон от 0 до 30,0%).
В ходе опроса выявились также основные цели, для которых предприниматели намерены брать кредиты.
В качестве основной цели получения кредита 18,2% предпринимателей указали закупку сырья. На сырье намерены потратить полученные кредиты больше всего предпринимателей из Курска (28,6%) и из Москвы (26,5%). Минимальное количество желающих приобрести на эти деньги сырье – среди предпринимателей Нижнего Новгорода (9,1% от общего количества предпринимателей из этого города).
Утверждают, что кредит будет потрачен на увеличение объемов производства старой продукции, 15,5% всех респондентов. Расширять свое производство намерены 36,4% предпринимателей из Екатеринбурга. Хотя в других регионах делать дополнительные вложения в производство старой продукции предполагает значительно меньшая доля опрошенных предпринимателей: в Новосибирске – 5,6%; в Ростове-на-Дону – 7,3%; в Москве – 9,2%.
На освоение новой продукции намерены потратить полученный кредит 14,5% опрошенных. Среди них 23,5% от всего количества москвичей-предпринимателей и 20,5% от общего числа нижегородцев.
Намерение потратить деньги на техническую модернизацию имеют 9,5% опрошенных предпринимателей (16,3% москвичей; 13,6% нижегородцев и только 1,2% представителей из Курска).
Направить кредиты на инвестиции в непрерывное производство собираются 8,7% предпринимателей по всей выборке. В это больше заинтересованы предприниматели из Новосибирска – 16,7% от их общего количества, а также из Екатеринбурга – 14,1%. Минимальный интерес имеют в этом отношении предприниматели Москвы (2,0%) и Курска (2,4%).
На инвестиции в готовую продукцию (услуги) намерены направить полученные кредиты 7,3% предпринимателей. В Новосибирске потратить кредиты на эти цели собирается 22,5% опрошенных там предпринимателей. В других регионах таких желающих существенно меньше: в Нижнем Новгороде – 3,4%; в Екатеринбурге – 4,0%; в Ростове-на-Дону – 6,1%.
Организация новой фирмы является целью получения кредита для 5,6% предпринимателей. В Москве на новое дело склонны потратить кредит 11,2% опрошенных, а в Екатеринбурге и в Нижнем Новгороде соответственно – только 2,0% и 3,0%.
Для покрытия разницы между дебиторской и кредиторской задолженностью готовы использовать кредит 2,4% предпринимателей. Региональные различия здесь минимальные.
Затруднились с конкретизацией целей получения кредита 14,9% опрошенных. Наиболее сложным это оказалось для предпринимателей из Ростова-на-Дону (28,0%) и Нижнего Новгорода (27,3%). Практически не вызвал затруднений вопрос в Москве (2,0%).
Надо отметить, что потребности и предпочтения малых предприятий существуют в достаточно определенном виде и по отношению к желаемым источникам финансирования. Так, из всех источников крупного займа наиболее для себя предпочтительным в настоящее время более половины предпринимателей считает банки. В Новосибирске с этой точкой зрения согласны 84,5% ответивших. Хотя в Москве и Нижнем Новгороде такой выбор сделала только треть предпринимателей.
Все остальные источники финансовых ресурсов существенно отстают от банков. Наиболее предпочитаемыми среди них являются партнеры по бизнесу, за которых проголосовало 16, 2 опрошенных, причем больше всего – в Москве (27,0%) и Нижнем Новгороде (19,4%), а меньше – в Новосибирске (5,2%).
Обращаться за кредитом к друзьям, знакомым, родным наиболее предпочтительно для 12,8% предпринимателей. Этот источник выбрали 19,4% представителей Нижнего Новгорода (столько же, сколько выбрали партнеров по бизнесу) и 17,0% москвичей, а среди ориентированных в основном на банки предпринимателей из Новосибирска этот вариант выбрали только 4, 1% опрошенных.
Государственный или муниципальный Фонд поддержки предпринимательства для получения крупных займов наиболее предпочтительным считают 6,5% из всей выборки. Это, в основном, – предприниматели из Курска (15,3%) и москвичи (10,0%). В других регионах на этот источник указало в несколько раз меньшее число предпринимателей, особенно их мало в Нижнем Новгороде (2,0%) и Екатеринбурге (3,0%).
Международные программы поддержки среди всех возможных источников кредитования набрали всего 1,9% голосов. Наиболее ориентированы на получение крупных кредитов в рамках этих программ предприниматели из Москвы (5,0%) и Екатеринбурга (3,0%). Никто не высказал предпочтений в их адрес в Ростове-на-Дону и Новосибирске.
Кредитные кооперативы (союзы) и ломбарды (и иные аналогичные организации) в сумме получили мене одного процента предпочтений.
Затруднились сделать выбор 9,5% по всей выборке. Очень большая доля затруднившихся с ответом в Нижнем Новгороде (21,4%). Полностью отсутствуют те, кто не смог определиться с источником крупного займа, в Новосибирске.
На вопрос о том, какой источник микрокредитов предприниматели считают для себя наиболее предпочтительным в настоящее время, мнения респондентов распределились следующим образом (см. рис.4.2).
Как и при выборе источников крупного займа, больше всего предпринимателей выбрали в качестве предпочтительного источника микрокредитования банки (36,5% опрошенных). Банки предпочитает более половины предпринимателей из Екатеринбурга (53,1%). Популярны они также и в Новосибирске (41,1%). Хотя в Курске (24,5%) и Нижнем Новгороде (28,9%) к ним относятся более сдержанно.
На втором месте по всей выборке находятся друзья, знакомые, родные. Их выбрали 28,2% респондентов, причем в Курске, Новосибирске и Нижнем Новгороде - это самый предпочтительный источник микрокредитования среди всех предложенных. В Курске его предпочитает 37,8% опрошенных предпринимателей, в Ростове-на-Дону - 37,0% ростовчан и Нижнем Новгороде – 35,1% нижегородцев. Значительно меньшее число предпринимателей ориентированы на этот источник микрокредитов в Новосибирске (10,1%) и Екатеринбурге (11,2%).
Рис. 4.2. Распределение ответов на вопрос: «Какой источник микрокредитов Вы считаете для себя наиболее предпочтительным в настоящее время?»
На третьем месте среди источников микрокредитов, наиболее предпочтительных для предпринимателей, находятся партнеры по бизнесу, которых выбрали 22,0% респондентов. Особым доверием в этом вопросе партнеры по бизнесу пользуются в Новосибирске, где за микрокредитом к ним предпочитает обратиться 40,4% опрошенных (здесь этот источник выбрало практически столько же предпринимателей, сколько остановило свой выбор на банках). На другом полюсе находятся предприниматели из Ростова-на-Дону, где к партнерам предпочитает обратиться 12,0% предпринимателей, и Курск, где 14,3% опрошенных выбрали этот вариант получения микрокредитов.
Следующая группа источников микрокредитов набрала существенно меньше голосов предпринимателей.
Лидируют в этой группе государственные или муниципальные Фонды поддержки предпринимательства, которых в качестве источника микрокредитов в настоящее время предпочитают иметь 5,5% опрошенных. Наибольшее число предпринимателей, рассчитывающих на микрокредиты этих структур в Курске (14,3%) и Москве (12,0%). И никто не выбрал фонды в Нижнем Новгороде.
К микрокредитам международных программ поддержки предпочитают прибегнуть 1,5% опрошенных, наибольшее количество – в Курске (4,1%) и полное отсутствие – в Москве.
Кредитные кооперативы (союзы), а также ломбарды (и иные аналогичные организации) в сумме, как и случае с крупными займами, предпочли менее одного процента опрошенных. Ломбарды выбрали только в Новосибирске и всего 3,0% живущих там предпринимателей, а кредитные кооперативы – только 2% представителей из Екатеринбурга.