Тема 4. туристическое предприятие как основной агент туристического рынка.
ТЕМА 4. ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЙ АГЕНТ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА.
Туристские предприятия как посредники купли-продажи туристских услуг.
Экономическая эффективность туристического предприятия.
Тур как продукт туристического предприятия.
Подходы к классификации туров.
Туристская отрасль – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материальной и непроизводственной сферы, обеспечивающих своей работой производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, а также освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы и нематериальных источников туризма.
Основные черты предприятия:
1. Организационное единство предприятия, то есть предприятие – это некий организованный коллектив со своей структурой управления и со своим распределением функциональных обязанностей.
2. Обособление имущества.
3. Определенный комплекс экономических ресурсов, состав и структура которого зависят от сферы предпринимательской деятельности, предмета деятельности и используемой технологии.
4. Имущественная ответственность предприятий.
Оперативно-хозяйственная ответственность предприятий. Предприятие выступает как субъект в хозяйственной борьбе.
Предприятия и организации: в туристской индустрии тесно переплетаются интересы различных коммерческих компаний, госпредприятий и общественных организаций, которые оказывают различного рода услуги. Эти предприятия делятся на три вида:
а) первичные, функционирующие непосредственно для обслуживания рекреантов (санатории, пансионаты, турбазы, бюро путешествий, гостиницы, кемпинги и т.п.). в условиях замкнутого туристского и курортного центров почти вся сфера обслуживания относится к первичным предприятиям (кинотеатры, рестораны, столовые, стадионы, спортплощадки, службы быта и т.д.);
б) вторичные, открытые преимущественно для обслуживания отдыхающих, хотя их услугами пользуются и местные жители (предприятия общественного питания, учреждения культуры);
в) третичные, действующие для обслуживания местного населения, хотя они и удовлетворяют одновременно потребности туристов (общественный пассажирский транспорт, кроме специального транспорта турорганизаций).
Экономические агенты, производящие и реализующие туры и экскурсии, называются туристскими предприятиями. В настоящее время на рынке действует два основных вида турпредприятий – туроператоры и турагенты.
Туроператоры занимаются производством, продвижением и реализацией турпродукта, а именно: разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, реализует программу по их продвижению на рынок, рассчитывает и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам и реализует их либо от своего имени, либо через агентов непосредственным клиентам.
Туроператоры в цепочке продвижения турпродукта на рынке выполняют роль оптовых посредников между предприятиями туристской отрасли и турагентствами. Это выражается в том, что для организации тура им необходимо установить производственные связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительского и развлекательного комплекса и экскурсионными бюро.
Часто туроператоры, особенно крупные, на основе долгосрочных контрактов арендуют гостиницы и другие средства размещения, самолеты и автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая за счет этого большие скидки.
Туроператор приобретает юридические права на услуги, входящие в тур, на основании заключенных договоров с предприятиями и лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператорами по приему туристов, обеспечивающими предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Принципы классификации фирм-туроператоров:
1. По охвату рынка –
1.1.туроператоры массового рынка (это компании, специализирующиеся на наиболее популярных и массовых маршрутах);
1.2.специализированные туроператоры (могут специализироваться как на отдельном направлении, так и на отдельном виде туризма);
2. По территориально-национальной направленности туристического маршрута
2.1.туроператоры внутреннего рынка (организующие туры по своей стране);
Экономическая эффективность – процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при наиболее оптимальной комбинации денежных, материальных, информационных и других ресурсов, а также рабочей силы.
Так как туризм – система общественных отношений, то она имеет вертикально интегрированные звенья, каждое из которых должно функционировать для удовлетворения потребностей и целей общества. Поэтому цели нижнего уровня вытекают из целей верхнего уровня и детализируют их.
Таблица 1.Уровни экономической эффективности.
Название уровня | Цели уровня | Критерии достижения целей |
Общество в целом | Эффективное развитие туризма как диверсифицированного межотраслевого комплекса в соответствии с государственными программами развития туризма и государственной туристской политикой. | · Рост доли национального дохода, полученного за счет развития туризма; · Рост туристского экспорта и импорта; превышение экспорта над импортом. |
Туристская отрасль | Развитие рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширения материально-технического потенциала отрасли и нематериальных активов | · Минимизация затрат денежных, информационных, материальных ресурсов и рабочей силы на единицу туристского продукта отрасли; · Увеличение количества рабочих мест; · Усиление положительного влияния туристской индустрии на экономическое развитие регионов. |
Туристское предприятие | Максимизация производства и реализации турпродуктов; разработка туров, удовлетворяющих дифференцированным потребностям туристов; повышение качества обслуживания и клиентоориентированности | · Минимизация затрат различных видов ресурсов на единицу туристского продукта предприятия |
Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые последствия использования туристских ресурсов для государственного, регионального и местного бюджетов. Говоря об эффективности туризма, необходимо принимать во внимание два основных критерия – достижение поставленных целей и о соотношении результатов и затрат.
Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопряженных с туризмом отраслей – общественного питания, транспорта, сферы торговли, развлечений, культурного досуга и т.д., а также дополнительными налоговыми поступлениями в бюджеты различного уровня.
Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
Кроме того, туристы могут покупать товары туристского назначения.
Совокупность услуг и товаров туристского назначения составляет «туристский продукт».
Турпродукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Особенности туристского продукта заключаются в его:
· Неосязаемости;
· Несоответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг;
· Изменчивости;
· Дифференцированности.
Поэтому критерии эффективности турпродукта могут быть как прямыми (соотношение результатов и затрат), так и косвенными – количество жалоб; уровень квалификации персонала; наличие дипломов и сертификатов; время ожидания получения услуги по обслуживанию туриста; наличие стандартов обслуживания и контроль за их выполнением; отзывы профессионалов и обслуженных туристов; уровень использования информационных технологий и др.
Основные стадии разработки турпродукта:
1. Сначала компании формулируют стратегию разработки туристского продукта, которая, в свою очередь, включает инновацию продукта, т.е. установление вида требуемого продукта, модификацию уже существующих продуктов, а также распределение ресурсов для создания продукта.
2. После определения стратегии начинается этап генерации идей. Многие фирмы для этого используют такие инструменты, как мозговая атака, матрицы поиска, морфологический анализ и др. Затем идеи превращаются в концепции, которые проходят обсуждение у потенциальных клиентов и утверждаются.
3. Следующий этап разработки продукта - это бизнес-анализ, когда прогнозируются первоначальные и повторные продажи, планируются цены и предполагаемая прибыль.
4. Далее создается сам продукт, который проходит предварительное испытание на прочность. Этот этап дорогостоящий, требующий много времени и усилий.
5. Если не отвергается новый туристский продукт в стратегическом плане, в деятельности фирмы наступает этап коммерциализации нового туристского продукта, т.е. внедрение на рынок. Некоторые туристские компании привлекают венчурные предприятия, создают отделы нового продукта или держат в своем штате менеджеров по новым продуктам, которые оценивают и учитывают реакцию и ответные действия со стороны конкурентов.
Таблица 2. Классификация типов туров.
Цели путешествия | Познавательные, рекреационные, спортивные, оздоровительные, лечебные, экскурсионные, охотничьи, деловые, конгрессные, приключенческие, развлекательные, событийные и т.д. |
Тип транспорта | Авиационные, автомобильные, железнодорожные, морские и речные круизы, пешие, конные и т.п. |
Количество пользователей | Групповые, индивидуальные. |
Степень стандартизации комплекса услуг | Пэкидж-тур, индивидуальный тур. |
Продолжительность тура | Однодневные посещения и экскурсии, многодневные туры. |
ТЕМА 4. ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНОЙ АГЕНТ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА.