Результативность мер по социальной защищенности и безопасности предпринимателей
Меры Федеральных программ поддержки предпринимательства в РФ, направленные на повышение социальной защищенности и безопасности предпринимателей, являются остро необходимыми на этапе становления сектора малого бизнеса, отсутствия цивилизованных рыночных отношений, повышенной криминализации этого сектора экономики, экономической и личной незащищенностью предпринимателей.
Содействие большей социальной защищенности и безопасности на федеральном уровне может быть реализовано, в первую очередь, за счет разработки нормативно-правовых базы, регламентирующей достаточно большую группу вполне определившихся к настоящему времени причин предпринимательского риска. Это риски коммерческого характера, некоммерческого, связанного с социально-политической нестабильностью, личного и семейного характера, связанного с незащищенностью жизни и здоровья предпринимателей и членов их семей, и т.д. определенная работа в этом отношении делается и соответствующие меры включаются в различные программы, в том числе. в программы поддержки.
Однако следует признать, что главная причина повышенного предпринимательского риска при этом не устраняется. Как показывают специальные исследования, общая причина многих рисков связана с теневым и полутеневым характером предпринимательской деятельности в России, масштабы которой достаточно велики. По данным аналитиков «серый» бизнес встречается практически на каждом малом предприятии. Это является естественной реакцией неокрепшего предпринимательства на жесткие финансовые ограничения, налоговый пресс, чрезмерный контроль со стороны государства, произвол чиновников. Полный или частичный уход в теневую экономику, или «серый» бизнес объективно повышает все виды предпринимательских рисков. Поэтому, несмотря на то, что специальная работа по повышению защищенности предпринимателей, в том числе социальной, и их безопасности, проводится и должна проводиться, вряд ли стоит рассчитывать на существенные сдвиги только за счет этих мер.
Насколько результативными являются принимаемые по программам господдержки меры и меняется ли уровень социальной защищенности и безопасности в последнее время, по мнению предпринимателей, можно оценить по данным опроса, проведенного в рамках настоящего исследования.
Участникам опроса было предложено ответить на вопрос «как изменился в последнее время уровень социальной защищенности и безопасности предпринимателей».
В ответе на этот вопрос мнения предпринимателей оказались практически едиными – «практически не изменился». Так считают большинство предпринимателей по всей выборке – 57,2%, причем практически без региональных различий. Только в Новосибирске доля выбравших этот ответ оказалась больше, чем в среднем – 77,6%. Остальные регионы продемонстрировали удивительное единодушие в оценках .
Если же рассматривать варианты изменений, то, в целом, больше предпринимателей зафиксировали снижение уровня защищенности, чем его повышение ( соответственно, 24,3% и 8,1% по всей выборке). В оценке понижений-повышений есть свои региональные различия. Больше всего почувствовали значительное снижение уровня защищенности предприниматели из Екатеринбурга (12,1% против 7,1% в среднем по выборке). В Москве оказалось больше всего тех, кто ощущает некоторое снижение защищенности (27,0% против 17,2% в среднем по выборке). Что касается значительных повышений уровня защищенности, то его заметили представители только двух регионов – Курска и Нижнего Новгорода и то, в очень небольшой доле (1,0% и 2,0%, соответственно). Некоторое повышение отметили по несколько представителей каждого региона (больше всего их было в Екатеринбурге – 13,1% и Нижнем Новгороде – 12,1%), что не меняет общего представления о ситуации.
Таким образом, несмотря на то, что определенный сдвиг за последнее время в этой сфере все-таки наметился в связи с общей стабилизацией социально-политической ситуации и постепенным формированием более цивилизованных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов и их контрагентов, в реальном восприятии ситуации самими предпринимателями практически ничего не изменилось, что еще раз подтверждает мысль о решающей, в этом смысле, роли создания основных благоприятных для бизнеса организационно-экономических условий.
3. Эффективность Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства